Астафуров Александр Евгеньевич
ФГБОУ ВПО НГТУ, г. Новосибирск
Связь – неотъемлемая часть жизнедеятельности общества. Сектор телекоммуникационных услуг в Российской Федерации является динамично развивающейся отраслью экономики. К сожалению право, как регулятор общественных отношений, зачастую не успевает за их развитием. Исключением не стали и телематические услуги (терминологически точное, легальное определение услуги доступа в Интернет).
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена тем обстоятельством, что система российского законодательства в области связи, «сердцем» которого являются правовые нормы главы 39 ГК РФ и Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», не в полной мере учитывает особой специфики гражданско-правовых отношений, складывающихся в результате оказания услуги доступа в Интернет. Иначе невозможно объяснить отсутствие законодательного закрепления дефиниции понятия «телематические услуги связи», более того указанное понятие не только не понятно абонентам-потребителям, указанное понятие не известно и ученым-цивилистам, не занимающимся исследованиями в области возмездного оказания услуг связи. Как следствие этого, как суды [1], так и некоторые исследователи [2] ошибочно полагают, что услуги доступа в Интернет регулируются Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 32. Можно предположить, что некорректное понимание сферы применения означенного нормативного правового акта вызвано, во-первых, отсутствием закрепления в действующем законодательстве как понятия «услуги связи по передаче данных», так и понятия «телематические услуги связи», а во-вторых, тем обстоятельством, что до внесения изменений в Правила оказания телематических услуг связи Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. № 575 в 2007 году, которыми доступ в Интернет был включен в категорию «телематические услуги связи», полностью отсутствовал нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере оказания услуги доступа в Интернет. С принятием новой редакции Правил оказания телематических услуг связи сеть Интернет была признана не просто коммуникационной, а информационно-коммуникационной сетью. Однако при этом не было проведено различие между телематическими услугами связи и услугами связи по передаче данных. Необходимо четко обозначить, в чем заключается различие между указанными видами услуг.
В силу п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», услуги связи подлежат обязательному лицензированию. Во исполнение указанного закона постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 были утверждены Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии и Перечни лицензионных условий. В соответствии с пунктом 1 Правил оказания услуг связи по передаче данных, предметом регулирования являются правоотношения сторон, возникающие в сфере функционирования особого вида возмездных услуг связи по передаче данных, предоставляемых неограниченному кругу лиц. Из смысла Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и разделов XIV, XV Перечней лицензионных условий, можно установить, что в состав услуг связи по передаче данных входит:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) соединение по сети передачи данных;
в) доступ к услугам связи по передаче голосовой информации, оказываемым другими операторами связи, сети передачи данных которых взаимодействуют с сетью связи лицензиата.
Как верно указано Н.В. Сухаревой, «названные услуги весьма разнообразны, однако классификация их подвидов на настоящий момент не получила нормативного отражения» [3].
Правила оказания телематических услуг связи регулируют отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи (п. 1 Правил оказания телематических услуг связи).
Перечнем наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и разделом XVI Перечней лицензионных условий установлено, что телематические услуги связи включают в себя:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что как в теоретических, так и в практических целях необходимо четко разграничить два вида различных услуг связи, закрепить их в нормах специальных Правил, а именно:
- Внести в п. 2 Правил оказания услуг связи по передаче данных определение понятия «услуги связи по передаче данных»: «услуги связи по передаче данных - это деятельность по организации оператором связи канала связи для обмена трафиком между двумя точками, обе из которых принадлежат абоненту».
- Закрепить в п. 2 Правил оказания телематических услуг связи определение понятия «телематические услуги связи»: «телематические услуги связи – это деятельность оператора связи, направленная на обеспечение возможности доступа абонента к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет».
Литература:
- Например: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2011 г. по делу № А39-4248/2010. [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Например: Мишунин А.Е. Правила оказания услуг электросвязи: коллективный портрет. [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Сухарева Н.В. Комментарий к правилам оказания услуг связи [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Сухарева Н.В. Комментарий к правилам оказания услуг связи [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
Статья показалась интересной. Возможно, предложенное Вами решение было бы значимым как в теоретических, так и в практических целях.