Правовое регулирование суррогатного материнства в России

Орлова Екатерина Аркадьевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»

В мае 2006 года в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, отметил актуальность и остроту проблемы демографического развития нашей страны. 9 октября 2007 года издан Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с Концепцией, являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет.

Анализируя показатели рождаемости и смертности за первую половину 2012 года, и сравнивая их с показателями 2003-2011 годов, можно сделать вывод о том, что ситуация в нашей стране стабилизируется, существует тенденция к снижению смертности и увеличению рождаемости.

За 2012 год:

  1. родилось 1 896 263 человек (на 102 435 человек или на 5,7 % больше, чем за 2011 год);
  2. умерло 1 898 836 человек (на 26 200 человек или на 1,4 % ниже, чем за 2011 год);
  3. убыль: 2 573 человек (в 2011 году убыль 131 208 человек).

Но, тем не менее, существует проблема репродуктивного здоровья граждан. В решении такой проблемы помогают новейшие достижения в области биомедицины, которые расширяют возможности лечения бесплодия при помощи методов искусственной репродукции. Это обсуждается не только в официальных источниках, но среди населения. На просторах интернета немало форумов, на которых семейные пары делятся своими проблемами по поводу данного вопроса, кто-то ищет суррогатную мать для своего ребенка, кто-то задает вопросы по поводу особенностей такого решения проблемы тем, кто уже имеет опыт в искусственной репродукции. В связи с этим становится все более актуальным вопрос о надлежащем законодательном регулировании правового статуса лиц, зачатых искусственным путем.

Репродуктивные права и репродуктивное здоровье являются одной из составляющих права на охрану здоровья и медицинскую помощь, являющегося общепризнанной нормой международного права, закрепленной как в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1, так и в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации одними из наиболее приоритетных объектов внимания государства, общества и граждан являются материнство, детство, семья 3.

О применении вспомогательных репродуктивных технологий говорится в статье 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 4. Часть 1 указанной статьи содержит определение вспомогательных репродуктивных технологий. Они представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации регламентирует приобретение статуса родителей ребенка, родившегося в результате применения методов искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, а также оспаривание отцовства и материнства (статьи 51, 52 Семейного кодекса Российской Федерации).

В Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» 5 в пункте 5 статьи 16 указаны необходимые документы для государственной регистрации рождения ребенка супругами, давшими согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания.

Более подробно остановимся на проблеме суррогатного материнства, которое является отдельным видом использования искусственных репродуктивных технологий.

Статья 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дает определение: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям». А также устанавливает требования к женщине, являющейся суррогатной матерью. Ей может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга.

Очевидно, что законодательное регулирование данного вопроса имеет некоторые недостатки, и, в этой связи, возникает большое количество вопросов.

Каким образом решается проблема в других государствах? Обращаясь к зарубежному опыту в области суррогатного материнства, стоит сказать, что решение данной проблемы в иностранных государствах не является однозначным.

В странах Западной Европы (Франция, Германия, Норвегия, Австрия, Италия, Швейцария) запрещено как коммерческое, так и некоммерческое суррогатное материнство. Определяющим фактором достаточно консервативного взгляда на применение современных биотехнологий в области репродукции человека стала позиция Римской католической церкви, осуждающей любые попытки искусственного вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни.

В Германии вопросы, связанные с применением вспомогательных репродуктивных технологий, регулируются принятым в 1991 году Актом (The Embryo Protection Act). Согласно положениям указанного Акта в Германии разрешено только искусственное оплодотворение, доступ к которому гарантирован лицам, состоящим в законном браке. Суррогатное материнство, предполагающее донорство женских яйцеклеток, рассматривается как недопустимое.

В США (за исключением Нью-Джерси, Мичигана, Аризоны), Украине, Казахстане, Польше, Финляндии, Грузии и ЮАР демографическая политика, которой придерживается власть, допускает возможность заключения договоров, предусматривающих вознаграждение суррогатной матери за вынашивание и рождение ребенка для третьих лиц.

