Особенности правового положения однополых супругов в международном и национальном праве

О.Г. Диц,
Кемеровский институт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
Научный руководитель: Лебеденко С.А., ст. преподаватель

В семейном законодательстве ряда стран юридическим терминам, обозначающим альтернативные браку формы однополых союзов (домашнее партнерство, внутреннее партнерство, зарегистрированное партнерство, незарегистрированное партнерство и пр.), придается различное значение. Объем прав, предоставляемых в результате вступления в подобный союз, зависит от специфики внутригосударственного законодательства и может находиться в диапазоне от минимального до столь значительного, что единственное различие с браком заключается только в названии.

При рассмотрении вопроса о правовой регламентации семейных правоотношений представителей сексуальных меньшинств в России ситуация представляется достаточно стабильной и естественной для государства, находящегося на пути демократического развития. Основными характеристиками российского законодательства в рассматриваемой области является отсутствие прямых дискриминационных положений для лиц гомосексуальной ориентации при одновременном отсутствии каких-либо упоминаний о правах сексуальных меньшинств и отсутствии правовых механизмов защиты от дискриминации в самых различных областях жизнедеятельности [3].

Российское законодательство не содержит никаких положений, направленных на обеспечение защиты лиц гомосексуальной ориентации от дискриминации или оскорблений. Каждая отрасль права содержит императивные нормы, не допускающие дискриминации прав и свобод человека и гражданина, однако в их числе отсутствует какое-либо упоминание о принадлежности человека к нетрадиционной сексуальной ориентации. Основной закон Российской Федерации - Конституция РФ, закрепляет в ч. 1 ст. 19, что «все равны перед законом и судом». Часть 2 ст. 19 Конституции гласит, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Таким образом, перечень оснований запрещенной дискриминации, закрепленный российской Конституцией, является достаточно широким, но не исчерпывающим [2].

Понятие сексуальной ориентации, хотя и не упомянуто в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, но, со всей очевидностью, подпадает под категорию «других обстоятельств». Еще до принятия действующей Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд  отмечал применительно к открытому перечню оснований запрещенной дискриминации, что «дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в Конституции, но и по другим признакам. Конституция не ограничивает перечень признаков, по которым исключается любая дискриминация граждан, а напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию, как в законодательстве, так и в правоприменительной практик».

О ситуации с правовым регулированием положения сексуальных меньшинств в Европе можно составить представление из доклада Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В 2010 году Парламентская ассамблея Совета Европы выступила в защиту прав сексуальных меньшинств. В резолюции, принятой Ассамблеей, содержится список рекомендаций стран-членов Совета Европы с тем, чтобы облегчить положение сексуальных меньшинств [1]. Среди мер, к которым призвала Ассамблея, - исключение всякой дискриминации сексуальных меньшинств в национальных законодательствах, в том числе - отмена судебного преследования за однополые сексуальные отношения, если они имеют место при согласии обоих (или обеих) взрослых партнеров. При этом Ассамблея призвала немедленно освободить из тюрем всех, кто попал туда за принадлежность к так называемым «лицам с нетрадиционной ориентацией».

Ассамблея выступила за недопущение дискриминации по признаку сексуальной ориентации при приеме на государственную или иную службу, в том числе в армию и полицию. Ассамблея также рекомендовала своим членам считать преследования за сексуальную ориентацию основанием для предоставления политического убежища. В специальном докладе, подготовленном комитетом Ассамблеи по законодательству и правам человека, среди стран, где больше всего уважают права гомосексуалистов и лесбиянок, названы Бельгия, Чехия, Финляндия, Франция, Мальта, Нидерланды, Швеция и Швейцария, где для людей гомосексуальной ориентации нет никаких ограничений, в частности, при приеме на армейскую службу и при трудоустройстве.

Наиболее острым и деликатным в Европе остается вопрос о возможности предоставления однополым парам права на усыновление (или удочерение) детей. Разрешено это делать только в Нидерландах. Даже в таких либеральных странах, как Бельгия, Чехия, Швеция, это запрещено. Сессия Ассамблеи, также оставила данный вопрос без однозначного ответа, воздержавшись от дачи своих комментариев и конкретных решений. И только в проекте рекомендаций Ассамблеи открыто приветствовалось принятие законов, дающих сексуальным меньшинствам право усыновления, однако в итоговом тексте этот тезис был снят.

Возможность заключать «настоящие браки» (в смысле такие же, как и традиционные гетеросексуальные) у партнеров одного пола появилась сравнительно недавно, да и то всего лишь в нескольких странах. Но тенденция к признанию подобных союзов уже заметна и стремительно распространяется по всему цивилизованному миру.

Впервые о проблемах однополых пар серьезно заговорили в 1989 году, когда в Дании был принят первый в мире Закон «О зарегистрированных партнерствах». Датчане поступили просто и демократично: основная статья закона провозглашала, что «двое людей одного пола могут зарегистрировать свое партнерство», а остальные статьи подтверждали, что все законодательные положения о браке должны точно так же относиться и к зарегистрированному партнерству, включая взаимные финансовые обязательства, право наследовать после смерти партнера, право на социальные выплаты и т.п. В результате датские геи получили такие же права, как и состоящие в браке «натуралы», кроме права усыновления детей и возможности оформления браков в церкви.

Увидев, что введение «партнерств» не привело к необратимому разрушению датского общества, их примеру последовали соседние страны: в 1993 году такой же закон появился в Норвегии, спустя год - в Швеции, а еще чуть позже - в Исландии и Нидерландах. Причем исландские и нидерландские законы уже разрешали «зарегистрированным партнерам» усыновлять детей.

