Гимгина Валентина Владимировна
Омская юридическая академия, г. Омск
Проблема защиты прав и свобод ребенка является одной из острых и актуальных в Российской Федерации, а в частности вопрос регулирования межгосударственного усыновления. На конец 2010 года общая численность детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации составляла – 665 987 детей
Общеизвестно, что именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии закреплен в числе основополагающих принципов семейного права и находит отражение в целом ряде статей Семейного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 54, 55, 63, 121 - 123). Особенно ярко его сущность проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей1.
В период с 2004 по 2011 гг. иностранными гражданами усыновлено более 40 тысяч детей и с каждым годом происходит значительное увеличение этой цифры. Поэтому перед правоприменителями, правоохранительными органами стоят сложные задачи по обеспечению благополучной и достойной жизни детей, оставшихся без попечения биологических родителей.
Процесс международного усыновления осуществляется согласно многим законодательным актам, таких как Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «О гражданстве РФ», также существует ряд международных конвенций и соглашений, которые регулируют данную процедуру. Согласно п. 4 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок может быть отдан на усыновление иностранному гражданину в двух случаях, во-первых, если только ему не удается найти семью среди россиян, во-вторых, если пройдет шесть месяцев со дня поступления сведений о ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Сама процедура усыновления является довольно сложной и длительной. Она включает в себя несколько стадий: подготовительная, которая включает в себя подготовку кандидата в усыновители, регистрацию этого кандидата и выбор ребенка в усыновление. Следующая стадия является судебной, где рассматривается заявление лица, который желает усыновить ребенка, выяснение обстоятельств и условий для проживания ребенка в семье и принятие решения. Последним этапом является регистрация усыновления, постановка на учет усыновляемого ребенка, действия его усыновителей, а также контроль государственными органами за условиями жизни ребенка. Родители, которые хотят усыновить ребенка должны как минимум дважды приехать в Россию, чтобы пройти эту процедуру, ведь им надо сначала подать заявление, которое может рассматриваться ни один месяц. После этого им необходимо приехать уже непосредственно само судебное заседание, которое проводится в закрытом порядке, согласно ч.2 ст.10 Гражданского процессуального кодекса РФ. В основном иностранные приемные семьи видят ребенка всего два раза в процессе усыновления, поэтому считается целесообразным, чтобы иностранный гражданин и ребенок пожили какой-то период совместно на территории РФ, так как много тех, кто возвращает детей, обратно из-за того, что не наладили контакт друг с другом. Поэтому необходимо внести изменения в Семейный Кодекс РФ, где закрепляется процедура усыновления. Как уже отмечалось выше, процедура усыновления является сложной, но это понятно, ведь надо полностью удостоверится в том, чтобы усыновляемые дети были полностью защищены от произвола и родителей и государства.
На сегодняшний день большое количество детей усыновляют и вывозят за границы иностранные граждане. В основном это граждане таких стран как США, Испания, Италия, Франция, Ирландия, Канада2. Как отмечалось выше, существует различные виды нормативно-правовых актов, регулирующие процедуру усыновления. Однако самой значимой и универсальной является Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г. Россия подписала данную конвенцию 7 сентября 2000 г., но до сих пор не ратифицировала ее, так как существуют опасения, что это может ослабить контроль за системой вывоза российских детей из РФ, и можно сказать, что это не соответствует их интересам. Однако положения Конвенции, которые закрепляют на международном уровне в конкретных обязательных для всех стран-участниц нормах правила международного сотрудничества по усыновлению, вряд ли могут противоречить интересам детей. Этот нормативный акт исходит из общих начал и принципов Конвенции ООН о правах ребенка (Россия в ней участвует), которая ставит своей основной целью обеспечения прав и законных интересов усыновляемого ребенка3. Поэтому интересы детей не будут нарушены. Также считается целесообразным подписания ряда соглашений (договоров) в области усыновления с другими странами. В настоящее время такие договоры заключены только между тремя странами – это США, Италия и Франция. Однако ведутся переговоры о заключении таких соглашений и с другими странами. Эти договоры конкретизируют порядок усыновления, порядок процедуры усыновления, а также закрепляются обязанности за органами, принимающего государства осуществлять контроль за условиями жизни детей, а также закрепляются и другие условия, которые помогут защитить усыновляемых. Таким образом, необходимо, чтобы были подписаны такие соглашения со всеми странами, граждане которых хотят усыновить детей-сирот из России.