Существующая в США система дуалистического федерализма позволяет штатам до принятия Конгрессом законодательного акта самостоятельно регулировать отношения суррогатного материнства. Наиболее прогрессивной в этом отношении является Калифорния. По законодательству Калифорнии предоставление услуг суррогатного материнства не противоречит общественному сознанию, в связи с чем, на территории штата разрешено суррогатное материнство независимо от того, на каких началах оно будет основано.

В Финляндии вопросы, связанные с применением метода суррогатного материнства и установлением происхождения детей, рожденных вне брака, регулируются Законом об установлении отцовства 1975 года.

Согласно положениям данного Закона при рождении ребенка суррогатной матерью применяется принцип биологического родства, то есть материнство автоматически следует из факта рождения ребенка, даже в тех случаях, когда полностью используются донорские клетки супругов, и между биологической матерью и новорожденным нет никакой родственной связи. В последующем материнство не может быть аннулировано на том основании, что законной матерью не является биологическая мать ребенка.

В отличие от стран, разрешающих применение любых методов вспомогательных репродуктивных технологий, законодательство ряда государств налагает определенные ограничения и запреты, касающиеся суррогатного материнства (Австралия, Израиль, Нидерланды, Испания, Дания, Канада, Великобритания).

В Нидерландах, например, запрещена реклама суррогатного материнства, предложения услуг суррогатных матерей и их подбор, в Великобритании допускается только оплачивать текущие расходы на оказание медицинской помощи. В Венгрии и Дании суррогатной матерью может стать только родственница генетических родителей.

В Израиле применение вспомогательных репродуктивных технологий представляется наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы бесплодия. В отличие от иных методов искусственного оплодотворения, урегулированных актами Министерства здравоохранения Израиля, в 1996 году Кнессетом был принят закон, регламентирующий права, обязанности сторон суррогатного материнства и механизм применения данного метода репродукции человека.

Суррогатное материнство допускается только в отношении гетеросексуальных супружеских пар и только в том случае, когда суррогатная мать, являющаяся гражданкой Израиля, не имеет генетического родства с ребенком, не связана родством ни с одним из названных (генетических) родителей и принадлежит к той же религии, что и названная мать. Необходимо также получить одобрение комитета, состоящего из социальных работников, врачей и религиозных деятелей.

Как видно, во многих государствах предъявляются достаточно серьезные требования к участникам отношений суррогатного материнства, что, несомненно, связано не только с юридическими проблемами, возникающими вследствие законодательных пробелов, но и в большей степени с морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса 6.

Анализируя такие решения вопроса, следует сделать вывод о том, что благоприятным для Российской Федерации можно считать опыт США, где суррогатное материнство разрешено в полном объеме, что способствует демографическому развитию страны, допускается возможность заключения договоров, предусматривающих вознаграждение суррогатной матери за вынашивание и рождение ребенка для третьих лиц, однако, необходимо создание единого нормативного акта на федеральном уровне, чтобы исключить перекрестное регулирование данного вопроса субъектами.

Каким образом на данный момент регулируются правоотношения между биологическими родителями и суррогатной матерью в России?

По своей сути, суррогатное материнство, с юридической точки зрения, можно представить в виде сделки, ведь это действия граждан, направленные на установление гражданских прав и обязанностей.

В судебной практике такой договор называют «договором об оказании услуг суррогатного материнства».Обратимся к ст. 779 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ). Пункт 1 данной статьи гласит: «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги», часть 2 содержит открытый перечень услуг, к которым может быть применен данный договор.

Договором возмездного оказания услуг регулируются аудиторские, ветеринарные, консультационные, образовательные, туристические и иные услуги, возможно, было бы логичным и целесообразным выделить договор об оказании услуг суррогатного материнства в отдельный вид договора, в связи с его спецификой.

Ведь, учитывая биологические особенности человеческого организма и иные факторы, могут возникать различные вопросы, которые необходимо законодательно урегулировать: что, если вместо одного запланированного ребенка, у суррогатной матери родится двойня? Или будет рожден ребенок с отклонениями? А если суррогатная мать в процессе беременности откажется отдавать ребенка биологическим родителям? Каким образом регулировать новые программы, совмещающие суррогатное материнство с иными процедурами? Возможно ли рождение ребенка суррогатной матерью для единственного родителя?

