Льготы в сфере образования как вид социального обеспечения

Бетехтина Екатерина Сергеевна, Каравай Кристина Игоревна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Соколова Н.А., заведующий кафедрой трудового права, кандидат юридических наук

В теории права социального обеспечения одной из функций этой отрасли является социально-адаптационная[1], заключающаяся в поддержании социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни, а также восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

Предоставление льгот в сфере образования можно рассматривать как  одно из направлений социальной политики государства, призванное оказать помощь социально незащищенным категориям населения в получении образования, которые, в свою очередь, желают реализовать право на получение высшего профессионального образования. Сегодня правом на данную льготу обладают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, дети-сироты и иные категории граждан.

Одной из проблем  права социального обеспечения в целом и его отдельных институтов является вопрос привлечения к ответственности за незаконное получение социальных предоставлений. 

Вопрос о том, какие последствия повлечет предоставление абитуриентом документов, содержащих заведомо ложные сведения, дающие право на получение льготы при поступлении в высшее учебное заведение, если данный факт станет известным в процессе обучения лица? Понесет ли данное лицо какую-либо ответственность?

Толковый словарь С. И. Ожегова определяет слово «подложный» как являющийся подлогом, фальшивый, и «документ» - как деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь. Таким образом, применительно к рассматриваемому вопросу, подложный документ – это фальшивая деловая бумага, подтверждающая факт наличия льготы при поступлении в высшее учебное заведение и дающая право на получение такой льготы.

В 2012 г. Государственной Думой РФ был принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в ст. 11 и ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» соответствующими нормами, предусматривающими отчисление студентов, которые при поступлении предоставили недостоверные данные о результатах ЕГЭ или подложные документы, дающие им льготы при зачислении. Также основанием для отчисления будет сокрытие факта наличия высшего или среднего профессионального образования, что позволяет повторно получать такое образование бесплатно.

Данный законопроект позволял в случае обнаружения факта представления подложных документов при поступлении отчислить студента вне зависимости от курса, на котором обучается такой студент. Также было закреплено, что в случае отчисления студента, обучающегося за счет государства, за нарушение порядка приема в образовательное учреждение на образовавшееся вакантное место может быть переведен студент, обучающийся в образовательном учреждении на платной основе.

Однако изменения в ст. 11 и в ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» так и не были внесены. С 1 сентября 2013 г. данный закон утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но и в нем нет упоминания об ответственности за предоставление таких документов. Таким образом, на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, которая бы регулировала такие правоотношения.

Часть 1 статьи 327 УК РФ предусматривает ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков. Таким образом, в случае, если лицо самостоятельно осуществило подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, то оно будет привлечено к уголовной ответственности. В этой части возникает другой вопрос: будет ли, например, документ устанавливающий инвалидность, являться официальным документом, предоставляющим право? На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить утвердительно, так как наличие такого документа является обязательным для поступления в высшее учебное заведение вне конкурса. Такой документ предоставляет право на льготное зачисление на бюджетное место в высшем учебном заведении.

При этом ч. 3 ст. 327 УК РФ предусматривает такой состав преступления, как использование заведомо подложного документа. Таким образом, если лицо при поступлении в высшее учебное заведение использовало заведомо подложный документ, подтверждающий наличие инвалидности в корыстных целях, то оно, безусловно, будет подлежать уголовной ответственности.

Как правило, при подаче заведомо ложных документов на поступление в высшее учебное заведение, лицо осознает, что они являются фальшивыми. В этом случае, уголовная ответственность должна наступить непременно. Однако может возникнуть ситуация, когда абитуриент, сам того не осознавая, принес в приемную комиссию подложный документ, в результате чего был зачислен на бюджетное место, а данный факт вскрылся, например, лишь спустя три года его обучения. К примеру, родители абитуриента хотели, чтобы их ребенок, имеющий небольшое отклонение состояние здоровья учился на бюджетной основе. «Получив» справку об инвалидности, абитуриент поступает на бюджетную основу, не подозревая, о том, что «справка об инвалидности» является подложной. Через определенный временной промежуток вскрывается факт предоставления при поступлении в ВУЗ подложного документа.   Имеет ли место в таком случае привлечение к уголовной ответственности или достаточной мерой наказания будет отчисление из ВУЗа? В каждом конкретном случае необходимо тщательно исследовать такие документы посредством проведения экспертизы, устанавливать наличие вины лица, предоставившего такие документы и проводить иные мероприятия.

В связи с этим необходимо закрепить правовую норму, регулирующую правовые последствия, которые могут возникнуть вследствие предоставления подложных документов, а также ответственность, которая должна наступить при совершении такого действия.

Но, к сожалению это не все проблемы, которые могут возникнуть в сфере образования. Одна из них связана с определением категорий  граждан, имеющих право на льготное поступление в ВУЗ. Одной из таких категорий выступают инвалиды.