В настоящее время идет очень много споров о том, чтобы запретить международное усыновление, так как много ситуаций, когда усыновители жестоко обращаются с детьми. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка предложил отменить усыновление с иностранным элементом. Однако это невозможно с правовой точки зрения, поскольку Россия является участницей ряда международных договоров, также это будет противоречить российскому законодательству, и интересам детей в частности. Более того, согласно данным эксперта Уполномоченного по правам ребёнка в Москве Галины Семьи с 1991 года из общего количества детей, усыновленных иностранными гражданами, погибли пятеро детей, и еще 16 стали жертвами несчастных случаев», в России за этот же период погибли 1220 детей, усыновленных российскими гражданами4. Таким образом, так сказать чрезвычайное положение детей за границей является необоснованным. Конечно, любое жестокое обращение с детьми необходимо пресекать, поэтому следует больше уделять внимания и больше заботится о том, как дети живут в приемных семьях.
Кроме того, необходимо, чтобы те частные организации, которые предоставляют свои услуги по организации усыновления на территории РФ, находились под постоянным контролем. В России таких организаций около 200 и согласно данным Генеральной прокуратуры было выявлено множество нарушений. Многие организации работали без продления сроков аккредитации, также не предоставляли никаких отчетов о положении усыновленных детей за рубежом. Целесообразно было бы ужесточить нормы права, чтобы такие компании не имели возможности нарушать интересы и права детей.
Еще одной проблемой является возврат детей иностранными гражданами, необходимо, чтобы интересы ребенка в этой ситуации были защищены. Целесообразно внести норму права в СК РФ о том, чтобы приемные семьи, возвращающие детей обратно на Родину выплачивали компенсацию морального вреда ребенку, а также, чтобы такие семьи больше не имели возможности усыновлять российского ребенка. Таким образом, РФ сможет защитить детей от страданий, которые они могут понести.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что целью усыновления является обеспечение возможности воспитания детей в семье. Соблюдение интересов ребенка является главной задачей. И хотя институт международного усыновления является довольно сложным процессом, но он все равно необходим в России, так как очень большое количество детей остается без попечения родителей, а дети имею право на то, чтобы у них была полноценная семья. Конечно, существует ряд проблем усыновления с иностранным элементом, но все это необходимо законодательно урегулировать. Также необходимо, чтобы органы опеки и попечительства улучшили свою работу, чтобы была тщательная проверка кандидатов, которые хотят усыновить ребенка. Усыновление, а в частности международное усыновление должно носить только позитивный характер, ведь все это делается на благо детей.
Cписок литературы
- Марнышева Н.И. Международная унификация в области семейного права: вопросы усыновления / Н.И. Манышева // Журнал российского права. 2012. №5.
- Шершень Т.В. К вопросу о запрете международного усыновления и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей в современной России // Российский судья. 2010. № 12. С. 38.
- http://www.usynovite.ru/statistics/ (просмотр 10.02.2013)
- http://www.changeonelife.ru/articles/analytics/147/ (просмотр 10.02.2013)
Шершень Т.В. К вопросу о запрете международного усыновления и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей в современной России // Российский судья. 2010. № 12. С. 38.
http://www.usynovite.ru/statistics/
Марнышева Н.И. Международная унификация в области семейного права: вопросы усыновления / Н.И. Манышева // Журнал российского права. 2012. №5.
http://www.changeonelife.ru/articles/analytics/147/
Уважаемая Валентина Владимировна! Тема Вашего исследования заслуживает внимания и является очень важной. Вместе с тем, научная новизна Вашей работы должна была заключаться, в том числе в изучении действующего законодательства, запрещающего передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление(удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки. Правовая позиция ВС РФ по данному вопросу также имеется, что следовало бы также учесть. Только в таком случае, на мой взгляд, работа могла быть охарактеризована как актуальная.
Что же касается предложения о компенсации морального вреда, то оно уже неоднократно обсуждалось на страницах юридической литературы, в том числе нашло отражение в работах Летовой Н. В., Гришаева С. П. Беспалова Ю. Ф. и др., ссылки на которые в работе отсутствуют. Поэтому, в качестве рекомендации прозвучало бы предложение совместно с научным руководителем (если у Вас он в данном случае вообще был) или с преподавателями, специализирующимися в области семейных правоотношений, дополнительно изучить данные вопросы.
Кроме того, хотелось бы узнать Ваше мнение по следующим вопросам. Можно ли компенсировать моральный вред, причиненный ребенку при отмене усыновления на основании ст. ст. 151, 1099 -1101 ГК РФ? Усыновление и приемная семья – это равнозначные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей? Спасибо!