Регида Ольга Александровна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Соколова Н. А., заведующий кафедрой трудового права, кандидат юридических наук
«Нам необходимо грамотно построить пенсионную систему, что бы обеспечить достойную жизнь»[1] отметил бывший Президент РФ Медведев Д. А. Но как показывает наша жизнь, не каждый может обеспечить себя достойно. Начнем с финансовой системы. Прежде всего, напомним, что на нужды пенсионного обеспечения в России направляется лишь немногим более 8% внутреннего валового дохода страны (ВВП). Эта доля, примерно вдвое ниже, чем в других странах. Ее повышение необходимо для эффективного функционирования трудовой пенсионной системы. Значит, нужно искать и находить способы ее повышения[2].
М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова предлагают следующие способы повышения. Повысить тариф страхового взноса с 22 до 26 %, т.е. установить его на уровне 26 % и взимать страховые взносы со всего, а не части заработка, как это было ранее.
В России есть обстоятельство, которое препятствует эффективному функционированию трудовой пенсионной системы. Это обстоятельство –теневая экономика. Размах ее велик, достигает по разным оценкам 50% и не сокращается. Недобор страховых взносов по этой причине примерно такой же и составляет ежегодно сотни миллиардов рублей. Решительных мер по ее преодолению не предпринимается. Бизнесмены считают, что сокращение тарифа страховых взносов приведет к снижению теневой экономики, но это не подтвердилось. Страховые взносы сократили, а уровень теневой экономики сохраняется. Инициирует и поддерживает теневую экономику предпринимательское сообщество ради получения максимальной личной выгоды за счет уклонения от уплаты налогов и страховых взносов, в том числе пенсионных. Оно и должно нести полную ответственность за такую экономику.
М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова предлагают еще один способ, который вполне может использоваться в нашей стране, в том числе для пополнения доходов Пенсионного фонда России. Во всех развитых странах существует прогрессивный подоходный налог. Россия здесь – единственное исключение среди всех таких стран. Все предложения о введении данного налога отвергаются. Между тем, установление такого налога и использование части средств, образующихся в связи с его взиманием, на пенсионное обеспечение позволило бы существенно пополнить доходы Пенсионного фонда России и повысить уровень пенсий. По ориентировочным расчетам, сумма данного налога, которая может использоваться на выплату пенсий, составляет около 600 млрд. руб. в расчете на ближайший год. На наш взгляд, данные предложения безусловно пошли бы на пользу пенсионной системе[3].
Минздравсоцразвития и Пенсионный фонд подготовили проект концепции развития пенсионной системы до 2050 года[4], согласно которой Минздравсоцразвития предлагает сделать действующую в 2012-2013 годах ставку страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 22% постоянной. Кроме того, ведомство считает необходимым сохранить ставку в 10% для зарплат, получаемых сверх взносооблагаемого заработка (сейчас 568 тысяч рублей в год, но чиновники предлагают поднять показатель до 1,2 миллиона рублей).
Также предлагается повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет к 2029 году. Поэтапное увеличение планируется начать в 2015-м. К 2047 году пенсионный возраст и мужчин, и женщин должен составить 65 лет. Для этого с 2030 года возраст выхода на пенсию россиян обоих полов планируется повышать по три месяца в год, а с 2036 года - по шесть месяцев в год.
Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что не допустит роста пенсионного возраста. В свою очередь, за повышение срока выхода на пенсию и увеличение трудового стажа выступают представители финансовых структур.
С 1 января 2015 г. вступит в силу правило о повышении фиксированного размера страховой части трудовой пенсии, согласно которому фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, увеличивается на 6% (п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"[5]).
Исходя из сказанного, мы разделяем выводы, сделанные специалистами. Следует повышать уровень финансовой системы Российской Федерации, поставив главной и единственной ее целью кардинальное улучшение пенсионного обеспечения занятого населения, которая давно назрела и требует неотложного разрешения. Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации требует изучения и использования международного опыта в совершенствовании и развитии пенсионной системы, а так же должен учитываться интерес самих пенсионеров.
1. Январские тезисы Медведева Д. А. // Российская газета.2008. 24 января.
2. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Концепция пенсионной реформы. Трудовое право в России // Журнал российского права. 2012. № 4. С. 26-32.
3. Захаров М.Л. Основные принципы определения уровня трудовой пенсии // Журнал российского права. 2009. № 6. С. 30 – 40.
4. См.: http://gold.ru/articles/economics/podgotovlena-koncepcija-pensionnoj-reformy-2014.html
5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».