Действующий Закон РФ «Об образовании» и вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляют безусловное право инвалидов I и II групп на зачисление на бюджетной основе в высшее учебное заведение.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В связи с чем, для инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, на основании которой осуществляется профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней. Однако данная программа может содержать положение о том, что лицо способно к получению высшего образования, но оно не может освоить все дисциплины, предусмотренные учебным планом. В связи с этим возникает вопрос: может ли в таком случае идти речь о получении инвалидом полного высшего образования, если оно не способно освоить все предусмотренные дисциплины. Как в таком случае осуществляется получение лицом диплома о высшем образовании?

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. В Российской Федерации в настоящее время, мало ВУЗов, способных «организовать» безбарьерную среду для студентов-инвалидов.  Всего 32 учебных заведения приспособлены для обучения инвалидов[2]. Исходя из этого, ВУЗ сможет принять на бюджетную основу студента-инвалида, но в связи с физическими особенностями данного студента не смогут обеспечить дополнительные условия для получения знаний.

В зависимости от состояния здоровья студента-инвалида должна создаваться безбарьерная среда. Также имеет место вопрос о том, есть ли необходимость предоставлять бюджетные места для инвалидов, у которых отсутствует возможность свободно передвигаться? Имеют ли право обучаться, например, на специальности технического характера, при заболевании глазного яблока? Существует мнение, что при зачислении студента должны быть некоторые ограничения на ту или иную специальность, где в  дальнейшем у него может возникнуть сложность с обучением по состоянию здоровья.

Ни нынешний, ни вступающий в силу закон об образовании не включает в себя нормы, предусматривающие право на  льготное получение высшего профессионального образования такую категорию граждан, как многодетные семьи.

Президентом РФ был принят Указ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»[3], в котором предусматриваются отдельные льготы для многодетных семей.  В 1999 г. Государственной Думой РФ был одобрен закон «О государственной поддержки многодетных семей», однако Президент РФ закон не подписал, аргументируя тем, что некоторые положения закона не соответствуют Конституции РФ. Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки, имеющих детей», отдельные лица имеют право на получение семейного капитала и одним из способов реализации – получение ребенком (детей) образования. В 2013 г. размер материнского капитала составляет 408 960 рублей. Средняя же стоимость обучения в Российской Федерации в настоящее время варьируется в переделах 80 000 – 120 000 рублей, срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а магистратуре - 2 года, если умножить на среднюю стоимость обучения, то потратить материнский капитал можно будет только на одного ребенка. Проблема заключается в том, что воспользоваться льготами для многодетных семей могут чаще всего, граждане получившие статус малоимущих. Из этого мы видим, что полноценное обучение в ВУЗе сможет лишь получить один ребенок. Встает вопрос – а как быть с остальными детьми, ведь получение высшего образования ребенка для родителей является одной из главных воспитательных функций. Ответ на данный вопрос законодатель нам не дает.

Таким образом, в статье были рассмотрены лишь некоторые проблемы, связанные с реализацией льгот в сфере образования. Однако уже свидетельствует о необходимости совершенствования правового регулирования в данной области.


1. Лушников А. М., Лушникова М. В. «Курс права социального обеспечения». М.: Юстицинформ, 2008. С. 32.   

2. http://www.rg.ru/2012/11/22/soveshanie-site.html

3. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431.

Доступ из СПС «Консультант плюс».

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)

Уважаемые Кристина Игоревна и Екатерина Сергеевна!
В Вашей статье Вы задаете вопрос "есть ли необходимость предоставлять бюджетные места для инвалидов, у которых отсутствует возможность свободно передвигаться?". Тем самым, Вы гипотетически представляете себе ситуацию, когда человек при заболевании или травме опорно-двигательного аппарата (ДЦП, перелом позвоночника), но при нормально развитой умственной деятельности, лишается права на поступление в Высшее учебное заведение на бюджетную основу на льготных основаниях? Разве в данном случае Вы не усматриваете нарушения прав человека?

Спасибо за вопрос, Мария Валерьевна!
Как Вы видите, на протяжении всей нашей статьи встречались различные вопросы, которые мы ставили перед собой, и пытались на них ответить.
Вопрос был взят Вами из контекста всего абзаца. Задавая этот вопрос и последующий (в статье можно посмотреть), мы пытались донести, что существует и негативная позиция общества. Имелось ввиду, что бытует мнение ученых (а не наше мнение) о том, что необходимо получать такое образование, чтобы в последствии инвалид смог им воспользоваться без ухудшения состояния здоровья.
На наш взгляд, необходимо создавать благоприятные условия получения образования для категории граждан с ограниченное жизнедеятельностью. Пусть в настоящее время в стране еще небольшое количество ВУЗов, имеющие данные условия, но с каждом годом мы видим рост увеличения условий создания безбарьерной среды для инвалидов в стенах высших профессиональных образовательных учреждений.

Спасибо за ответ, Кристина Игоревна!

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".