Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: региональный аспект

Фогель Ирина Валерьевна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Подвязникова Мария Валерьевна
, преподаватель кафедры трудового права

Социальная помощь как организационно – правовая форма социального обеспечения находится в процессе формирования, чем и вызвано большое количество проблемных вопросов возникающих при применении данного института.

Федеральный Закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ  «О государственной социальной помощи» [4] (Далее – Закон о государственной социальной помощи) определят понятие государственной социальной помощи как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Анализируя данное понятие можно выделить следующие виды государственной социальной помощи (далее - ГСП), первый это ГСП для отдельных категорий граждан, таких как ветераны ВОВ, инвалиды войны, дети-инвалиды. Им ГСП предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты или набора социальных услуг. Второй вид ГСП предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, что непосредственно и будет предметом моего исследования. Для данных категорий граждан Закон о государственной социальной помощи предусматривает следующие виды социальной помощи:

  1. денежные выплаты, которые выражаются в предоставлении социальных пособий, субсидий и др.;
  2. натуральная помощь, которая в свою очередь выражается в предоставлении вещей первой необходимости (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты).

ГСП малоимущим гражданам оказывается за счет средств субъектов РФ и регулируется Закон о государственной социальной помощи. Как уже было отмечено, получателями ГСП могут быть малоимущие семьи, малоимущие или одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

В соответствии со статьей 72 Конституции социальная защита населения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее регионов. Субъекты вправе предусматривать дополнительные гарантии для своих жителей.

Нормы Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (Далее - Кодекс Омской области о социальной защите)[3] в части предоставления ГСП, практически полностью повторяют текст Закона о государственной социальной помощи. Он не предусматривает никаких дополнительных гарантий на получения социальной помощи. Тем самым Омская область не использует возможность предоставить дополнительные гарантии иным категориям граждан. Так, например закон Приморского края от 6 июня 2005 года N 255-КЗ «О государственной социальной помощи в Приморском крае» (Далее - Закон Приморского края о государственной социальной помощи) [1] помимо лиц указанных выше, также включает такие категории граждан как:

1) реабилитированные лица и лица признанные пострадавшими от политических репрессий;
2) лица пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
3) понесшие расходы в связи со смертью члена семьи, а также направляемые на лечение или консультирование за пределы Приморского края органами исполнительной власти Приморского края осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в сфере здравоохранения на территории  Приморского края.

Можно выделить так же Закон Воронежской области от 25 июня 2012 № 98-ОЗ «О государственной социальной помощи в Воронежской области» (Далее - Закон Воронежской области о государственной социальной помощи)[5], который также расширил круг лиц имеющих право на получение ГСП.Таким образом, можно сделать вывод, что в Кодекс Омской области о социальной защите необходимо внести изменения и расширить круг лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи, например по аналогии с Законом Приморского края и Законом Воронежской области.

Проанализировав ряд нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что некоторые регионы  устанавливают свои категории граждан имеющих право на получение ГСП, а также предуматривают дополнительные гарантии по сравнению с федеральным законом. Так согласно Закону Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2007 года №197-ОЗ «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты – Мансийского автономного округа – Югры» [2] предусматриваются дополнительные меры  социальной помощи, которые выражаются, например в предоставлении единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации. Закон дает определение данной категории и устанавливает, что экстремальная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одиноко проживающего гражданина, возникшая по не зависящим от них причинам, с которой они не могут справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства. Для получения единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации заявитель в письменной форме обращается непосредственно в казанное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат». Указанные в заявлении сведения гражданин подтверждает актом материально-бытового обследования. Материально-бытовое обследование осуществляется комиссией, состоящей из специалистов Центра социальных выплат, учреждений социального обслуживания населения. Семьям, имеющим в своем составе трудоспособных членов, одиноким гражданам трудоспособного возраста в течение 3 дней после приема заявления и документов специалист Центра социальных выплат составляет проект плана мероприятий по выводу семьи или гражданина из экстремальной жизненной ситуации, который является приложением к социальному контракту. Срок его действия не превышает 12 месяцев.

В свою очередь Закон Тамбовской области от 06 февраля 2012 года № 113-З «О государственной социальной помощи»[6] предоставляет право на получении государственной социальной помощи лицам оказавшимся в трудной жизненной ситуации, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи, гражданина. Закон приводит примеры частичная или полная утрата способности к самообслуживанию или передвижению в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних; семейное неблагополучие наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической и т.д.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы считаем что нужно внести изменения в Кодекс Омской области о социальной защите, а именно расширить круг граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи, кроме того необходимо предусмотреть дополнительные гарантии на получение социальной помощи и учитывая опыт других субъектов дополнить Кодекс Омской области о социальной защите таким понятием как «экстренная социальная помощь».

Список использованных источников:

1. Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 08.06.2005, № 98.

2. Новости Югры. 05.02.2008, № 17.

3. Омский вестник. 2008. 8 июля. № 73.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699.

5. Собрание законодательства Воронежской области, 02.07.2012. № 18. Ст. 636.

6. Тамбовская жизнь (специальный выпуск). 10.02.2012. № 10(1242).

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (4 голосов)

Ирина Валерьевна, как Вы считаете для экстренной социальной помощи нужно создать отдельный нормативно-правовой акт или внести изменения в Омское законодательство?

Спасибо за вопрос, Алёна Вячеславовна!
На мой взгляд не нужно создавать отдельный нормативно-правовой акт, а нужно просто усовершенствовать действующее законодательство Омской области. Предлагаю учесть положительный опыт других субъектов РФ и включить в Кодекс Омской области о социальной защите отдельную главу посвященную "Экстренной социальной помощи" и включить в нее положения аналогичные Закону Ханты - Мансийского автономного округа – Югры.

Ирина Валерьевна!
Можите ли Вы выделить критерии определяющие право малоимуших граждан на ГСП?

Спасибо за вопрос, Виктория Викторовна!
По мнению многих авторов, главным критерием определяющим право на получение ГСП, является "нуждаемость". Я также придерживаюсь этой точки зрения. Нуждаемость-это такое материальное положение, при котором индивидуальный или среднедушевой доход физических лиц или членов его семьи ниже величины федерального или регионального прожиточного минимума по независящим от них причинам. Однако в настоящее время эта категория остается неурегулированной, в действующем законодательстве понятия «нуждаемости» не закреплено. Поэтому видим необходимость в законодательном закреплении понятия «нуждаемость».

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".