Некоторые проблемы реализации прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры

Горлов Илья Александрович
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Муленко А. В., преподаватель кафедры трудового права

По последним данным Минздравсоцразвития в России насчитывается свыше 13 млн. инвалидов[1], что составляет 9,2 % от всего населения страны и, безусловно, современное российское общество находится на пути правового, а главное, фактического обеспечения прав инвалидов. Так Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. ратифицирована Конвенция о правах инвалидов принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году. В рамках заявленной темы, интерес для нас представляет ст. 9 Конвенции, в соответствии с которой «государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи», а также «разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением»[2].

Что касается национального законодательства, то на федеральном уровне этот вопрос регулируется статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон)[1]. Напомним, что данная статья, в частности, предусматривает: «места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди, вблизи места жительства с учетом градостроительных норм»[3].

В данном случае мы видим, что нет никакой конкретизации относительно группы инвалидности или же типологии в нарушении органов, что дает повод чиновникам и суду произвольно толковать указанную норму.

Так, например, Постановлением главы Администрации г. Уфы «О порядке предоставления в аренду земельных участков гражданам являющимися инвалидами» прямо установлено, что места под строительство гаражей вблизи места жительства предоставляются инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата[4].

Решение же Челябинской городской Думы «Об утверждении порядка оформления документов для предоставления земельных участков для инвалидов всех групп для размещения и эксплуатации временных не капитальных одиночных гаражей на территории г. Челябинска»[5] регламентирует предоставление земельных участков инвалидам вне зависимости от группы и вида заболевания.

А Закон республики Коми «О защите инвалидов в Республике Коми» вообще полностью дублирует положения федерального закона «О социальной защите инвалидов».

Таким образом, в законодательстве нет единого понимания в толковании указанной нормы закона.

Обратимся к теории. В комментариях к Федеральному закону под редакцией Слобцова И. А. и Кузнецовой О. В. указывают, что гражданин должен обратиться с заявлением о размещении гаража для хранения личного автотранспорта в администрацию района города на имя главы администрации района. К заявлению должны быть приложены копии следующих документов:

  1. заключение органа социальной защиты населения, подтверждающее инвалидность с нарушением двигательной функции или копии документов, подтверждающие наличие льгот на установку металлического гаража;
  2. копии документов, подтверждающие наличие транспортного средства (спецавтотранспорта с ручным управлением);
  3. копия водительских прав;
  4. справка с места жительства[6].

То есть в данном случае предоставление места под гараж инвалидам ставится в зависимость от наличия заболевания опорно-двигательного аппарата, но не от группы инвалидности.

Также авторы комментариев обращают внимание на то, что место должно быть предоставлено с учетом градостроительных, противопожарных и санитарных норм, без ущемления прав граждан, проживающих в квартале (микрорайоне), и на расстоянии не более 400 метров от места жительства заявителя[7].

Здесь появляется еще одна проблема. Что понимать под словом «вблизи» места жительства. Законодатель апеллирует оценочной категорией, и почему в комментариях указана именно эта цифра остается загадкой.

На данный момент в Российской Федерации действует СНиП 1989г. который регламентирует минимальные санитарные разрывы от наземных и комбинированных (наземно-подземных) гаражей и автостоянок легковых автомобилей до жилых и общественных зданий.[8] Расстояние от места проживания до гаража лимитируется в соответствии с количеством автомобилей в данном микрорайоне, что является правильной позицией, так при большом количестве автомобилей и содержание вредных веществ в воздухе будет больше. Следовательно, мы выявили минимальное расстояние, на которое данный земельный участок может быть приближен к жилому дому.

Но с правовой точки зрения нас больше интересует, максимальное расстояние, на котором земельный участок может быть предоставлен. В соответствии со СНиПом «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: «места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 100 метров для жилых зданий»[9].

Таким образом, норма предоставления места для личного транспорта инвалида должна входить в диапазон от 10 до 100 метров.

