Полномочия прокурора в досудебном производстве

Морозова О.С.,
студент 1 курса ОМУКО ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»,
научный руководитель - Волторнист Оксана Анатольевна, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», к.ю.н., доцент.

Прокурорский надзор представляет собой сферу правовых отношений, которую нельзя назвать стабильной, поскольку до сих пор законодателем не выработана стройная концепция прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляемыми предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность.

В 2007 году, из компетенции органов прокуратуры было выведено производство предварительного следствия, вместе с тем, прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляемыми предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность в целом сохранен. Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ изменена структура органов прокуратуры, создан Следственный комитет при прокуратуре РФ, который позднее приобрел статус самостоятельного органа. Одновременно с этим полномочия прокурора на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительно расследования существенно сокращены, радикально изменены взаимоотношения следователя и прокурора.

Следует отметить, прежде всего, отсутствие внутренней логики в проводимой реформе органов следствия и прокуратуры. Ярким примером здесь служит непостоянство позиции законодателя в отношении полномочия прокурора возбуждать уголовное дело.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Часть 2 ст. 37 УПК РФ определяет полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу. Прокурор, как и прежде, проверяет законность приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Согласно п. 3 Приказа Генерального прокурора от 6 сентября 2007 г. № 137 « Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», а также п. 1 Приказа Генерального прокурора от 5 сентября 2011 г. № 277 « Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» прокуроры обязаны систематически, не реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения следственными органами и органами дознания требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях. 

Согласно ч. 6 ст. 148 УПК РФ, признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление и направляет его руководителю следственного органа. Означает ли это, что руководитель следственного органа обязан в данной ситуации возбудить уголовное дело (иными словами, исполнить постановление прокурора)? УПК РФ четкого ответа не содержит. Как показало исследование, практика идет по пути исполнения постановления прокурора об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом нужно отметить, что в ст. 37 УПК РФ, такое полномочие не закреплено. В п. 6 ч. 1 этой статьи речь идет лишь о праве прокурора отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя.

В случае выявления прокурором факта незаконного и необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела органом дознания, дознавателем, он отменяет такое постановление и направляет постановление об отмене постановления органа дознания, дознавателя начальнику органа дознания с определенными указаниями, устанавливая срок их исполнения. Представляется необходимым, в этой связи, законодательного установления срока представления прокурору не только копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но и самого материала. Некоторые авторы считают оправданным его направление в течение 5 суток после получения запроса, что поставит прокурора в равные условия с руководителем следственного органа в части реализации полномочий по отмене незаконного решения. Необходимо также оговорить в законе, что после получения постановления прокурора об отмене состоявшегося решения об отказе руководитель следственного органа безотлагательно назначает дополнительную проверку, поскольку на практике вопрос решается неделями, а то и месяцами. 1

Ранее в законе было закреплено право прокурора передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК. Тем самым у прокурора появлялось полномочие руководителя следственного органа по распределению нагрузки между следователями. Законодатель внес соответствующие изменения в п. 12 ч. 2 ст. 37. В настоящее время прокурор не вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в системе одного органа предварительного расследования. 2

Таким образом, следует признать, что реформа прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность не завершена. Уголовно-процессуальное законодательство в этой сфере требует своего дальнейшего совершенствования с учетом, в том числе, потребностей правоприменительной практики и предложений и рекомендаций, выработанных наукой.

 

1 См., напр.: Абдул-Кадыров Ш.М. Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела //Законность. – 2012. -№ 9

2 Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А.П. Рыжаков. – 7– е изд., перераб. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. – 928с. 

3.4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.4 (5 votes)

Среди практиков неоднократно выказывалось точка зрения о том, чтобы вернуть прокурору право на возбуждение уголовных дел. Как вы считаете, целесообразно было бы принятие такого решения?

Спасибо за вопрос.
В данной проблеме наше мнение совпадает с позицией практиков о необходимости возвращения прокурору полномочий возбуждать уголовное дело. Во-первых, лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не позволяет ему своевременно устранять выявленные нарушения. Такое положение противоречит деятельности прокурора, которая направлена на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона. Во-вторых, та последовательность реагирования прокурора на выявленные признаков состава преступления неэффективна, так как система многоуровневая и постановление прокурора может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. В-третьих, на стадии возбуждения уголовного дела прокурор занимает пассивное положение, так как право надзора у него осталось, а полномочий больше нет.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".