К. О. Гуральник,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель – преподаватель Е. Н. Маланина
Актуальность проблем предоставления земельных участков для строительства в настоящее время не вызывает каких-либо сомнений.
В последнее время проблемы предоставления земельных участков из публичной собственности вызывают интерес как ученых, так и у отдельных граждан, столкнувшихся с данной проблемой.
Нормативное закрепление положений о предоставлении земельного участка регламентирован не только Земельным кодексом РФ, но также обеспечивается и такими правовыми актами как: Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ. Именно в них определены порядок и основания предоставления земельного участка, правила землепользования, необходимые документы и сроки прохождения.
Перечень и категория лиц, имеющих право на получение бесплатного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, определяется на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Таким нормативно-правовым актом на территории Омской области является Закон Омской области от 08.02.2006 № 731 «О регулировании земельных отношений в Омской области». Данный закон устанавливает категории граждан, которым бесплатно могут быть предоставлены земельные участки и порядок предоставления таких земельных участков (см. приложение № 1) 1.
Для постановки на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков граждане обращаются в органы местного самоуправления муниципальных районов Омской области, на территории которых они зарегистрированы по месту жительства.
Решение об отказе в постановке на учет принимается при наличии следующих строго определенных оснований:
1) представление или непредставление в полном объеме необходимых документов;
2) наличие в документах недостоверных сведений.
3) несоответствие гражданина категориям и требованиям, установленным статьей 7.1 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области»;
В городе Омске с 23 апреля 2012 года Департамент имущественных отношений Администрации города Омска начал работу по извещению граждан, поставленных на учет, о выборе ими земельных участков 2.
Определенный научный интерес представляет сопоставление статистических данных двух субъектов РФ: Тюменской и Омской областей.
В Тюменской области продолжается работа по обеспечению семей бесплатными земельными участками. За год в 26 муниципальных районах Тюменской области принято решение о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков 5 282 многодетной семьи.
Из них 5 129 семей намерены получить участки под индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС). Больше всего семей – 42% (2204) – поставлены на учет в городе Тюмени. Из них 2094 семьи нацелены на получение участка под ИЖС. В муниципальных районах области на учет поставлены 3 078 семей, из них 3035 семей — ждут участки под ИЖС.
По данным на 10 декабря 2012 года на территории муниципальных образований Тюменской области многодетным семьям предоставлено 462 земельных участка общей площадью 584 702 кв.м 3. Что касается Омской области, то по информации Минимущества области, в районах области поставлено на учет для предоставления земельных участков 560 многодетных семей. Сформировано или находится в стадии формирования 492 земельных участка. В собственность граждан бесплатно предоставлено 257 земельных участков. В Омском районе на учете 123 многодетные семьи. Сформирован или находится в стадии формирования 31 участок, а предоставлено всего два земельных участка.
В Омске по данным на 25 января 2013 г. стоит на учете 1410 семей, сформировано или находится в стадии формирования 245 земельных участков, предоставлено 64 участка.
Исходя из полученных данных, просматривается определенная дифференциация в выделении земельных участков. Причинами такого неравномерного распределения земельных участков могут являться сложившийся в современной России правовой режим бюджетно-финансовых отношений, отношений собственности и разграничения полномочий и объектов в сфере землепользования, построенный на индивидуальном распределении как финансовых, так и материальных благ и ресурсов с помощью бессистемной политики издания отдельных законов субъектов РФ.
В 2011 году статья 33 ЗК РФ была дополнена п. 2.1, в которой говорится, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определение порядка и условий предоставления земельных участков многодетным семьям отдано на откуп региональных властей.
Безусловно, пока остается открытым и вопрос: улучшатся ли жилищные условия многодетных семей с принятием таких поправок? Несомненно, количество граждан, нуждающихся в жилых помещениях, выходит за пределы допустимых показателей.
Существующие предположения о том, что граждане начнут строить себе дома на бесплатно предоставленных земельных участках, разобьются по двум причинам.
