Права мужчин на государственные пособия гражданам, имеющим детей

Осипцов Павел Владиславович
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Соколова Н. А., заведующий кафедрой трудового права, кандидат юридических наук

В Российской Федерации в настоящее время сложилась система предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей. Данное законодательство сформировано, прежде всего, на федеральном уровне, в частности, закреплены общие положения в области установления прав на материальную поддержку в случае отцовства, материнства и детства. Нормативная база создается также субъектами Российской Федерации, устанавливающими дополнительные гарантии поддержки семьям с детьми.

Главным нормативным актом в области закрепления государственных пособий гражданам, имеющим детей, превалирует Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"[1] (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ). Что касается уровня субъектов, так, например, на территории Омской области действует Закон Омской Области 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»[2].

Федеральный закон № 81-ФЗ устанавливает виды государственных пособий гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Выделим категории государственных пособий лицам, имеющим детей, на которые имеют право мужчины:

1. Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

2. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Данное пособие устанавливается в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, и ряду иных оснований, следовательно, имеют опекуны ребенка.

3. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В качестве лица мужского пола может выступать опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах и по иным основаниям.

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Правом на данное пособие имеют матери либо отцы, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, лица из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; другие родственники, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, и иные основания; матери либо отцы, опекуны, обучающиеся по очной форме обучения и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

5. Ежемесячное пособие на ребенка

Ежемесячное пособие на ребенкаимеет один из родителей (опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного (удочеренного), принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательном учреждении - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).

Наибольшее количество вопросов возникает по поводу предоставления пособия по уходу за ребенком. Это пособие выплачивается в течение соответствующего отпуска. Значимая часть норм, регулирующая предоставление отпуска по уходу за ребенком устанавливается трудовым законодательством, в частности ст. 256 Трудового кодекса РФ. Особое правового регулирование существует в отношении предоставления отпусков мужчинам, проходящим военную службу.

Военнослужащему мужского пола, проходящему военную службу по контракту, по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также, если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав).

Имеется также судебная практика по делу военнослужащего Константина Маркина. Данное лицо пыталось обжаловать нормы российского законодательства в Конституционный Суд Российской Федерации, а также в Европейский Суд по правам человека. В частности, обжалованию Маркин подверг нормы, затрагивающие вопросы дискриминации лиц мужского и женского пола на территории Российской Федерации, а именно, пункты 5 и 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в которых речь идет о том, что военнослужащим женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком, независимо от наличия положения и состояния отца, а мужчинам отпуск по уходу за ребенком предоставляется только на том основании, что мать ребенка не может его содержать и воспитывать и на более короткий период.

Конституционным Судом Российской Федерации Константину Маркину было отказано в удовлетворении его просьбы о признаках дискриминации в нормах актов. Основной мотивировочный принцип Конституционного Суда Российской Федерации заключался в том, что на военнослужащих мужчин возлагается обязанность претерпевать некоторые конституционные лишения с целью поддержания обороноспособности страны[3].

В тоже время Европейский Суд по правам человека подтвердил, что в отношении Константина Маркина имела место дискриминация в пользовании правом на уважение его частной и семейной жизни по признаку пола, то есть нарушение статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, взятой в совокупности со статьей 8 Конвенции. Маркину присуждена компенсация морального вреда (3000 евро) и издержек (3150 евро)[4].

В заключение следует сказать, что из приведенного выше перечня предоставления пособий лицам обоих полов, мужчины занимают своё место наравне с женщинами только в четырех указанных пунктах Федерального закона № 81-ФЗ. При этом представители определённых профессий (военнослужащие) не могут в той же мере реализовать свои права, что и женщины. При отсутствии объективных препятствий в законодательстве, должно быть установлено равное право мужчин и женщин на пособия, например, в законодательстве Омской области необходимо установить право одиноких отцов получать пособие на ребенка в повышенном размере.


1. Российская газета. 1995. 24 мая.

2. Омский вестник. 2008. 8 июля.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 15. января 2009 № 187-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статей 10 и 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" // Доступ из СПС «КонсультанатПлюс».

4. http://europeancourt.ru/2012/03/22/9768/

0
Ваша оценка: Пусто

Павел Владиславович, здравствуйте!
Как Вы думаете, имеет ли право на материнский (семейный) капитал мужчина, воспитывающий двоих детей, при условии, что его первая жена и мать первого ребенка лишена родительских прав, а его вторая жена (мать второго ребенка) умерла, не успев усыновить ребенка мужа от первого брака?

Уважаемая, Мария Валерьевна, благодарю Вас за вопрос. К сожалению, в своей работе я не поднимал вопрос по поводу возможных случаев предоставления мужчинам материнского (семейного) капитала, однаком считаю, что мужчина, воспитывающий двоих детей, при условии, что его первая жена и мать первого ребенка лишена родительских прав, а его вторая жена (мать второго ребенка) умерла, не успев усыновить ребенка мужа от первого брака, имеет по общим правилам право на предоставления таковому данного вида капитала в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".