Заимствование международного опыта в регулировании электронной торговли

Скосырская Татьяна Юрьевна, АНО ВПО «Омский экономический институт»

В России нет отдельного федерального закона, который бы регулировал вопросы электронной торговли как внутри страны, так и за её пределами. А так как международная торговля развивается, и появилась возможность благодаря всемирной глобальной сети Интернет заключать многие сделки, то возникла необходимость в урегулировании и этой области экономики у нас в стране, чтобы Россия не отставала от стран Запада. Обратимся к международному опыту в данном вопросе. В международном праве, чтобы регулировать область электронной торговли в экономике стран, разработан такой нормативный правовой акт, как «Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле» от 16 декабря 1996 года и «Руководство по принятию» 1996 года с дополнительной статьёй 5 бис, принятой в 1998 году[1]. ЮНСИТРАЛ – это Комиссия ООН по праву международной торговли, а значит, данный правовой акт можно считать авторитетным. Рассмотрим более подробно основные положения данного закона.

Глава II данного закона регулирует применение юридических требований в отношении сообщений данных. Так в ст. 5 признаётся юридическая сила за информацией, содержащейся в сообщении данных либо упоминающейся в нём. Если законодательство страны требует письменной формы представления информации, то информация должна быть представлена в письменной форме. В ст. 7 регламентируется применение различных видов подписи, в том числе и электронной. В данном законе для стран предоставлена возможность добавить в текст закона те случаи, когда положения статей не будут применяться, таким образом, подстраиваясь под национальное законодательство.

Но в то же время данный типовой закон регулирует сферу экономики, а в экономике, как правило, участники экономических отношений действуют на свой страх и риск. Так некоторые положения данного правового акта говорят нам, что получатель сообщения данных должен самостоятельно определить, что сообщение данных получено им именно от конкретного составителя, либо, если составитель не отсылал данное сообщение, он должен уведомить об этом получателя. Хотя закон предлагает определённые меры безопасности, прописанные в главе III, регулирующей заключение сделок посредством сообщений данных, чтобы устранить эту неопределённость, такие, как введение обязательного подтверждения отправки/получения сообщения, возможность установления срока, в течение которого должно прийти подтверждение от адресата сообщения, возможность установить технические требования к сообщению, обязательные для выполнения. Также могут быть установлены время и место получения и отправления сообщения, может быть оговорена конкретная информационная система, через которую будет происходить обмен сообщениями. В данном случае конкретная информационная система будет местом, которое находится вне контроля составителя или лица, которое отправляет сообщение от имени составителя. Но в законе не оговаривается обязательность этих мер для всех случаев, т.е. даётся свобода выбора для получателя и составителя сообщения, будут они применять данные меры безопасности или нет.

В п.4 ст.15 типового закона говорится, что если составитель и адресат не договорились об ином, сообщение данных считается отправленным в месте нахождения коммерческого предприятия составителя и считается полученным в месте нахождения коммерческого предприятия адресата. Если у одной из сторон сделки имеется несколько коммерческих предприятий, то считается, что сообщение получено/отправлено в месте нахождения того коммерческого предприятия, которое имеет непосредственное отношение к основной сделке, либо в месте основного коммерческого предприятия. Если составитель и адресат не имеют коммерческих предприятий, то местом отправки/получения сообщения считается их обычное место жительства. Таким образом, данный закон позволяет определить место нахождения составителя и адресата сообщений данных, по которому, в случае нарушения прав одной из сторон, другая сторона может направить иск в суд для защиты своих прав.

Данный типовой закон контролирует также электронную торговлю в отдельных областях. Например, в главе I части второй данного закона содержатся положения о договоре перевозки грузов. Так как  данный закон каждая страна может изменить в соответствии со своим национальным законодательством, то существует возможность урегулировать именно проблемные для этой страны области экономики и прописать положения именно об определённых договорах, которые заключаются посредством сообщений данных.

Таким образом, введение ФЗ «Об электронной торговле», положения которого основывались бы на типовом законе ЮНСИТРАЛ, так как именно этот закон является общепризнанным мировым сообществом, и его положения имеют общий характер, что позволяет изменить их в соответствии с особенностями нашей страны, позволило бы устранить неопределённость относительно юридической силы и действительности сообщений данных, отправленных через Интернет. То есть сообщения данных были бы уравнены в юридической силе с обычными бумажными письменными, подлинными, подписанными документами, а значит, понятия «письменная форма», «подпись» и «подлинник» будут расширены и включать компьютеризированные методы представления данных. Кроме того, данный типовой закон предусматривает детализировать его положения подзаконными нормативными правовыми актами. В руководстве к данному типовому закону говорится, что нередко правовые режимы некоторых стран ограничивают применение электронной торговли, что ограничивает возможность коммерческих предприятий получать доступ на международный рынок, а значит, и ограничивает развитие малого и среднего бизнеса. А так как наша страна стремится построить правовое демократическое государство, то ей необходимо поддерживать малый и средний бизнес, в том числе и в вопросах международной торговли. Принятие ФЗ «Об электронной торговле» позволило бы устранить юридические препятствия в признании сделок через Интернет действительными и регламентировать порядок заключения таких сделок. Кроме того, данный типовой закон не исключает замену одной формы сообщения на другую, например, электронную на письменную, то есть он направлен на  технологический прогресс. Из всего вышесказанного следует, что Российской Федерации необходимо разработать и принять ФЗ «Об электронной торговле», опираясь на типовой закон ЮНСИТРАЛ.

____________________________

[1] Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и Руководство по принятию 1996 года с дополнительной статьёй 5 бис, принятой в 1998 году. URL:  http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/05-89452_Ebook.pdf (дата обращения: 08.04.2012)

0
Ваша оценка: Пусто