Во-первых, формирование земельного участка процедура платная, а у местных властей в большинстве регионов денег на данную процедуру нет.
Во-вторых, земельный участок предоставляется бесплатно многодетным семьям для целей ИЖС, нуждающимся в жилых помещениях. А нуждающимися являются лишь те, кто признан органами местного самоуправления малоимущими.
В связи с этим возникает еще один существенный вопрос: на какие средства малоимущие граждане будут осуществлять строительство дома на предоставленном бесплатном земельном участке? Единственным и наиболее перспективным выходом из данной ситуации будет продажа данного участка третьим лицам. Исходя их этого, формально улучшение жилищных условий произойдет, а фактически ничего не изменится.
Не менее важным подлежит рассмотрению вопрос о том, имеют ли право многодетные семьи, в составе которой имеются дети старше 18 лет на предоставление бесплатного земельного участка? Есть ли основания со снятия их с очереди?
Прежде чем дать ответы на данные вопросы, необходимо рассмотреть какие семьи в соответствии с Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» относятся к категории семей, зарегистрированных в качестве многодетных. Таковыми на сегодняшний день учитываются:
1) супруги, имеющие трех и более детей из числа учитываемых в составе многодетной семьи, в том числе мачеха, отчим, супруг опекуна (попечителя);
2) родитель (опекун, попечитель, приемный родитель), имеющий трех и более детей из числа учитываемых в составе многодетной семьи;
3) дети в возрасте до восемнадцати лет, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью и совместно проживающие с лицами, указанными выше или с одним из них;
4) дети старше восемнадцати лет, в том числе находившиеся на попечении (воспитании в приемной семье) до восемнадцатилетнего возраста, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.
Следовательно семьи, имеющие детей старше 18 лет, обучающихся в перечисленных выше учреждениях, до достижения ими 23 лет, также имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.
Граждане могут учитываться в составе только одной многодетной семьи.
Земельный участок предоставляется в собственность всех членов многодетной семьи, вне зависимости от указания их в регистрационном удостоверении многодетной семьи.
С учетом вышеизложенного можно предложить следующие возможные варианты решения проблем.
Необходимым нововведением предполагается формирование единой информационной базы о наличии свободных земельных участков. Следующим эффективным шагом будет являться введение электронного административного регламента для прозрачности ведомства, снижения коррупциогенных факторов при проведении торгов, детальной регламентации деятельности органов.
В свою очередь такой электронный подход решит еще одну важную для граждан проблему: сокращение сроков прохождения документооборота.
Специалисты и практики отмечают, что особую роль в реализации закона о бесплатном предоставлении земельного участка под ИЖС сыграет Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
Решение поставленных задач позволит преодолеть существующие в отечественном законодательстве пробелы и противоречия, а в дальнейшем развить механизм правового регулирования предоставления бесплатных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
Список использованной литературы:
- Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
- Закон Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ // Омский вестник. № 12. 2006.
- http://www.admomsk.ru/web/guest/government/divisions/32/land/free
- Дикусар В. М. Предоставление земельных участков для строительства/ В.М. Дикусар// Российская Юстиция. 2006. № 8. С. 15.
- http://www.newsprom.ru/Analitika/135546381401969/Besplatnaja_zemlja_mnogodetnym_tjumencam_itogi_plany_pravila
1 Закон Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 N 731-ОЗ (принят Постановлением ЗС Омской области от 26.01.2006 N 7)
2 http://www.admomsk.ru/web/guest/government/divisions/32/land/free
3 Электронный ресурс: http://www.newsprom.ru/Analitika/135546381401969/Besplatnaja_zemlja_mnogodetnym_tjumencam_itogi_plany_pravila (дата обращения: 10.03.2013 г.).
Уважаемая Ксения Олеговна!
Внимание вопрос!
Может ли многодетная семья отказаться от предоставляемого земельного участка, так как он не подходит по каким-либо причинам (удаленность расположения, отсутствие благоустройства и т.п.)? Если да, то можно ли предложить этот участок следующей семье в очереди или нет?