Московская Мария Васильевна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Подвязникова М.В., преподаватель кафедры трудового права
В Российской Федерации существует проблема реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений. Острота и актуальность выбранной мной темы обусловлена как постоянным ростом числа граждан, относящихся к данной категории льготников, так и отсутствием необходимого объема финансовых источников.
В Омской области за 2012 год детям-сиротам предоставлено 82 квартиры в Большереченском, Москаленском, Нижнеомском, Полтавском, Саргатском, Усть-Ишимском, Тевризском и Знаменском районах. По данным на 1 декабря 2012 года число детей-сирот, стоящих на очереди на получение жилья составляла 633 гражданина, а в Российской Федерации 224 тысячи человек[1]. Если в среднем в Омской области в год будут предоставляться порядка 70-80 жилых помещений, то последний ребенок сирота получит квартиру через 8-9 лет.
В 2013 году Федеральный закона от 21 декабря 1996 года № 15-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[2] претерпел существенные изменения. Предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В соответствии с данным законом, создается специализированный жилищный фонд, в который будут входить жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Постановка на учет детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилом помещении будет производиться уполномоченными органами по достижению ими 14 летнего возраста.
С данной категорией граждан с 1 января 2013 года заключается договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания названным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма может быть однократно заключен на новый пятилетний срок по решению регионального органа власти. Порядок выявления таких обстоятельств устанавливается региональным законодательством.
По истечению пяти лет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с бывшим воспитанником детского дома бессрочный договор социального найма. Только после этого данное жилое помещение в соответствии со статьей 217 Гражданского Кодекса Российской Федерации может быть приватизировано. До 1 января 2013 года процедура предоставления жилого помещения, изначально по договору социального найма, значительно упрощала и ускоряла передачу в собственность жилого помещения. Органы государственной власти подчеркивают, что такие изменения в законодательстве в первую очередь обеспечат более действенную защиту прав детей-сирот, так как предоставленное жилье не будет подлежать отчуждению и сдаче в аренду. Тем самым будут использоваться строго по своему назначению – непосредственно для проживания данной категории лиц. Подобные меры, по мнению законодателя, помогут оградить от мошенничества детей-сирот, которым предоставлено жилое помещение.
В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012, № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»[3] были распределены субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на 2013 год для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений. Омской области на расходы выделено 123 914, 5 тыс. рублей, то есть примерно на 100 квартир.
Полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями до 2012 года были в ведении Администрации города Омска, затем они в соответствии с Постановлением правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п [4] были делегированы Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерству имущественных отношений Омской области.
Уже на данный момент существует судебная практика, где ответчиком по делу выступает Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерства имущественных отношений Омской области. В частности, рассматривая решение Муромцевского районного суда от 25.10.2012 года № 2-524/2012 можно отметить, что вышеназванные Министерства в ходе судебного процесса представляют отзывы, в которых просят признать их ненадлежащими ответчиками по делу, так как они имеют не полный комплекс полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам, а лишь их часть.
Представляется, что данная ситуация ведет к появлению так называемой, «солидарной безответственности», что отрицательно повлияет на реализацию прав детей-сирот по обеспечению жильем. Полномочия в данной сфере, считаю необходимым делегировать одному органу, который бы более основательно и конструктивно подходил к решению и без того сложных проблем в предоставлении жилья детям-сиротам. Так же хочется отметить, что изменения в законодательстве в части заключения договора социального найма на определенный срок может неоднозначно повлиять на обеспечение гарантии по предоставлению жилья в целом. Возможно, это позволит защитить детей-сирот, получивших жилье, от различного рода мошенничества, но то же время органы государственной власти субъекта приобретают наиболее широкий круг полномочий, которые вследствие реализации гарантий, могут непосредственно влиять на решения в предоставлении жилья детям-сиротам.
1. Доступ из электронного ресурса: www.usynovite.ru/structure/
2. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 52, Ст. 5880. Далее – Закон о социальной поддержке детей-сирот.
3. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50 (ч. 4), Ст. 6939.
4. Собр. законодательства Рос. Федерации . 10.12.2012, № 50 (ч. 4), ст. 6939.
Мария Васильевна, если я правильно поняла, Вы говорите о необходимости объединения функций, связанных с обеспечением детей-сирот жильем, в рамках комптенции одного органа исполнительной власти. А какого?
Спасибо за вопрос, Наталья Александровна.
Ранее до втупления в силу Постановления правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, функции связанные с обеспечением детей-сирот жильем, были в ведении Администрации города Омска. Позиция законодателя в виду разделения функций по обеспечению детей-сирот жильем, между Министерством образования Омской области, Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерством имущественных отношений Омской области, уже за этот короткий срок показала свою несостоятельность, так как предъявлять требования о предоставлении жилья детям-сиротам, к вышеназванным Министерствам, нужно комплексно, и ответственность за непредоставление жилья детям-сиротам, так же комплексная, следовательно не такая эффективная, как для одного органа, ответственного за всю процедуру предоставления жилья.
Администрации города Омска не в полном объеме выполняла функции, делегированные Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерству имущественных отношений Омской области, в первую очередь в виду отсутствия необходимого объема финансовых источников, но все же Администрация города Омска единолично несла ответственность за предоставление жилья детям-сиротам. И предъявление исковых требований о предоставлении жилья данной категории льготников к одному органу, существенно упрощало как судебные процессы, так и саму процедуру предоставления жилья детям-сиротам.