Карева А.В.,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Научный руководитель: к.ю.н., доцент, Темникова Н.А.
Развитие системы патронатного воспитания имеет свою давнюю мировую историю. Современный этап развития патронатного (фостерного) устройства детей в странах Западной Европы и США предполагает рассмотрение патронатного воспитания как профессию, включенную в список специальностей. Существует система квалификационных характеристик, оценки и повышения квалификаций.
Современный отечественный опыт развития системы патронатного воспитания в некоторых регионах России ориентирован на значительную роль уполномоченного учреждения в подборе и подготовке патронатных воспитателей, а также в осуществлении консультирования и контроля над их деятельностью. Определяющий вектор развития системы патронатного воспитания в нашей стране, как и на Западе, заключается в «профессионализации» системы патронатного воспитания, когда труд патронатного воспитателя является высококвалифицированным, специализированным.
В законах субъектов взгляды на существо отношений патроната различаются. Так, различен объем понятия «патронат». В законе Забайкальского края говорится о том, что патронат – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя в целях их содержания, воспитания и образования (статья 1).
Качественно иное, гораздо более широкое, развернутое понятие патроната указано в законе Мурманской области. А именно: «патронат - форма воспитания и оказания социальной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, проживающим в кровной семье и находящимся в трудной жизненной ситуации, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющимся выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Что касается видов патроната, то они также различны в разных законах. В законе Мурманской области патронат делится на постинтернатный патронат и социальный патронат. Лица, осуществляющие патронат оказывают помощь в реализации прав и законных интересов лиц, находящихся под патронатом; оказывают содействие в реализации мер социальной поддержки и социальной адаптации; оказывают социальную, психологическую, консультативную и иную помощь в ликвидации трудной жизненной ситуации. То же самое и в Рязанской области.
Положения о патронатном воспитании по основным вопросам во всех регионах являются схожими и направлены на улучшение качества жизни ребенка. Ребенок, достигший возраста 10 лет, передается на патронатное воспитание только с его согласия. Прекращение патронатного воспитания осуществляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет. На лиц, желающих взять ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на патронатное воспитание, распространяются требования, установленные федеральным законодательством в отношении опекунов (попечителей).
На детей, переданных на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения и социальные гарантии, установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство).
Рассматривая патронат в контексте формы семейного устройства, следует выделить некоторые присущие ему признаки:
> во-первых, это срочные правоотношения;
> во-вторых, они не предполагают возникновения между патронируемым и патронатным воспитателем кровно - родственных связей, алиментных и наследственных правоотношений;
> в-третьих, это договорные отношения;
> четвертых, патронат предполагает частичное делегирование полномочий по опеке (попечительству) над ребенком патронатному воспитателю, без статуса законного представителя несовершеннолетнего;
> в-пятых, финансовое обеспечение содержания ребенка и оплата услуг патронатного воспитателя осуществляется в соответствии с нормативами, установленными субъектами РФ;
> в-шестых, деятельность по защите прав ребенка, переданного на патронат, имеет плановый характер и регламентируется планом по защите прав ребенка.
Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.
Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
Правоустанавливающим документом, определяющим основные вопросы патронатного воспитания конкретного ребенка, является договор о патронатном воспитании. В этом договоре устанавливается объем полномочий как патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со ст. ст. 26, 28, 37 ГК РФ, так и уполномоченной организации органа опеки и попечительства.
Кроме того, в нем закрепляются права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности кровных родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату и патронатного воспитателя.
Также указанный договор обязательно должен содержать положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также кровных родителей (законных представителей) ребенка.
При определении объема полномочий по договору патронатного воспитания учитывается, какие вопросы входят в компетенцию уполномоченной организации, а какие относятся к решению патронатного воспитателя.
Основные отличия патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):
1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью. Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью.
3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка.
4. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.
Уже были описаны плюсы такого института как патронат. Поэтому полагается целесообразным его создание в Омске.