 Во Франции пошли другим путем: с 2000 года гей-парам было предоставлено право заключать особый гражданско-правовой договор – «пакт гражданской общности» (PaCS). Этот «пакт» не изменял семейного статуса партнеров, но позволял регулировать их имущественные отношения. Впрочем, объем предоставляемых прав был сильно ограничен - например, не разрешено усыновлять детей, иммигрировать, наследовать после смерти партнера при отсутствии завещания. Подобные ограничения продолжают применяться в Португалии и некоторых испанских регионах (например, в Каталонии и Арагоне).

Все большее количество городов США - Сиэтл, Миннеаполис, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Атланта, Чикаго - еще с середины 80-х годов начали принимать местные законы о «домашних партнерствах». Для создания домашнего партнерства, необходимо подать совместную декларацию в мэрию, юридически подтвердив тем самым свое намерение. В обмен лицам, организовавшим партнерство, предоставляется право наследовать аренду квартиры после партнера, посещать его в больнице или тюрьме, а также право на получение некоторых социальных выплат. Такие «партнерства» признаются в штате Гавайи и в штате Вермонт, в котором Верховный суд постановил, что, по Конституции штата, однополые пары должны иметь точно такие же права и их защиту, как и женатые разнополые пары.     

В начале 2001 года, после пяти лет обсуждений в прессе и в парламенте, королева Нидерландов Беатрикс подписала два закона. Первый – «Об открытии брака для однополых пар», второй – «Об усыновлении однополыми парами». Законы признавали полное равенство однополых и разнополых пар в вопросах брака, но давали геям разрешение на усыновление только голландских детей, во избежание проблем международного порядка. В первый год новым законом воспользовались 2400 однополых пар (а всего в том году в Нидерландах было зарегистрировано 83 000 браков).

30 января 2003 года примеру Нидерландов последовала Бельгия, предоставив однополым парам возможность заключать полноценные браки. С 2004 года однополые браки заключаются и в Канаде. Причем, в отличие от Бельгии и Нидерландов, эта североамериканская страна не накладывает никаких ограничений на место жительства «брачующихся». Чтобы получить полноценное свидетельство о браке, в Канаду приезжает много гей-пар из США. Кстати, для граждан других стран эта возможность тоже существует.

Что касается юридической регламентации данного вопроса в России, то единственной законной формой отношений между людьми остается брак между мужчиной и женщиной. Даже двое в «натуральной» паре, прожившие вместе не один десяток лет без государственной регистрации брака, с точки зрения закона, будут чужими друг другу людьми, не имеющими никаких взаимных семейных прав и обязанностей.

Поскольку брак в России определен именно как союз мужчины и женщины, то однополые браки, зарегистрированные зарубежом, не получают соответствующего признания на территории РФ. Аналогичный подход применим и к «зарегистрированным партнерствам», так как они даже по своему названию не соответствуют закрепленному в нормах СК РФ термину «брак».

Среди основных проблем жизни гомосексуалов в России остается бытовая гомофобия и крайняя общественная пассивность сексуальных меньшинств, вызванная желанием любым путем скрыть от окружающих особенности своей сексуальности. В России продолжается миграция геев, желающих вести публичный образ жизни, из провинции в крупные мегаполисы.

Наиболее значительным недостатком российской правовой базы следует признать отсутствие законодательного запрета дискриминации на основании сексуальной ориентации в различных отраслях права (прежде всего, в уголовном, а также трудовом праве), что создает предпосылки к росту нарушений, связанных с дискриминацией прав гомосексуалистов в различных сферах.

Список литературы

  1. Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы «Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности», 2010г.
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., с изменениями от 30 декабря 2008г. // Российская газета №4831, 21 января 2009г.
  3. Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств. http://www.sexplorer.ru/index.php?option=content&task=view&id=69
  4. Иванов Н. «Два конца два кольца» // КВИР Журнал для необычных людей, №8, март 2004г. http://kvir.ru/08-ivanov.html
0
Ваша оценка: Пусто

Так как объектом моего исследования является смежный вашей теме вопрос, для меня вдвойне будет интересно услышать ваше мнение по данной проблеме. Как вы считаете, должна ли Россия на государственном уровне нормативно регламентировать данный вопрос во избежание дискриминации прав сексуальных меньшинств и нарушении их прав или же у России должен быть свой механизм урегулирования этого вопроса? К примеру, взять такое социальное явление как проституция, ведь существуют как противники ее легализации так и сторонники. Последние обосновывают свою точку зрения тем, что бороться со столь "древней профессией" попросту смысла нет. А если нет смысла бороться с тем, что прочно интегрировалось в общество, то логичнее будет хотя бы контролировать это. Может быть аналогично обстоят дела и с однополыми браками и подобными вещами?

Автор статьи поднимает тему, обсуждаемую последние годы на самых высоких уровнях власти. Гомосексуальные отношения существовали всегда, но в настоящее время благодаря усиленному вниманию к этому вопросу, такие отношения становятся практически модными и начинают оцениваться обществом как почти норма, хотя по настоящему нетрадиционно ориентированных людей единицы. Я за толерантность в отношении таких людей, но страшно то, что мы можем придти к спокойной мысли о ребенке ,, само решит, когда вырастет,,... И существующие тенденции в правовом регулировании, к сожалению, могут привести нас к этому...

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".