Государственная поддержка семей с детьми-инвалидами

Рябуха Иван Владимирович,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»

В одном интервью, данном Российской газете, на вопрос журналиста: «Какую бы отметку по нашей школьной шкале оценок вы поставили положению детей в России сегодня?» Павел Астахов Уполномоченный по правам ребенка в РФ ответил: «Тройку. Есть регионы, дела в которых обстоят на двойку». В таком случае встает вопрос: «А какую оценку можно поставить положению детей-инвалидов в РФ?».

Соблюдение прав данной категорий детей находится в еще более удручающем состоянии. В нашей стране сложилось отношение к инвалидам, в т.ч. и к детям инвалидам, как к ущербным людям. Будущим матерям, когда они узнают, что у них родится ребенок с аномалиями, нередко советуют отказаться от таких детей. Те же, кто решают оставить такого ребенка, сталкиваются с множеством трудностей. Ребёнку–инвалиду необходим постоянный уход, потребительская корзина ребенка-инвалида в 5 - 7 раз дороже потребительской корзины его здорового сверстника, такие дети имеют серьезные проблемы с социализацией в обществе. И в то же время 70% семей, воспитывающих детей-инвалидов, живут за чертой прожиточного минимума. И в силу этого они не могут обеспечить своим детям нормального содержания, ухода, лечения и обучения.

Конечно, государство в силу принятых на себя международных и конституционных обязательств не бросает такие семьи совсем на произвол судьбы. Обязательства по социальному обеспечению инвалидов разделены между Российской Федерацией и её субъектами.

Так на федеральном уровне дети-инвалиды имеют право на:

- социальную пенсию в размере 5 124 рублей в месяц1;

- ежемесячные денежные выплаты в размере 1 544 рублей2;

- государственную социальную помощь на покупку в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в размере 604 рублей;

- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

- санаторно-курортное лечение сроком на 21 день3.

А на региональном уровне, в частности в Омской области, предусмотрены следующие меры социальной поддержки детей-инвалидов:

1) Дети-инвалиды, обучающиеся на дому: - бесплатно обеспечиваются на время обучения учебниками, учебной, справочной и другой литературой, наглядными пособиями и другими средствами обучения;

- обеспечиваются специалистами из числа педагогических работников, методической и консультативной помощью, необходимой для освоения общеобразовательных программ;

- имеют право на прохождение промежуточной и итоговой аттестации и получение по результатам аттестации документа о соответствующем образовании.

2) Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение по общеобразовательным программам детей-инвалидов на дому самостоятельно, ежемесячно выплачивается денежная компенсация затрат на воспитание и обучение.

3) Дети-инвалиды имеют право на социальное обслуживание (социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание на дому; полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания; стационарное социальное обслуживание; срочное социальное обслуживание и так далее)4.

Но, в то же время, нельзя сказать, что данных социальных услуг достаточно, и что они исполняются в полном объеме.

Так, по данным региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, обеспечиваются путевками только 65,8% детей-инвалидов. При этом обеспечение детей-инвалидов за счет указанного Фонда средствами индивидуальной лечебной реабилитации (протезами, колясками и пр.) составляет менее 50% .

Размер материальной помощи выплачиваемой на обеспечение лекарствами и лечебными продуктами питания при заболеваниях, связанных с установлением инвалидности не соответствует их реальному потреблению. Например, для детей, больных фенилкетонурией, стоимость лечения и специализированного питания составляет 25 - 30 тыс. руб. в месяц.5

Более 70% родителей детей-инвалидов вынуждены оставить работу либо прибегать к неполной рабочей занятости, для постоянного ухода за детьми. Но это в ответ влечет уменьшение уровня доходов такой семьи, что также влечет низкую обеспеченность потребностей детей-инвалидов.

По оценкам экспертов, потребительская корзина ребенка-инвалида в 5 - 7 раз дороже потребительской корзины его здорового сверстника. Выплачиваемые пенсии и пособия не способны полностью покрыть все необходимые затраты на содержание ребенка.

Из всего вышесказанного выходит, что на сегодняшний день положение детей-инвалидов в нашей стране можно оценить на «тройку», если не на «двойку». Чтобы изменить существующее положение «половинчатых» мер недостаточно - требуется кардинальное изменение политики государства в данном отношении.

Выражаясь простым языком – нужно выделять на решение данной проблемы больше денег. Однако, увы, ждать, что государство «раскошелиться», пока не приходится.

Ежегодно в Британии выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно 19 миллиардов фунтов стерлингов (34 миллиарда долларов). Инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, приобретение кресел-колясок, слуховых аппаратов. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны.

Во Франции размер пенсии по инвалидности колеблется в пределах 630-700 евро в месяц. К этому следует добавить налоговые льготы, всяческие скидки, в том числе на телефон (минус 50 процентов).6

1 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

2 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

3 Федеральный закон «О государственной социальной помощи»

4 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»

5 «О положении детей в Российской Федерации»: Государственный доклад. М.: Пульс, 2008

6 Российская газета  № 4788 от 7 ноября 2008 г.

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)

В статье Вы приводите общую "картину" данной проблемы. Скажите, а какие Вы могли предложить меры поддержки для улучшения состояния таких семей, помимо дополнительного финансирования?

Спасибо за вопрос. В первую очередь, я должен сразу признаться, что не рассматривал вопрос о тех мерах государственной поддержки, которые оказываются всем инвалидам (т.е. не только детям), и, следовательно, описанные мною в статье предоставления для семей с детьми-инвалидами не являются исчерпывающими, так как есть еще "общие нормы". Так, например, государственное содействие протезированию (см. - Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240), содействие занятости (см. - ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ), не говоря уже о парковках для инвалидов (см. - ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ) и т.д. Чего либо концептуально нового я предложить не могу, поскольку, на мой взгляд, всё, что можно, уже предложено. Единственные (я бы сказал даже коренные) проблемы заключаются именно в финансировании, а также в реализации существующих мер.

Уважаемый Иван Владимирович, исследуемая вами проблема, безусловно, никогда не потеряет своей актуальности. Вместе с тем, тема вашей статьи звучит как «Государственная поддержка семей с детьми-инвалидами», потому не могли бы вы указать конкретные меры государственной поддержки, направленные на обеспечение нормального уровня жизни детей-инвалидов, а также правовые механизмы их реализации.
Кроме того, вы указываете на необходимость увеличения финансирования государственной поддержки такой категории граждан. Отсюда возникает вопрос, за счет федерального бюджета или бюджета субъектов РФ должно произойти увеличение такого финансирования?

Спасибо, что задали вопрос. Правда я не совсем понимаю, что вы имеете в виду под "конкретными мерами поддержки". На мой взгляд, в своей статье, а также в ответе на предыдущий комментарий я рассказал конкретно о том, какие меры предоставляются. Если можете, поясните свой вопрос.
А вот относительно механизма их реализации я могу пояснить следующее.

Например, для получения ежемесячной денежной выплаты необходимо подаеть заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства родителя или иного законного представителя. К заявлению должны быть приложены документы:
а) удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
б) об установлении инвалидности;
а также в необходимых случаях
в) документы о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации
г) удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя).
Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней.
Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты выносится не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.
В случае несогласия с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, оно может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Решение как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации может быть обжаловано гражданином в суде.(см - ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 № 294 (ред. от 17.12.2009))
Можно приводить другие примеры реализации прав на соответствующие льготы.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".