Правовое регулирование ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров при международной воздушной перевозке

Бурлевич Анжелика Игоревна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», город Омск

Аннотация. В статье освещаются вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, при международной воздушной перевозке. Исследование содержит анализ того, какие убытки подлежат возмещению, кто вправе требовать компенсации, определяется период и размер ответственности перевозчика.

Ключевые слова: международная воздушная перевозка; вред, причиненный жизни и здоровью, Варшавская конвенция.
Abstract. The article highlights the issues of compensation for harm caused to life and health of passengers of international air transport. The study provides an analysis of what damages are recoverable, who has the right to claim compensation. The period and the amount of liability of the carrier are also determined.
Keywords: international air transportation, the damage of life and health, the Warsaw Convention.

Воздушные перевозки являются самым безопасным видом транспорта. Обладая такими преимуществами как высокая скорость движения, возможность полета в труднодоступные места, воздушный транспорт представляет собой источник повышенной опасности, что сопряжено с возможностью причинения вреда жизни и здоровью пассажиров. По данным компании Ascend в 2011 году погибло 401 человек.

Согласно ст. 101 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) международной  воздушной  перевозкой  признается такая воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

На данный момент в России ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров при такой воздушной перевозке регулируется нормами Варшавской конвенции и изменившего ее Гаагского протокола 1955 года. Эта конвенция применяется в том случае, если страны, между которыми осуществляется перевозка, являются ее участниками. Согласно п. 1 ст. 17 Варшавской конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти или причинение вреда здоровью пассажира, только при условии, что происшествие, которое явилось причиной смерти или повреждения, произошло на борту воздушного судна или во время любых операций по посадке или высадке. На вопрос, что считать «любой операцией по посадке и высадке» однозначного ответа нет. Существует мнение, что начало посадки – это время, когда пассажир покидает здание аэропорта и направляется к воздушному судну, а окончание высадки – момент, когда пассажир покидает пределы аэродрома. Также имеет место позиция, что начало перевозки – это момент предъявления пассажиром проездного билета, а под окончанием перевозки понимается момент, когда пассажир покидает воздушное судно в пункте высадке, предусмотренном договором. С учетом того, что возможна такая ситуация, когда пассажир, прибывая в один аэропорт, вынужден добираться наземным транспортом, эксплуатируемым перевозчиком, до другого аэропорта, откуда продолжится полет, под периодом ответственности нужно понимать все то время, пока перевозчик осуществляет контроль за действиями пассажиров.

При перевозке пассажиров обязан выдавать проездной билет, но отсутствие, неправильность и утеря билета никаким образом не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки, который будет, тем не менее, попадать под действие правил Варшавской конвенции. Однако если перевозчик принял пассажира без выдачи проездного билета, то он не имеет права ссылаться на постановления данной конвенции, освобождающие его от ответственности либо ограничивающие таковую.

Согласно п. 1.2 ст. 117 ВК РФ перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации за вред, причиненный при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой с учетом характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации

В соответствии с Постановлением Правительства от 27.10.2008 № 797 «Об утверждении типовых правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна» в случае смерти пассажира размер компенсации не может превышать два миллиона рублей плюс до 25 тысяч на погребение. Если же причинен вред здоровью, то размер компенсации зависит от характера и степени тяжести повреждения здоровья. Сумма возмещения будет составлять 1 млн. рублей (при повреждениях, которые служили основанием для установления пассажиру I группы инвалидности; повреждении головного мозга; повреждении спинного мозга, приведшем к полному или частичному параличу; ампутации или потере конечности; потере зрения, речи, слуха; ожогах с площадью поражения более 50 процентов тела; неизгладимом обезображивании лица; утрате (удалении) жизненно важных органов), 600 тыс. рублей (при повреждениях, повлекших установление ему II группы инвалидности; психическом расстройстве; множественных переломах костей; разрывах связок, сплетений, нервов, мышц; снижении слуха, зрения на 50 процентов и более; повреждении органов, требующих операционного вмешательства, удаления части органа; травмах, приводящих к ограничению движения), 300 тыс. рублей (при кратковременном расстройстве здоровья (в период от 10 до 60 дней); повреждении мягких тканей, ушибах, вывихах, переломах одной из костей или сустава; рубцах на лице, шее, конечностях).

Статья 1088 ГК РФ (далее – ГК РФ) определяет круг лиц, имеющих право требовать возмещения имущественного вреда, причиненного вследствие смерти кормильца: нетрудоспособные лица, которые состоят на иждивении умершего или имеют ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, находившиеся на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти. Один из членов семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.  В случае отсутствия таких граждан вред возмещается родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении (п. 1.1 ст. 17 ВК РФ). Компенсацию  морального вреда вправе требовать лица, которые и не понесли имущественного вреда в связи со смертью пассажира.

