Кремнева Анастасия Александровна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Соколова Н. А., заведующий кафедрой трудового права, кандидат юридических наук
В настоящее время в Российской Федерации рождение ребенка признано обстоятельством, являющимся основанием для возникновения права на социальное обеспечение. По общему правилу рождение ребенка предполагает выплату единовременного пособия при рождении ребенка и пособия по уходу за ребенком. В первые 70 дней (в случаях осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) после родов женщины, застрахованные в системе обязательного социального страхования, получают пособие по беременности и родам. При рождении второго ребенка семья может рассчитывать на средства материнского (семейного) капитала. Все социально-обеспечительные выплаты имеют свое целевое назначение. В случае рождения ребенка выплата может полностью или частично компенсировать утраченный заработок или повышенные расходы, обусловленные расширением семьи. К числу последних относится единовременное пособие при рождении ребенка (его размер в 2013 году составляет 13 087 рублей) и средства материнского (семейного) капитала (в 2013 г. – 408 960 рублей ). Интересно изучить указанный российский опыт в сравнении с опытом зарубежных стран.
Близким аналогом российского "материнского капитала" можно считать принятую практику в Британии[1]. При рождении ребенка государство открывает трастовый счет с начальным капиталом в евро250. Когда ребенок достигает семилетнего возраста, государство передает в фонд еще евро250 или евро500 в зависимости от уровня доходов семьи. Кроме того, ежегодно родители могут вкладывать в фонд евро1200. Родители же выбирают, как будут инвестированы средства фонда. Существует три варианта — "счет акционера" (средства инвестируются в корпоративные ценные бумаги высокой надежности), "сберегательный счет" (средства поступают на банковский счет с выплатой стандартных банковских процентов по вкладам) и, наконец, "инвестиционный счет" (средства вкладываются в высокодоходные, но менее надежные ценные бумаги). Счет — собственность ребенка, который может распоряжаться деньгами по достижении 18-летнего возраста.
В Германии весь первый год женщина, родившая ребенка, получает пособие, которое составляет 67% ее заработной платы за последний год перед родами. Если женщина в это время не работала, пособие на ребенка выплачивается в размере 300 евро в месяц. Пособие на детей могут получать и матери, и отцы, т.е. тот из них, кто фактически осуществляет уход за ребенком. После этого платится другое пособие: на детей в возрасте до 18 лет, так называемые "детские деньги", 184 евро в месяц. Если доход семьи до 50 тыс. в год, то семья получает в течение 6 месяцев 300 евро в месяц. Последующие 1, 5 года до 2-х лет пособие получают семьи, у которых доход меньше 16 тысяч в год[2].
Во Франции в случае рождения второго ребенка всем семьям (вне зависимости от их дохода) выплачивается 103евров месяц, третьего – 236 евро, четвертого – 370 евро, пятого – более 500евро вплоть до их совершеннолетия (или до завершения учебы).
В свою очередь Ирландия выдает одну и ту же сумму на любого ребенка —1905 евро. Выплачивается она в три этапа — сразу после рождения, а затем по достижении ребенком четырех- и двенадцатилетнего возраста. Чем обусловлено такое возрастное деление не известно[3]. В Испании при рождении первого и последующего ребенка родители получают единовременно 2 500 евро.
Лучше всего защищены семьи итальянского города Лавиано они получают 10 000 евро за первого ребенка и столько же за последующих. Но деньги получают строго те, кто живет в городе и имеет гражданство Италии, другой страны ЕС или Швейцарии[4].
Нельзя не отметить, что такие страны, как Пакистан вообще никак не помогает семьям. Проблема Пакистана - рост населения. По населению Пакистан на 6 месте в мире после КНР, Индии, Индонезии и других.
Что же касается социальной поддержки семей, имеющих детей в странах бывшего СССР, то, например, в Казахстане при рождении ребенка семье выдается 330 долларов, плюс к этому, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка до года его сумма - 60 долларов.
В Украине около 3000 долларов выплачивается за первого ребенка, 6000 долларов за второго и 12000 долларов за третьего и последующих. Сейчас рассматривается законопроект о повышении вышеуказанных сумм в два раза.
В Белоруссии при рождении первого ребёнка сумма единовременной выплаты составляет около 900 долларов, на второго и последующих около 1200 долларов
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выплата единовременного пособия по рождению ребенка предусмотрена практически в каждом государстве. Помимо единовременных пособий во многих странах предусматриваются и периодические выплаты, однако аналогов материнского семейного капитала в чистом виде в мире нет. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что какими бы всеохватывающими не были меры социальной поддержки семей в государстве, они не решат демографическую проблему в стране. Благополучие семьи, и детей в частности, нельзя ставить в зависимость от денег выплачиваемых им. Важнейший путь решения демографической проблемы – это восстановление ценностей, а именно бережного отношения к семье, к родному очагу. Пока многодетная семья не станет в России по-настоящему уважаемой в обществе, никакие предпринимаемые экономические меры не дадут нужного результата. Без изменения отношения общества к семье и ее ценностям невозможно решить проблему низкой рождаемости.
1. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. — М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 28-33.
2. Система социальной защиты в Федеративной Республике Германии. — М.: Аспект-Пресс, 2003, с. 75 – 79.
3. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. - М.: МГСУ, 1994. С. 23.
4. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. Институт социальной работы. — М.,1994.
Анастасия Александровна, как Вы считаете можно ли перенять опыт зарубежных стран? Интересна практика в Британии - открытие трастовых счетов, может стоит сделать подобное в России, и давать ребенку самому решать как распоряжаться денежными средствами?
Спасибо за вопрос, Кристина Игоревна. По моему мнению не просто можно, а необходимо ведь на данный момент система поддержки семей в нашей стране, а так же суммы выплачиваемые государством - оставляют желать лучшего, однако стоит подходить к этому серьезно, и перенимать то, что действительно нужно, а не слепо копировать законодательство других стран.
Что касается практики социального обеспечения семей имеющих детей в Британии, то здесь есть свои плюсы и минусы. Плюс - собственность ребенка, он вправе решить сам их назначение, это позволяет "защитить" выплачиваемое пособие от расходования не в его интересах, однако стоит посмотреть и с другой стороны, ведь эти денежные средства необходимы родителям непосредственно при воспитании ребенка, то есть до достижения им совершеннолетия. Поэтому я считаю, что такая практика для нашей страны не совсем приемлема.
Анастасия Александровна, как Вы считаете, нужно ли связывать ежемесячный размер пособия по уходу за ребенком с величиной предыдущего заработка или правильнее будет установить фиксированный размер денежной выплаты?
Спасибо за вопрос, Анна Вячеславовна. На мой взгляд, эти показатели необходимо ставить в зависимость, потому что это будет способствовать стремлению будущих родителей увеличить свой доход, что в последствии будет сказываться на пособии по уходу за ребенком.