Касьян Владислав Юрьевич
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Соколова Н. А., заведующий кафедрой трудового права, кандидат юридических наук
Какой бы совершенной ни была система правоохранительных органов той или иной страны, ни одна из них не может дать стопроцентной гарантии безопасности от такого явления как терроризм. Около 150 громких терактов было совершено в России, начиная с 1992 года. Неэффективность антитеррористических мер, безусловно, должна компенсироваться государством.
После терактов, как правило, государство ограничивается лишь выплатой единовременной компенсации. Что в корне не верно, т.к. и в последствие пострадавшие в терактах все еще нуждаются в медицинской помощи и реабилитации. Российское законодательство больше ориентировано в основном на оплату листов временной нетрудоспособности, бесплатную медицинскую помощь жертвам, как и всем гражданам, назначение и выплату пенсий в случае установления инвалидности.
В России действует Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[1], который закрепляет основные принципы и положения о возмещении вреда, причиненного в результате теракта. Но он больше говорит именно об участниках в борьбе с терроризмом, а не о жертвах.
За счет средств федерального бюджета осуществляются компенсационные выплаты лицам, которым был причинен вред. Существуют возможности дополнительной поддержки, возмещается стоимость утраченного или поврежденного имущества. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 № 750[2] определяется порядок выделения бюджетных ассигнований на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб.
Но как показывает практика этого мало. Один из печально известных терактов в театральном центре на Дубровке «Норд-Ост», произошедший в октябре 2002 года, охарактеризовался многочисленными жалобами на действие и бездействие властей. Только 2011 году Европейский Суд по правам человека удовлетворил коллективную жалобу, где Россию принудили к выплате 1 миллиона 300 тысяч евро.
На сегодняшний день существует справедливое мнение о необходимости принятия специального закона о защите жертв терроризма. Так, в 2008 г. поступали предложения внести на рассмотрение Государственной Думой проект закона «О социальной защите пострадавших от терактов в России»[3]. Смысл данного проекта, по сути, заключался в одном – улучшить социальное положение жертв и их родственников. Среди прочего, закрепить особый статус «жертвы теракта» и граждан, получивших инвалидность в результате теракта, меры дополнительной помощи для пострадавших, увеличить компенсационные выплаты. Данный проект так и не был претворен в жизнь.
Так же по закону возмещение ущерба лежит не на государстве, а на преступниках. Фактически Россия избегает ответственности о причинении вреда гражданину со стороны государства и государственных структур.
На этот счет очень интересно выглядит позиция Конституционного суда Российской Федерации. В своем определении от 27.12.2005 № 523-О он отметил, что: «государство компенсирует вред, но выступает не как причинитель вреда или должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, который выражает общие интересы и распоряжается бюджетом в общих интересах»[4].
Есть мнение, что такая позиция не соответствует Конституции РФ. Так, ст. 52 Конституции РФ устанавливает: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Более того, в Декларации прав и свобод человека и гражданина говорится: "Права жертв преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию за причиненный ущерб». «Скорейшая компенсация за причиненный ущерб» подразумевает под собой возмещения ущерба и до возбуждения уголовного дела, и до признания жертвы преступления потерпевшим, что логично в подобных случаях.
Разумеется, на фоне роста числа жертв террористических актов государство неизбежно предпринимает меры по оказанию материальной помощи самим жертвам либо их родственникам в случае гибели жертв. Размеры этой помощи имеют выраженную тенденцию роста, но определяются они абсолютно произвольно, без учета в должной степени реальных размеров причиненного вреда.
С принятием Федерального закона "О противодействии терроризму" законодатель снял с государства обязанность возмещения морального вреда, возложив ее исключительно на лицо, совершившее террористический акт. Как отмечает в своих исследованиях Трофимов Н.Д., данное положение противоречит как международно-правовым актам и Конституции РФ, так и уголовно-процессуальному законодательству РФ[5].
Необходима грамотная единая методика подсчета суммы компенсаций тем, кого в той или иной степени затронули теракты. На практике пострадавшим выплачивается пособие по отдельным постановлениям Правительства РФ и местных властей. В каждом конкретном случае власти решают, сколько в этот раз заплатить жертвам. Даже цифра в 1-2 млн. руб. на человека, зачастую является явно недостаточной для покрытия причиненного ущерба или лечения. Для сравнения, согласно п. 1.1 ст. 117 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации родственникам умершего пассажира воздушного судна в сумме 2 млн. руб.
Система предупреждения и противодействия терроризму сегодня не эффективна. В силу этого является необходимым более детальное, с учетом зарубежного опыта, законодательное регулирование данного вопроса в части легального закрепления статуса «жертвы террористического акта», разработки системы расчета компенсационных выплат, а так же дополнительных социальных гарантий.
1. Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
2. Российская газета. 2008. 22 октября.
4. Собрание законодательства РФ. .2006. № 12. Ст. 1326.
5. Трофимов Н.Д. Проблемы возмещения вреда, причиненного террористическим актом, в свете Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Российский следователь. 2006. № 7.
Статистика по размеру выплат: https://docs.google.com/file/d/0B-hAYfcqONefWHdyZ0dlNkRUeWM/edit?usp=sharing
Владислав Юрьевич, а что Вы понимаете под термином "жертва террористического акта"? Имеет ли значение для присвоения такого статуса, например, время нахождения гражданина в заложниках?
Благодарю за вопрос! Да, действительно, в силу многих причин я считаю принципиально важным отдельно выделять понятие «жертва террористического акта». В исследуемых мною материалах я не встречал, по крайней мере, однозначного понятия «жертва террористического акта», однако постараюсь его сформулировать. Я считаю, что под жертвой террористического акта следует понимать лицо, которое тем или иным образом было «прикосновенно» к установленным событиям теракта, т.е. каким-то образом было непосредственно вовлечено в события террористического акта и претерпело негативные последствия в виде морального вреда, смерти, утраты здоровья, повреждения или утраты имущества, и т.д. Однако следует учитывать, что, например, родственники погибшего, которые хоть и не участвовали непосредственно в событиях террористического акта, будут являться жертвами в случае смерти родственника, т.к. это тоже «утрата». Руководствуясь той же логикой, я считаю, что и нахождение лица в заложниках так же небезосновательно подразумевает под собой статус жертвы, т.к. даже при полном отсутствии вреда здоровью, существовала потенциальная угроза со стороны террористов. Государство не обеспечило должной безопасности своим гражданам и даже при благоприятном исходе должно возместить все «неудобства» вне зависимости от того сколько человек находился в заложниках. Размеры и характер возмещений это уже другой вопрос. К тому же, не стоит забывать о психоэмоциональном состоянии заложника, которое, как правило, присутствует и, как правило, влечет негативные последствия на психическое здоровье человека.