Проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Киселёв Игорь Васильевич
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» г.Омск

Для игрока вложение капитала – это игра шанса.
Для инвестора вложение капитала – это игра навыка.
Роберт Т. Киосаки [1, Ро́берт То́ру Кийоса́ки  — американский предприниматель, инвестор, писатель и преподаватель. Наиболее известен по своей книге «Богатый папа, бедный папа». Он является автором 15 книг, которые разошлись в количестве более 26 млн экземпляров. Разработал обучающую настольную игру «Денежный поток 101», предназначенную для освоения финансовых стратегий, и её продолжение «Денежный поток 202».]

Действительно, ни один инвестор в мире не будет вкладывать финансовые средства «на удачу», не имея под своими действиями прагматичного смысла. Данное высказывание знаменитого инвестора как нельзя правильно определяет весь смысл инвестиционной деятельности.

Международный инвестиционный капитал – это движение денежных потоков частных и публичных корпораций, государственных и не государственных фондов, частных лиц, организаций и т.д. [2, также инвестором может быть любое заинтересованное лицо]   из одного государства в другое, направленное на извлечение прибыли либо достижение иного полезного эффекта. В нашей стране под инвестиционной деятельностью понимают вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [3, ст. 1 N 39-ФЗ РФ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»// www.pravo.gov.ru.]   В России существует острая потребность вливания в частный бизнес и крупные государственные проекты иностранных инвестиций. По данным Государственного комитета по статистике, объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов? составил: в 2003г. – 29699 млн. долл., 2004 – 40509 млн. долл., 2005 – 53651 млн. долл., 2006 – 55109 млн. долл., 2007 – 120941 млн. долл., 2008 – 103769        млн. долл., 2009 – 81927 млн. долл., 2010 – 114746 млн. долл., 2011 – 190643 млн. долл. [4, Государственный комитет статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/foreign/#.]

Активность инвестиционного климата зависит от политических и экономических условий. Развитие инвестиционной деятельности также тесно связано с её правовым регулированием. Наиболее значимыми нормативными правовыми актами в этой сфере можно назвать следующие:

  • Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 39 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - закон об инвестиционной деятельности);
  • Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156 ФЗ «Об инвестиционных фондах»;  и другие.

Давая оценку законодательства «об инвестициях», следует отметить ряд проблемных вопросов.
На сегодняшний день нет единого подхода к определению соглашения о разделе продукции. Закон регламентирует правовые основы инвестиционных отношений, направленных на поиски, разведку и добычу минерального сырья. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвестору принадлежит исключительное право на поиск, разведку, добычу минерального сырья. Между Российской Федерацией (государством) и предпринимателем (инвестором) заключается договор, в котором установлены предмет, сроки, права, обязанности и т.д. На определённом участке суши инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Отдельные авторы называют этот договор публичным, так как в роли коммерческой организации (в данном случае государство) субъект не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, либо вообще отказывать в его заключении. Другие считают его гражданско-правовым. На наш взгляд, этот договор стоит относить к последнему виду договоров, т.е. гражданско – правовому. Так как, исходя из смысла самого договора, инвестор - это предприниматель, а предпринимательская деятельность всегда основана на риске. Государство в данном случае не приравнивается к коммерческой организации с точки зрения гражданского права. Государство не должно оказывать услуги каждому, кто хотел бы заключить с ним договор. Государство вправе выбирать инвесторов.
Неоднозначно решается вопрос о том, как регистрировать участников инвестиционной деятельности, каков объём их прав и обязанностей. Стоит отметить, что инвестиции - это относительно молодой инструмент экономики, а следовательно, и инвестиционная деятельность регулируется множеством нормативных правовых актов. На данном этапе ни в одной стране мира не выработан единый кодифицированный акт, который бы регулировал импорт и экспорт денежных средств (инвестиций) полностью. Поэтому даже высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции, а также должностные лица не могут точно ответить на вопрос: «Каким документом регулировать те или иные отношения?» Многочисленные примеры судебной практики показывают, что государственные органы очень часто при регулировании инвестиционной деятельности применяют нормы гражданского права. При этом остро встаёт вопрос о финансировании данной деятельности. Стоит помнить, что уже на стадии конкурса, где определяются будущие инвесторы, государственные органы должны руководствоваться соответствующими нормами, регулирующими инвестиционную деятельность.

Проблемы международных частноправовых отношений (к каким относятся инвестиционные отношения), всегда характеризуются присутствием иностранного элемента. На практике почти не удаётся избежать коллизионных столкновений двух или более национальных правовых систем. «Благодаря коллизионным нормам международное частное право выделилось в самостоятельную область права, находящуюся в национальной системе права отдельного государства»[5, «Agradeciendo a las normas de colisiуn el derecho internacional privado se ha separado en la esfera independiente del derecho que se encuentra en el sistema nacional derecho del estado separado», - Adolfo Miaho de la Muelo. Las Normas Materiales de Derecho Internacional Privado // Revista Espanola de Derecho Internacional. V. XVI, N 3. 2010г.  Адольфо Миахо де ла Муэло - профессор кафедры международного права в Университете Валенсии, Провинция Леванте, Испания.] Однако коллизионные нормы ограничиваются лишь указанием на тот правопорядок, в котором следует искать ответы применительно к возникшим отношениям. В то же время, как подчеркивает Адольфо Миахо де ла Муэло, право каждого государства, как и система международного публичного права, состоит из норм материальных, т.е. норм, в которых содержится ответ на вопрос, какие правовые последствия возникают в связи с тем или иным юридическим фактом [6, http://www.juristlib.ru/book_5866.html Статья «Актуальные проблемы международного частного права». Доронина Н.Г.,  Журнал российского права, 2010 Стр. 114 – 127.]