Варшавская и Монреальская конвенция закрепляют юрисдикционную форму защиты прав пострадавших, то есть обращение в суд по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного управления его предприятия, или по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо перед судом места назначения. Суд вправе обязать перевозчика уплатить в соответствии со своим законом  судебные  издержки, проценты и иные расходы по судебному разбирательству, понесенных истцом. Эта форма защиты содержит в себе определенные недостатки: требуется проведение длительных и дорогостоящих экспертиз, привлечение к слушанию дела различных специалистов и экспертов, также у истца может возникнуть проблема доказывания объема причиненного ему вреда. Наиболее целесообразней было бы использование неюрисдикционной формы защиты, которая может быть выражена в виде переговоров и досудебного претензионного порядка. Претензионный порядок – это разновидность досудебного порядка урегулирования спора. У стороны, которая направила претензию и не получила ответ на нее либо ответ ее не устроил, возникает право на обращение в суд с соответствующим иском. Неюрисдикционная форма защиты наиболее выгодна по сравнению с юрисдикционной, т. к. это позволит сэкономить время и денежные средства.

Чтобы не утратить право на иск он должен быть возбужден в течение двух лет с момента прибытия по назначению или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки. Порядок исчисления срока определяется законом суда, в котором вчинен иск.

Перевозчик не несет ответственность только в том случае, если  докажет, что им и поставленными им лицами были приняты все необходимые  меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им невозможно было их принять. Первоначально вред, причиненный при воздушной перевозке жизни и здоровью, возмещает Российская Федерация, а затем уже государство в порядке регресса предъявляет требования к перевозчику в размере выплаченного возмещения.

Согласно п. 1 ст. 117 ВК РФ в случае, когда договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, размер такой ответственности определяется международным договором Российской Федерации. ГК РФ устанавливает принцип полного возмещения вреда (ст. 1064 ГК РФ), но Варшавская конвенция содержит предел ответственности: при перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в сто двадцать пять тысяч франков, т. е. выплаты перевозчиков не будут превышать эту сумму. Монреальская же конвенция, участником которой на данный момент Россия не является, закрепляет принцип неограниченной ответственности перевозчика. Ответственность, установленная Варшавской конвенцией является более мягкой по сравнению с той, которая установлена Монреальской конвенций. Это значит, что граждане РФ, которые предъявляют требования по Варшавской конвенции, находятся в ущербном состоянии по сравнению с иностранцами, которые требуют компенсации по Монреальской конвенции.

Решением этой проблемы было бы присоединение России к Монреальской конвенции, которая устанавливает более твердые гарантии возмещения вреда пассажирам при международной воздушной перевозке.

Список использованной литературы:

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1997 №14-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (вместе с «Дополнительным протоколом»), заключена в г. Варшаве 12.101929 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXIX.- М. 1985. С. 256 - 260.
  4. Конвенция об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключена в г. Монреале 28.05.1999 г. // Документ опубликован не был
  5. Остроумов Н.Н. Новое законодательство о возмещении причиненного при воздушной перевозке вреда// Закон. 2008. №4
  6. Постановление Правительства РФ от 27.09.2008 № 797 «Об утверждении типовых правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна» // Собрание законодательства РФ. 2008. №44. Ст. 5099.
  7. Щурова А. Компенсация жертвам авиакатастроф// ЭЖ-Юрист.2008. №41
  8. URL: http://www.euromag.ru/more-about-europe/16574.html (дата обращения 13.10.2012 г.).
  9. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
  10. Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (вместе с «Дополнительным протоколом»), заключена в г. Варшаве 12.101929 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXIX.- М. 1985. С. 256 - 260.
  11. Постановление Правительства РФ от 27.09.2008 № 797 «Об утверждении типовых правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна» // Собрание законодательства РФ. 2008. №44. Ст. 5099.
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1997 №14-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  13. Конвенция об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключена в г. Монреале 28.05.1999 г. // Документ опубликован не был.
3.8
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.8 (5 votes)

Статья, в основном, содержит цитаты из нормативно-правовых актов. Автор, по моему мнению, недостаточно выразил свои личные суждения по заявленной проблеме. При этом не учтено настоящее положение России в мире (как ни крути, мы всё-таки являемся страной 3 мира с соответствующими доходами граждан и их амбициями). Существует российская судебная практика по гражданским делам о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда с её разумными ценами возмещения и компенсации.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".