Развитие национальной системы квалификаций в Российской Федерации

Севрюгина Оксана Сергеевна
Институт права, экономики и управления Тюменского государственного университета
Научный руководитель: Курсова О. А., доцент кафедры трудового права и предпринимательства, кандидат юридических наук

Выступая на конференции 13 апреля 2010 г. Российского союза промышленников и предпринимателей миллиардер, недавний кандидат в президенты Михаил Прохоров высказал мнение о том, что «низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и риском российской экономики» [9], причины которой сводятся к лени российских работников.

На мой взгляд, столь низкий показатель производительности труда обусловлен не ленью российских работников, а объективно существующими проблемами в построении процессов управления персоналом, одной из которых является проблема несформированности в нашей стране единой национальной системы квалификаций. 

Традиционно, требования к квалификации работников, и их должностным обязанностям формируются на основании квалификационных справочников - единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

За последние годы в значительной степени изменилась структура занятости населения, появилось множество новых профессий, поэтому квалификационные справочники постепенно устаревают, не обеспечивая своевременную трансляцию в систему образования требований производства к составу рабочих профессий, их компетенциям. Что порождает, в свою очередь, некоторые проблемы в управлении персоналом, касающиеся процедур отбора, оценки персонала и определения требований к профессиональным качествам работника. Для решения этих проблем в настоящее время предпринимается попытка замены квалификационных справочников на профессиональные стандарты.

3 декабря 2012 г. был принят ФЗ №236 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». В результате Трудовой Кодекс РФ дополнен ст. 195.1, которая закрепляет понятия «профессиональный стандарт», который определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и «квалификация работника»  - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. 

В чем же преимущества профессиональных стандартов перед квалификационными справочниками?

Во-первых, в отличие от квалификационных справочников, определяющих в основном требования к функциональным обязанностям по профессии или должности, в профессиональном стандарте речь ведется о компетенциях, т.е. фактически формируется понятие деловых качеств работника применительно к конкретной трудовой функции, профессии, должности, специальности. Следует отметить, что развернутое определение понятия «деловые качества работника» отсутствует в трудовом законодательстве. Это сильно затрудняет правоприменительную практику, поскольку порождаются различные толкования одних и тех же правовых норм. 

Во-вторых, профессиональные стандарты должны согласовать спрос и предложение на рабочую силу, установив соответствие между системой подготовки кадров  и сферой их использования.

Поэтому, можно предположить, что использование профессиональных стандартов в трудовой деятельности поможет решить некоторые обозначенные ниже проблемы, часто возникающие в практике применения законодательства о труде.

Первая проблема сводится к тому, что  работодателю из-за отсутствия в Трудовом Кодексе РФ норм, регулирующих процедуры отбора персонала и отсутствия легального определения понятия деловых качеств работника, сложно определиться с объемом требований к конкретной трудовой функции и предъявляемым личностным качествам претендента при отборе персонала на занятие вакантной должности.

Использование профессионального стандарта, во-первых, поможет работодателю раскрыть содержание трудовых функций определенного вида экономической деятельности, во-вторых, ему будут известны требования к совершаемым работником действиям, необходимые знания и умения.

Во-вторых, внедрение профессиональных стандартов позволит решить и некоторые проблемы, возникающие при оценке (аттестации) персонала. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий процедуру аттестации персонала и зачастую работодатель не имеет четких ориентиров в отношении того, что проверять: результаты, поведение, успехи? Какие процедуры применять при оценке? В данном случае, введение профессионального стандарта облегчит работу с персоналом, так как у работодателя появится определение и критерии оценки деловых качеств работника.

В-третьих, внедрение в российскую трудоправовую управленческую практику системы профессиональных стандартов позволит решить еще одну важную проблему: проблему обеспечения сопряженности системы профессиональной подготовки  и образовательных программ разного уровня с  запросами рынка труда[4].

Уже сейчас разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки профессионального образования [3].  Закладываемые требования в профессиональном стандарте к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать работник данной профессии будут служить руководством и основанием для формирования системы профессионального образования и обучения.

Внедрение национальной системы квалификаций невозможно осуществлять, не анализируя и не используя опыт стран, уже давно успешно применяющих системы профессиональных стандартов.

Компетенции в национальной системе квалификаций Великобритании отражают способность человека выполнять требуемые трудовые функции согласно требованиям стандарта. Компетенции условно разделяются на единицы компетенций и описываются в терминах знаний и умений, которые могут быть измерены [10].

В Германии понятие компетенции действия связано с понятием профессий, которые объединяются в области деятельности, с которыми связаны умения и знания. Отражение и анализ знаний становятся основой при разработке образовательных стандартов [10].