Существуют проблемы и в сфере разрешения коллизионных споров. Наиболее удачный пример, на наш взгляд, приведён в статье Р. Н. Салиевой [7,  Салиева Роза Наильевна, заведующая лабораторией правовых проблем недропользования и экологии Академии наук Республики Татарстан, член-корр. РАЕН, профессор, доктор юридических наук.] о том, что при возникновении данного спора арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения в случае наличия во внешнеэкономическом контракте арбитражной оговорки о том, что споры по контракту разрешаются в международном коммерческом арбитраже «ad hoc». Вызывают определенные вопросы механизмы разрешения споров по соглашениям о разделе продукции, заключенным в сфере недропользования. В целом соглашения о разделе продукции наряду с другими сделками считаются средствами привлечения инвестиций в экономику страны как иностранных, так и российских, особенно в сферу хозяйственной деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса. Если в международной практике соглашения о разделе продукции применяются достаточно давно и эффективно, то в России пока не сложилась широкая практика заключения таких соглашений. На сегодняшний день заключено лишь несколько соглашений с иностранными инвесторами, в частности, это соглашения «Сахалин-1» и «Сахалин-2». По своим условиям эти соглашения в достаточной мере обеспечивают интересы инвестора. В частности, об этом свидетельствуют установленные в соглашениях механизмы арбитража. В соглашении о разделе продукции «Сахалин-2» определено, что соглашение регламентируется и толкуется в соответствии с законодательством штата Нью-Йорк, США, без учета соответствующих норм коллизионного права. Любые споры, возникающие в связи с соглашением, разрешаются путем взаимных консультаций сторон. В случае невозможности разрешения спора путем взаимных консультаций в течение 60 (шестидесяти) дней после направления одной стороной другой стороне уведомления о существовании спорного вопроса и при отсутствии договоренности об ином, спор передается на разрешение в арбитраж в Стокгольме, Швеция, в соответствии с арбитражным регламентом Юнситрал [8, http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=319 Статья «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России: состояние и перспективы развития» Р.Н. Салиева.]  (UNCITRAL) [9, UNCITRAL - Комиссия ООН по праву международной торговли.]

На наш взгляд, в законодательстве неправильно определён субъектный состав инвестиционной деятельности. В законе об инвестиционной деятельности сказано, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица [10, ст. 4 N 39-ФЗ РФ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».]  Пользователи объектов инвестиционной деятельности не могут быть признаны  субъектами инвестиционной деятельности. Иначе это противоречит определению «инвестиционная деятельность», данному в том же законе в статье 1, и противоречит общему смыслу инвестиционной деятельности с точки зрения экономики. Субъектами могут быть признаны только те, кто инвестирует (к примеру, денежные средства), либо кто осуществляет практическую деятельность. Но ни в коем случае инвестором не может быть признан потребитель этого товара, т.е. пользователь.

Изложенные выше проблемы - это далеко не полный список тех проблем, которые нуждаются в серьёзной проработке. Правовое регулирование инвестиционной деятельности по содержанию является комплексным. Эти правовые нормы образуют межотраслевой институт права. Например, можно было бы попробовать объединить все нормы, касающиеся инвестиций, в один кодифицированный акт, либо попытаться упростить действующее законодательство в этой сфере путём слияния нескольких нормативных правовых актов. Существующая законодательная база не однозначно определяет терминологию. Отсутствует единое понятие предмета инвестиционной деятельности. Так как внешнеэкономическая деятельность РФ в последнее время характеризуется значительными успехами (вступление в ВТО, увеличение товара – оборота с другими странами и т.д.), представляется, что в ближайшее время имеющаяся законодательная база будет существенно скорректирована.

Источники

1. Las Normas Materiales de Derecho Internacional Privado // Revista Espanola de Derecho Internacional. V. XVI, N 3. 2010г.  Стр. 54-67

2. Статья «Актуальные проблемы международного частного права». Доронина Н.Г.,  Журнал российского права, 2010 Стр. 114 – 127.

3. http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=319 Статья «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России: состояние и перспективы развития». Р. Н. Салиева.

4. http://www.juristlib.ru/book_5866.html Статья «Актуальные проблемы международного частного права». Доронина Н.Г.,  Журнал российского права, 2010 Стр. 114 – 127.

5. Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 39 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

6. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

7. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156 ФЗ «Об инвестиционных фондах».

4.5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.5 (2 голосов)

Игорь Васильевич! Тема очень интересная и сложная. Уточните пожалуйста, публичный договор у нас разве не является гражданско-правовым?

Игорь Васильевич, тема действительно не относится к простым, возможно, следовало бы разобраться в рамках одной статьи с какими-то отдельными направлениями интестиционной деятельности. Однако следует похвалить за самостоятельность исследования.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".