Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих

Махно Сергей Владимирович
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Соколова Н.А., заведующий кафедрой трудового права, кандидат юридических наук

В настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации на федеральном уровне мож­но выделить два типа пенсий, которые следует различать по источнику их финансового обеспечения.

Первый тип, считающийся основным, – трудовые пенсии. Установление  таких  пенсий  производится в соответствии с Федераль­ным законом  «О трудовых пенсиях в Российской Феде­рации»[1]

Второй тип - пенсии по государственному пенсионному обеспе­чению, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Основным законодательным актом, регулирующим вопросы установле­ния пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в настоящее время является Федеральный закон «О  государствен­ном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[2]

Данный закон  выделяет несколько групп лиц, которые имеют право на назначение указанной пенсии, к ним в том числе относятся и государственные гражданские служащие

Государственная гражданская служба в Российской Федерации подразделяется на федераль­ную государственную гражданскую службу и государственную гражданс­кую службу субъекта Российской Федерации.

Непосредственное регулирование вопросов, связанных с прохожде­нием государственной гражданской службы, производится в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданс­кой службе Российской Федерации»[3].  

В соответствии со статьей 52 указанного закона государственным гражданским служащим предоставляется государственное пенсионное обеспечение, которое относится к основным видам государственных гаран­тий, предоставляемых рассматриваемой категории. Что касается государственной гражданской службы субъекта РФ, то законодательство не выделяет дан­ную службу в качестве самостоятельного вида го­сударственной службы - она наряду с федеральной гражданской службой относится к общему виду го­сударственной службы - к гражданской службе. Поэтому к государственной гражданской службе субъ­екта РФ должны применяться общие принципы, уста­новленные для государственной гражданской службы в целом, в т.ч. и в области пенсионного обеспечения.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными пра­вовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов мест­ного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской  Федерации», пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее - феде­ральные государственные служащие) назначается при одновременном на­личии трех условий:

1) наличие стажа государственной службы не менее 15 лет;

2) увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального   "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

3) замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев подряд непосредственно перед увольнением;

4) назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, в 7 статье в зависимости от основания увольнения и стажа государственной гражданской службы закреплены различные варианты назначения указанной пенсии.

Так, государственным служащим, уволенным в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда, срок замещения  должности федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением сокращается до 1 месяца.

При увольнении государственных гражданских служащих в связи с расторжением ими служебного контракта по собственному желанию и при наличии 25 лет стажа государственной гражданской службы  и замещающим должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет, пенсия за выслугу  может быть назначена и при отсутствии трудовой пенсии по старости.

Для сравнения военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при назначении, законодатель убирает привязку к трудовой пенсии для всех указанных категорий.

Размер указанной выше пенсии составляет 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего. При этом за каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. Однако общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка. В размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде. Проиллюстрируем это на примере. Обратимся к размерам должных окладов государственных гражданских служащих Аппарата Конституционного Суда РФ установленных указом Президента РФ от 25.06.2006 года № 763. Можно увидеть, что самым высоким является должностной оклад в сумме 5 750 рублей. Таким образом, нетрудно сделать вывод, что размер должностных окладов рядового гражданского служащего будет не велик, а вместе с ним  будет и не велик размер его пенсии.

На современном этапе развития государственной гражданской службы в Российской Федерации одним из наиболее острых вопросов  является вопрос о предоставлении государством социальных гарантий государственным гражданскими служащим. Прежде всего, это касается их пенсионного обеспечения. На наш взгляд, гарантии по пенсионному обеспечению, установленные действующим законодательством, являются явно не достаточными. Прежде всего, это касается пенсионного обеспечения по выслуге лет. Сегодня указанная категория в большинстве случаев устанавливается как доплата к трудовой пенсии, и не может выплачиваться государственному гражданскому служащему без назначения последней. Поэтому необходимо установить возможность выплаты  пенсий по выслуге лет без ее привязке к трудовой пенсии, всем категориям гражданских служащих, кому она может быть назначена в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».    


1. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. 2001 20 декабря.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета.  2001. 20 декабря.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Российская газета. 2004. 31 июля.

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)