Следует отметить, что нормативно-правового акта регулирующего данные правоотношения в городе Омске не принято, поэтому суды на данный момент руководствуются общей нормой, а именно ст. 15 Федерального закона. Так, например, Решением Куйбышевского районного суда г. Омска истцу было отказано в предоставлении спорного земельного участка на том основании, что «при выборе места для стоянки, инвалид вправе обратиться с заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка для стоянки, администрация совместно с соответствующими службами производят подбор возможного места установки гаража с учетом градостроительных, противопожарных и санитарных норм на общих основаниях. В связи с чем, суд делает вывод, что инвалиду с учетом соблюдения градостроительных и иных правил, может быть предоставлен любой земельный участок максимально приближенный к месту жительства инвалида для размещения гаража, и не обязательно спорный во дворе дома по месту жительства»[10].

Приходится признать, что статья 15 Федерального закона носит лишь декларативный характер, что порождает различное правовое регулирование данного вопроса в субъектах Российской Федерации, а в некоторых и вовсе его отсутствие, как в Омской области. 

Считаем необходимым решить выявленные нами проблемы на федеральном уровне путем внесения изменений в абзац семь ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», изложив его в следующей редакции:

«места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам всех групп и заболеваний вне очереди, вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, но не далее 100 метров от места жительства. Такие земельные участки предоставляются в аренду, сроком не менее одного года».

Таким образом, мы надеемся, что приняв указанные изменения, мы устраним очередную проблему на пути одной из самых незащищенных категорий граждан – инвалидов. Ведь отношение к инвалидам в частности, свидетельствует о здоровье общества в целом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данные на февраль 2012 г. с официального сайта Минздравсоцразвития. URL: http://www.rosminzdrav.ru/. (дата обращения 21.03.2012 г.)

2. О правах инвалидов: конвенция, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006 г. Т. III Сборник международных правовых актов, 2010. С. 428

3. О социальной защите инвалидов: федер. закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации, 1997. №41 ст. 532

4. О порядке предоставления в аренду земельных участков гражданам являющимися инвалидами: постановление главы администрации г. Уфы от 13.04.2002 г. № 651-п // Законодательство республики Башкортостан, 2003. №12 ст. 120

5. Об утверждении порядка оформления документов для предоставления земельных участков для инвалидов всех групп для размещения и эксплуатации временных не капитальных одиночных гаражей на территории г. Челябинска: решение Челябинской городской Думы от 12.12.2004 г. № 801-н // Уральский вестник, 2004. №5 ст. 201

6. Комментарии к Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / под ред. И. А. Слобцова и О. В. Кузнецовой. М., 2010. г.  Доступ из СПС «Консультант плюс».

7. Там же.

8. Строительные нормы и правила: Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений: СНиП 35-01-2001 / Госстрой СССР. – Введ. 16.05.1989. М., 2001. – 47 с. Доступ из СПС «Консультант плюс»

9. Строительные нормы и правила: Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения: СНиП 2.07.01-89 /  Минрегион России. – Введ. 27.12.2011. М., 2012 – 10 с. Доступ из СПС «Консультант плюс»

10. Решение Куйбышевского районного суда г. Омска по делу № 2-2904/2010 от 26.05.2010 г. Доступ из СПС «Консультант плюс».

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)

Илья Александрович, вы предлагаете внести изменения в ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и тем самым предоставлять места для строительства гаража инвалидам всех групп, причем "вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, но не далее 100 метров"? Не кажется ли Вам, что Российская Федерация не в состоянии будет реализовать данную правовую норму, к примеру, в связи с плотной городской застройкой, большим количеством инвалидов. Может быть лучше предоставлять места под строительство гаража, только инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, обладающих специальным автотранспортным средством?

Уважаемая Мария Валерьевна, спасибо за вопрос, однако, я вынужден с Вами не согласиться. По следующим причинам: во-первых, как я ссылался на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 26.05.2010 г. в случае невозможности предоставить инвалиду земельный участок в пределах указанной территории, то следует предоставлять "любой земельный участок максимально приближенный к месту жительства инвалида для размещения гаража". Во-вторых, земельные участки предоставляются инвалидам в аренду, а не в собственность и на срок от 1 года, что не так много. В-третьих, использовав формулировку, в соответствии с которой земельные участки предоставляются "инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата" мы тем самым породим еще большее количество проблем в применении нормы, т.к. например, даже третья группа инвалидности подразумевает, что человек может самостоятельно передвигаться, но с большей затратой времени и возможно с большими неудобствами. Я полагаю, что в данном случае следует руководствоваться международными стандартами и не дифференцировать различные травмы и заболевания.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".