Модернизация национальной системы квалификаций в Российской Федерации будет происходить постепенно, на начальном этапе предлагается сохранить действующую в настоящее время систему Квалификационных справочников с дополнительным применением разработанных профессиональных стандартов, поскольку в соответствии с трудовым законодательством, если выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

Возникает противоречие, с одной стороны, может случиться ситуация: у одного работника тарификация работ и присвоение тарифных разрядов производится на основе ЕТКС, а у другого работника, той же специальности, но работающего в другой организации на основе профессионального стандарта, а с другой стороны, законодатель не определяет, как и когда разрешится вопрос с теми работниками, у которых работа связана с  предоставлением компенсаций и льгот, либо наличием ограничений.

Полная разработка и принятие всего необходимого российской экономике спектра профессиональных стандартов предполагается к 2015 году [5], но, на мой взгляд, это займет еще несколько лет, так как нельзя предположить, как пройдет адаптация моделей профессиональных стандартов на соответствующие отрасли. Эффективным решением для инновационных проектов является пилотный проект. Применительно к профессиональным стандартам, можно было выделить несколько пилотных профессий, которые наиболее востребованы, и на основе смоделировать основной проект, предсказать и спланировать его реализацию.

В целом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что профессиональный стандарт может дать более широкий подход к квалификации специалиста с учетом современных требований. Введение профессионального стандарта в Российской Федерации является первым шагом на пути становления эффективной системы управления персоналом на современном предприятии.

Список использованных источников и литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30  декабря 2001 г. № 197–ФЗ: по сост. на 29 декабря 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч.1). – Ст. 3.
  2. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»: федер. закон от 03 декабря 2012 г. № 236–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 50 (ч. 5). – Ст. 6959.
  3. Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 9. – Ст. 1110.
  4. О государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №  2149-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 48. – Ст. 6736.
  5. Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012 – 2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012  г. №  2204-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 49. – Ст. 6921.
  6. О разработке вузами основных образовательных программ (вместе с Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»): Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 03-956 // Документ опубликован не был. – Доступ из СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.04.2013).
  7. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2: по сост. на 28 сентября 2010 г. // Российская газета. – 2004. - № 72.
  8. Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. – М. : Норма, 2001. – 431 с.
  9.   Демидов Н. Такая у нас модернизация / Н. Демидов // Эксперт Северо-Запад. – 2010. – № 18 (464). –  URL: http://expert.ru/northwest/2010/18/pyatyi_ugol/  (дата обращения: 01.04.2013).
  10. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций: методическое пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. – М.: АНО Центр ИРПО, 2011. – 72 с.
  11. Сойфер В.Г. Правовой механизм трудоустройства: сегодня и завтра / В.Г. Сойфер // Трудовое право. – 2003. – № 12. – С. 26 - 29.
  12. Четвергова Н. К профессиональным стандартам через стандарты образования / Н. Четвергова // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2012. – № 6. – Доступ из СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:05.04.2013).
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)

Добрый день! Спасибо за содержательную статью. Как Вы считаете - есть ли смысл вообще устанавливать какие либо ориентиры для оценки деловых качеств специалиста, не является ли это исключительно "работодательским" делом?

Здравствуйте. Спасибо за комментарий. Как я отмечала, в настоящее время в трудовом законодательстве отсутствует развернутое определение понятия «деловые качества работника», но в тоже время используется в Трудовом кодексе РФ. Например, в ст. 3 ТК РФ сказано, что «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо…от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника». Данный термин употребляется законодателем во множественном числе, что уже подразумевает наличие определенного перечня этих «качеств». Определение понятия «деловые качества», который дал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» вряд ли можно признать удачным, поскольку в нем к числу деловых качеств отнесено такое личностное качество, как состояние здоровья работника. Предъявление медицинского заключения о состоянии здоровья при приеме на работу предусмотрено ст. 213 ТК РФ только в отношении определенных категорий лиц, поступающих на работу. И целью осуществления обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является выявление у соискателя заболеваний, препятствующих выполнению определенных видов работ, а неполучение информации об общем состоянии здоровья потенциального работника.
Работодатели при отборе и оценке персонала используют почти ничем не ограниченный управленческий ресурс, применяя при этом и антиправовые методы (проверки службами безопасности организаций кандидатов на предмет отсутствия криминального прошлого и связей, проверки на детекторе лжи, медицинский осмотр). Я считаю, что установление ориентиров для оценки деловых качеств работника поможет работодателю определиться с объемом требований к конкретной трудовой функции и предъявляемым личностным качествам претендента.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".