Бутенкова Виктория Викторовна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Подвязникова М.В., преподаватель кафедры трудового права
В настоящее время все большую остроту и актуальность приобретает проблема социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как с каждым годом число сирот становиться все больше. На начало 2012 года на учете в Российской Федерации состояло 654 тысячи детей-сирот. За один только 2011 год численность таких детей в нашей стране увеличилась на 82,2 тысячи. При этом 84% из них – это социальные сироты, то есть те, чьи родители (или один родитель) живы, но не могут или не хотят воспитывать своих детей [3]. Таким образом, нарушается одно из основных прав ребенка, закрепленных в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации - право ребенка жить и воспитываться в семье [6].
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Конституции РФ [8]; Конвенции ООН «О правах ребенка» [5]; Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее - Закон №159-ФЗ) [7], а также иных федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ, а так же конституциях, законах и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует отношения, возникшие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На федеральном уровне вышеуказанный закон для данной категории граждан предусматривает следующие гарантии:
- гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях (ст. 6 Закона №159-ФЗ);
- бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания (ст. 7 Закона №159-ФЗ);
- гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
- социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, т.е. не достигшие 18 лет, могут находиться на полном государственном обеспечении в специализированных организациях - учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перечень стационарных учреждений, в которых воспитываются дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.04.2010 № 240н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [1]. К числу таких учреждений относятся учреждения системы здравоохранения, социальной защиты и образовательные учреждения, в которых содержатся и воспитываются дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе дома ребенка, общеобразовательные школы-интернаты и другие);
- право на жилище в соответствии с законодательством РФ (ст. 8 Закона №159-ФЗ);
- организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
- организация квалифицированной юридической помощи (ст.10 Закона №159-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе предусматривать дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо, предусмотренных федеральным законодателем. К сожалению, регионы не в полной мере пользуются своим правом на предоставление дополнительных гарантий социальной поддержки. Приведем несколько примеров, повышенного правового регулирования, предусмотренного субъектами РФ. Например, в Санкт-Петербурге существует Закон Санкт-Петербурга от 16 ноября 2005 г. №616-87 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4]. В нем, в частности, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, помимо полного государственного обеспечения выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, в то время как в федеральном законодательстве подобная норма отсутствует.
На территории Омской области действует Кодекс Омской области от 4 июля 2008г. №1061-ОЗ «О социальной защите отдельных категорий граждан» [2]. В данном Кодексе установлено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное пользование услугами материально-технической и учебно-методической базы областных государственных детских оздоровительных организаций, туристических лагерей, пансионатов, детских площадок; посещение областных государственных музеев, картинных галерей, выставок.
Дополнительные гарантии социальной поддержки, которые предоставляют органы исполнительной власти субъектов РФ нуждаются в доработке, так как не в полной объеме обеспечивают защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и зачастую не реализуются на практике. Государство обязано создать такие условия защиты, которые обеспечивают свободное развитие ребенка, признание и создание гарантий реализации его гражданских и политических свобод, экономических, социальных и культурных прав.
Список используемой литературы
- Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010, №21.
- Ведомости Законодательного Собрания Омской области, 2008, № 2(57), ст. 3728;
- Доступ из электронного ресурса: http://www.uspeshnye-siroty.ru/roditelyam/pavel-astahov-v-rf-na-nachalo-2012-goda-zaregistrirovano-650-tyisyach-detey-sirot.html;
- Санкт-Петербургские ведомости, 2005, № 225.
- Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993;
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 1, Ст. 16.
- Собрание законодательства Российской Федерации 1996, № 52, ст. 5880.
- Собрание законодательства Российской Федерации 2009г., № 4, ст. 445.
Виктория Викторовна, проблема, которую вы обозначили, безусловно очень актуальна и требует первоочередного решения. Насколько мне известно, в марте 2013 г. был «запущен» проект партии «Единая Россия» под очень громким и благозвучным названием «России важен каждый ребенок». Руководство уже тогда заявило, что ведется очень активная работа по оказанию помощи детям-сиротам. Комплексные работы, начиная от сферы медицинского обслуживания и заканчивая образованием ведутся абсолютно во всех регионах, причем весьма интенсивными темпами. В конечном счете все это должно привести к существенному улучшению положения детей-сирот. С вашей точки зрения, имеются ли хоть какие-нибудь позитивные тенденции на сегодняшний день в этом направлении? Будет ли данная программа способствовать качественному росту положения детей-сирот?
Спасибо за вопрос, Владислав.
Если честно, просмотрев законодательство на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации (Омская область, Санкт-Петербург) в сфере дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, я не увидела, что в настоящее время активно действует данная программа, скорее наоборот. Хочется верить, что когда-нибудь программа «России важен каждый ребенок» будет введена в полное действие и положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будет расти в лучшую сторону.