С правовой точки зрения в регулировании вопроса суррогатного материнства в Российской Федерации существует пробел, который перекладывает разрешение всех спорных положений на долю судебной практики.

Так, в своём решении 7 по делу Натальи Климовой, которая стала «суррогатной» мамой - бабушкой ребёнка, зачатого после смерти своего сына, Смольнинский районный суд С.-Петербурга установил, что «действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию рождения ребёнка, рождённого в результате имплантации эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одинокой матерью данного ребёнка» и признал, что отказ не основан на законе и нарушает права и законные интересы не только истицы, но и новорожденного. Суд признал отказ в регистрации незаконным и обязал орган ЗАГС произвести государственную регистрацию рождения ребёнка с указанием в качестве матери Натальи Климовой, сведений об отце – по её указанию, обратив решение к немедленному исполнению.

В своём, ставшем прецедентным, решении 8 по делу Натальи Горской Калининский районный суд С.-Петербурга указал, что, в соответствии со ст. 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, одинокая женщина имеет равные с женщинами, состоящими в браке, права на реализацию функции материнства.

Судом было установлено, что в иных нормах, касающихся здравоохранения и планирования семьи, отсутствуют какие-либо запреты или ограничения относительно возможности для женщины, не состоящей в браке, реализовать себя как мать.

В ноябре 2009 года аналогичное решение 9 по идентичному делу вынес в Москве Кунцевский районный суд. Московский суд вслед за петербургским указал, что «одинокая женщина имеет равные с женщинами, состоящими в браке, права на реализацию функции материнства».

Бабушкинский районный суд г. Москвы в августе 2010 года вынес первое – прецедентное для России – решение 10 об обязании районного ЗАГСа зарегистрировать ребёнка, родившегося по программе гестационного суррогатного материнства с донорскими ооцитами для одинокого мужчины. В результате было получено первое в стране свидетельство о рождении «суррогатного» ребёнка у «одинокого» мужчины с прочерком в графе «мать».

Учитывая тот факт, что решения судов не являются в Российской Федерации источниками права, следует понимать, что они не являются обязательными к применению, а это значит, что, пока не будет четкой регламентации вопроса в законе, каждый суд может трактовать нормы различным образом и выносить решения на свое усмотрение.

В связи с изложенным, считаем целесообразным дополнить Семейный Кодекс Российской Федерации главой 12.1: Применение вспомогательных репродуктивных технологий, включив в нее ряд статей. Например, статью 79.1. Суррогатное материнство. Пункт 1 данной статьи включает определение суррогатного материнства, пункт 2 описывает требования, предъявляемые к суррогатной матери. А также статью 79.2. Договор об оказании услуг суррогатного материнства. Пункт 1: Сторонами договора об оказании услуг суррогатного материнства является суррогатная мать и потенциальные родители (или единственный родитель), чьи половые клетки использовались для оплодотворения. Пункт 2: По договору об оказании услуг суррогатного материнства суррогатная мать обязуется выносить плод после переноса донорского эмбриона, родить ребенка и передать потенциальными родителям (либо единственному родителю), а потенциальные родители (либо единственный родитель), в свою очередь, обязуются принять ребенка и оплатить данные услуги. Часть 3: Договор об оказании услуг суррогатного материнства заключается в простой письменной форме. Часть 4: В договоре необходимо указание срока, на который он заключается, цены услуги, порядка оплаты, а также иных условий, необходимых сторонам договора, включающих регулирование обстоятельств, которые могут возникнуть в связи с физиологическими особенностями организма суррогатной матери.

