Шарикова Мария Владимировна, НОУ ВПО "Омский юридический институт"
Российское Авторское Общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. В 2008 году РАО было уполномочено государством на осуществление деятельности от имени неограниченного круга правообладателей (поэтов и композиторов) по сбору предусмотренного законом вознаграждения за использование их интеллектуальной деятельности вещательными организациями, развлекательными центрами, гостиницами, ресторанами, магазинами и другими категориями пользователей [1]. Она является аккредитованной организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами. Правовому регулированию деятельности таких организаций посвящены ст.1242 и 1244 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) [2].
Публичное исполнение произведений может происходить на радиостанциях, в ресторанах и других общественных местах (парикмахерские, стоматологические кабинеты). Радиостанция, ресторан и т.п. перечисляет РАО отчисления за публичное использование произведений. В таких случаях заключается договор о предоставлении права использования обнародованных произведений способом публичного исполнения, или же договор о выплате вознаграждения (ст.1243 ГК РФ).
Ресторан периодически платит фиксированную сумму, которая обычно рассчитывается исходя из количества посадочных мест. При этом отчисления идут за публичное исполнение произведений любых авторов. В отчете, направляемом вместе с отчислениями в РАО, ресторан должен указать конкретные произведения, которые были исполнены в течение отчетного периода. Радиостанции при выплате отчислений направляют плейлисты, из которых видно какие произведения были использованы, промоутеры информируют организацию, управляющую правами авторов, об участниках концерта. Затем РАО распределяет собранные авторские вознаграждения между авторами и осуществляет выплату вознаграждения. При этом удерживаются суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате авторских вознаграждений.
Согласно п.4 ст. 1243 ГК РФ одновременно с выплатой вознаграждения организация по управлению правами на коллективной основе обязана представить правообладателю отчет, содержащий сведения об использовании его прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах.
Распределение и выплата вознаграждений производятся регулярно в сроки, предусмотренные уставом организации по управлению правами на коллективной основе, и пропорционально фактическому использованию объектов авторских прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании объектов авторских прав, в том числе сведений статистического характера.
РАО выдаёт лицензии (заключает лицензионные договоры) на использование произведений (которые есть в реестре), а получает отчисления только за те произведения, которые указаны в отчетах. В этом случае автор может не получить вознаграждение, если пользователь не укажет его в отчёте.
Согласно отчёту РАО за 2010 год объём сборов составил 2 693 824 тыс. рублей, а объём выплат правообладателям сумм авторского вознаграждения - 1 550 297 тыс. рублей (за искл. налогов и обязательных отчислений) [3].
Вознаграждение выплачивается за каждое публичное исполнение произведения одного автора. Ставки РАО изменяются в зависимости от площади помещения, количестве посадочных мест, коэффициентов и т. д. К примеру, включив музыку в магазине (публичное воспроизведение) ежемесячно можно уплачивать сумму до 6 тыс. руб. [4].
Несмотря на указанные в отчёте огромные цифры, авторы получают вознаграждения в разных размерах. Размер выплаты автору зависит от количества произведений, например, прозвучащих в эфире. На радиостанциях обычно звучат не более 100-150 исполнителей.
За время существования организации накопилось много вопросов, связанных с её деятельностью. Например, почему к деятельности РАО не применяются антимонопольные ограничения? Согласно ст.1244 ГК РФ: по отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Фактически получается, что аккредитованная организация является монополистом в данной сфере. С одной стороны удобно, когда есть одна единственная аккредитованная организация – это вызывает меньше споров. С другой стороны – организация пользуется почти неограниченными правами.
РАО является негосударственной (частной) организацией, точнее, разновидностью общественного объединения – некоммерческой организации. Остаются дискуссионными вопросы о том, насколько это отвечает интересам авторов, необходимо ли увеличивать роль государства в управлении авторскими правами. Правообладатель преследует цель извлечения прибыли за использование своего произведения. Организация, по сути, является посредником между правообладателями и теми, кто использует объекты авторского права. В итоге на практике деятельность РАО носит коммерческий характер. В то же время, «отсутствие определённых полномочий препятствует эффективному функционированию. Речь идёт о таких полномочиях, как полномочия по проведению проверок законности использования результатов интеллектуальной деятельности, осуществлению контроля за правильностью начисления и выплаты пользователями вознаграждения в организацию по управлению правами» [5].
На практике есть примеры, когда подобные организации являются государственными. В настоящее время коллективное управление имущественными правами авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав в Республике Беларусь осуществляется Национальным центом интеллектуальной собственности. Национальный центр интеллектуальной собственности - подчиненная Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь организация, непосредственно обеспечивающая охрану прав на объекты интеллектуальной собственности и осуществляющая определенные законодательством функции патентного органа Республики Беларусь [6]. Возможно, принятие на себя государством осуществления функций подобных организаций в РФ, могло бы положительно сказаться на деятельности ОКУПов.
В соответствии с п. 3 ст. 1244 ГК РФ: организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. В этом случае предназначенные автору вознаграждения хранятся на депозите РАО три года. В течение этого времени автор может обратиться в РАО с просьбой о выплате причитающихся ему вознаграждений за использование его произведений. По истечении трехлетнего срока РАО может распорядиться этими средствами по своему усмотрению [7]. С этих сумм РАО налоги не уплачивает. Решением налоговой инспекции № 3 по Москве РАО доначислены налоги на общую сумму 560 млн руб. за 2008-2010 гг. (база Арбитражного суда г. Москвы) [8]. Подавляющая часть претензий (около 500 млн руб.) связана с внереализационным доходом РАО, с которого не выплачен налог на прибыль. Этот доход возник из-за того, что не все авторы обращались в РАО за получением вознаграждения, а по истечении трех лет теряли возможность его получить.
Таким образом, деятельность организаций по управлению правами авторов на коллективной основе, в том числе РАО, требует более продуманной правовой регламентации. Необходима большая прозрачность в деятельности РАО. Остаётся актуальным вопрос об усилении контроля над деятельностью ОКУПов. К деятельности подобных организаций остаётся доля недоверия, и вероятно для её устранения целесообразно принятие решений на законодательном уровне.
Литература:
[1] URL: http://www.rao.ru – официальный сайт Российского авторского общества.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ принят ГД ФС РФ 24.11.2006// Российская газета. – 22.12.2006.- №289.// СПС КонсультантПлюс
[3] URL: http://rao.ru/orao/otchet/Report_2010.pdf - отчёт РАО за 2010г.
[4] Романов В. Эта музыка будет платной // Современный предприниматель, 2010 № 7 из СПС Консультант плюс.
[5] Пономарёва Ю.В. Проблемы законодательства об интеллектуальной собственности: статус аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе // Перспективы развития частного права: Материалы I научной конференции (17-18 марта 2011 года) / Ответственный редактор М.В. Гончаров.-Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная академия», 2011. С.82.
[6] URL: http://www.belgospatent.org.by - Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь.
[7] Горностай Н. Есть ли повод для сарказма? // Новая адвокатская газета, сентябрь 2009 г. N 17 (058).
[8] http://www.msk.arbitr.ru/ - сайт Арбитражного суда города Москвы.
Статья познавательная, автору удалось собрать интересный материал по суммам, собранным и выплаченным РАО. Если только налоги за два года от невыплаченных авторам и присвоенным РАО суммам вознаграждения составляют 500 млн. рублей, то встает вопрос о том, а все ли правильно функционирует в этой системе защиты авторских прав. Желаю автору обратить свое внимание и на деятельность других ОКУПов, особенно РСП.