Список использованной литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  3. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. 1997. № 224.
  4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011 г. № 263.
  5. http://perevodika.ru/articles/21753.html (автор статьи Александр Латса ― живущий в России французский журналист, который ведет сайт DISSONANCE, представляющий «другой взгляд на Россию». Он также сотрудничает с Институтом международных и стратегических отношений (IRIS), Институтом Eurasia-Riviesta, а также участвует в различных изданиях).
  6. Борисова Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. Москва: Проспект, 2012. 144 с.
  7. Стеблева Е. В. Правовое регулирование института суррогатного материнства за рубежом // Российская юстиция. 2009. № 7. С. 38 - 40.
  8. Новосёлова Е. Весь я не умру // Российская газета. 2010.
  9. Смольнинский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 06 октября 2010 г. по гражданскому делу № 2-3927/10// СПС КонсультантПлюс.
  10. Калининский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 05 августа 2009 г. по гражданскому делу № 2-4104 // СПС КонсультантПлюс.
  11. Кунцевский районный суд г. Москвы, решение от 03 ноября 2009 года по гражданскому делу № 2-3853/09 // СПС КонсультантПлюс.
  12. Бабушкинский районный суд г. Москвы, решение от 04 августа 2010 г. по гражданскому делу № 2-2745/10 // СПС КонсультантПлюс.

1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.

2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

3 Борисова Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. Москва: Проспект, 2012. С. 25.

4 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011 г. № 263.

5 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. 1997. № 224.

6 Стеблева Е.В. Правовое регулирование института суррогатного материнства за рубежом // Российская юстиция. 2009. № 7. С. 38 - 40.

7 Смольнинский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 06 октября 2010 г. по гражданскому делу № 2-3927/10 // СПС КонсультантПлюс.

8 Калининский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 05 августа 2009 г. по гражданскому делу № 2-4104 // СПС КонсультантПлюс.

9 Кунцевский районный суд г. Москвы, решение от 03 ноября 2009 года по гражданскому делу № 2-3853/09 // СПС КонсультантПлюс.

10 Бабушкинский районный суд г. Москвы, решение от 04 августа 2010 г. по гражданскому делу № 2-2745/10 // СПС КонсультантПлюс.

4.6
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.6 (5 votes)

Екатерина Аркадьевна! В целом статья хорошая. Как вы считаете не лучше ли говорить о самостоятельном законе, так как договорные отношения в суррогатном материнстве имеют черты и гражданско-правовые.

Уважаемая Наталья Анатольевна, большое спасибо за оценку и вопрос. В работе было отмечено наличие гражданско-правовых черт в правоотношениях суррогатного материнства, но, на наш взгляд, включать такой договор в ГК РФ было бы неправильным в виду особенностей его предмета. Статья 2 СК РФ устанавливает, какие отношения регулируются семейным законодательством, таким образом, можно сказать, что, в том числе, и правоотношения суррогатного материнства можно считать сферой регулирования семейного законодательства. Возможно, создание самостоятельного закона (например, о регулировании применения вспомогательных репродуктивных технологий в целом, а в нем отдельных статей о суррогатном материнстве и договорных отношениях по этому поводу) будет эффективнее, чем создание отдельной главы в СК РФ, но, тем не менее, в работе предложено одно из возможных решений вопроса. В дальнейшем рассматриваем возможность продолжения научных изысканий по этому поводу, быть может, разработка проекта самостоятельного закона будет нашим следующим шагом.

В статье, вы приводите пример из судебной практики, что одинокому мужчине был выношен ребенок, и он записан в качестве отца этого ребенка. В тоже время в статье 55 ФЗ № 323-ФЗ, данный субъект, а именно "одинокий мужчина" не указан, также не указан он и в статье 51 СК. В связи с этим возникает вопрос является ли данный мужчина субъектом данных правоотношений, если в настоящее время ограничен перечень круга лиц данных правоотношений?

Спасибо большое за вопрос. Да, Вы правы, есть ряд судов, которыми были вынесены подобные решения. Например, Бабушкинский районный суд г. Москвы и Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга. При этом, суд ссылается на ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, указывает, что «действующее законодательство исходит из равенства прав женщин и мужчин. Не является исключением и право одиноких мужчин на рождение детей, создание семьи, в которую будут входить только дети и их отец».
Учитывая, что «действующее законодательство не регулирует вопрос установления отцовства и регистрации рождения детей, не имеющих матери, а имеющих только отца», суд счёл необходимым «использовать нормы действующего семейного законодательства по аналогии», особо указав на то, что, как сказано в решении суда, «отсутствие правовых норм не может являться основанием для умаления и нарушения прав и законных интересов детей и их отца».

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".