Влияние Великой Ясы Чингисхана на русское право

Шишкова Юлия Юрьевна, Жумабаева Кымбатжан Даулетжановна
г.Омск, ЧОУ ВПО Омская Юридическая Академия
Научный руководитель: Величко С. А.

Как известно, в 1206 г. образовывается татаро-монгольская империя во главе с ханом Темучином. На курултае[1] монгольский полководец  был избран  ханом всех монголов под именем «Чингисхан» - «Великий Хан». На этом же съезде был принят свод постановлений – Великая Яса[2] Чингисхана.

«…Итак, у империи есть глава. Есть территория. Есть орда – народ-войско. Ей нужен свод законов, обязательных для всех…». [1, c. 146]

Великая Яса была написана на уйгурском[3] языке, она состояла в основном из тюркских правовых норм. Но, конечно, Чингисхан пополнил ее и своими личными взглядами.

К сожалению, Яса Чингисхана не сохранилась в полном виде. Мы знаем ее лишь из сообщений арабских, монгольских историков. Авторы востока говорят о том, что список постановлений в виде свитков хранился у каждого последующего хана в сокровищнице. Эти свитки доставали только в особых случаях – восшествие на престол, созыв курултая и др.[4, c. 246]

Яса охватывала все стороны жизни империи. Содержала нормы уголовного права, обычного права, позже, нормы шариата, оказав свое влияние не только на монгольское государство, но и на русскую правовую систему, вследствие долгой зависимости. Прошло всего 17 лет, после того, как Русь избавилась от монголо-татарского ига, Иван III издает Судебник 1497 года. Мы считаем, что существует некоторое сходство между Великой Ясой Чингисхана и сводом законов Русского государства, в особенности в области уголовного права.

Основной задачей Ясы является обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Об этом  пишет армянский историк Магакией:

Яса предписывает «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».[3, c. 120]

С помощью свода законов Чингисхан стремился достигнуть всеобщего порядка путем самых жестких санкций.

В то же время в Судебнике Ивана III 1497г. смертной казнью наказываются практические те же преступления, что и в Ясе.

В ст. 9 говориться:

«А государскому убойце [убийца феодала] и коромолнику [тот, кто занимается мятежом, можно сказать, что государственная измена], церковному татю [лицо, совершившее святотатство], и головному [крадущий людей, продающий чужих рабов], и подымщику [лицо, нарушившее нормы поведение и скрывающееся от властей], и зажигалнику [поджигатель], ведомому лихому человеку [тот, кто неоднократно совершил преступление] живота не дати, казнити его смертною казнью» [5, c.40]. 

В ст. 10 рассказывается о татех (ворах):

«А котораго татя поймают с какою татбою ни будни впервые, кроме церковны татбы или головные… ино его казнити торговою казнию [бить кнутом, да взыскав на нем сумму иска, и судье его наказать продажей (штрафом)] »

Ст. 67 О посулех и о послушестве (лжесвидетельстве):

«А послушествует послух лживо не видев, а обыщется то опосле, ино на том послухе гибель исцева вся и с убыки».

Причем по делам о государственной измене казни подлежала вся семья, если ее члены знали об измене отца, мужа или сына, казни подлежали даже дети, рост которых был выше колеса телеги (старше 5-6 лет). Так как по Ясе считалось, что дети в более сознательном возрасте могут отомстить за отца. Эти же положения вошли в Судебник 1497 г.

Конокрадство в древности считалось тягчайшим преступлением, и уже по Русской правде оно наказывалось потоком и разорением всей семьи, включающем возможную продажу в рабство. Монголо-татары за кражу коня (основное средство передвижения) казнили, разрубая тело надвое. По Судебнику 1497 г. конокраду, пойманному с поличным грозит виселица.

Если по Русской правде преступление - это обида, то по Судебнику 1497 г., а затем и по Судебнику 1550 г., под влиянием Ясы Чингисхана преступление - это лихое дело, т.е. деяние, нарушающее интересы государства.  А все люди делятся на людей с лихой славой и доброй славой, соответственно свидетелями в суде могут быть люди только с доброй славой[2, c.8].

Таким образом, жесткость и карательный характер российского законодательства XV-XVI вв. во многом связан с влиянием на русское право законодательства монголо-татар, а именно Великой Ясы.

Литература:

1. Империя тюрков. Великая цивилизация (Великий курултай 1206 г. Яса Чингисхана). Рустан Рахманалиев.

2. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров/ отв. ред. И.А. Исаев. – Москва: Проспект, 2013.

3. История монголов инока Магакии, XIII века, -  Потканов К.П.СПб.: Типография Императорской Академии Наук ,1871 г.

4. Садри Максуди Арсал «Тюркская история и право», Глава VIII. Яса Чингизхана.

5. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век – 1917 год) /Сост. В.А. Томсинов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000.

 

[1] Курултай, я, м. [< монг. quril, qural собрание, монастырская община]. У монгольских и нек-рых тюркских народов: наименование съезда, собрания полномочных представителей народа, образующего одну из структур власти. – Толковый словарь иноязычных слов.

[2] Яса -  (монг. Их засаг хууль — закон великой власти; Қазақ/Түркі — Ұлы Жасақ) – дословно: «поведение», «декрете»  - Толковый словарь иноязычных слов. 

[3] Уйгурский язык – один из тюркских языков. Заимствован у побежденных найманов  по велению Чингисхана. 

3.625
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.6 (8 votes)

Отличная статья. Интересная тема. Девочки молодцы!!!

Юлия Юрьевна, Кымбатжан Даулетжановна, скажите пожалуйста, если мы наблюдаем некоторое совпадение права кочевников с правом русским, при том вы ведете речь о влиянии Ясы Чингисхана на русское право, а было ли влияние русского права на законодательство татаро-монгол? Если да, то в чем оно проявилось?

Торгын Мухамедьяровна, к сожалению, мы не можем с уверенностью утверждать, что русское право повлияло на монгольское законодательство, а если каким-то образом оказало влияние, то лишь косвенное. Ведь нам известно лишь то, что кочевники не интересовались правовой сферой чужого государства (к примеру, Древней Руси), единственное, что привлекало монгольских ханов это экономические ресурсы, т.е. дань.

Возможно этот вопрос просто не особо изучался, т.к. среди исследователей сложилось скорее негативное мнение о периоде татаро-монгольского ига, однако не следует забывать, что процессы и отношения между несколькими субъектами не могут быть односторонними, поэтому можно предположить что в какой-то части вполне и русское право могло влиять на право кочевников.

Торгын Мухамедьяровна, мы предполагаем, что не обязательно влияние на право должно быть взаимным (в данном случае русское право оказало косвенное влияние). Оно может выражаться и во влиянии на быт, культуру, язык. А прямого воздействия быть не может, так как в средние века религия имела главное значение и к этому времени у монголо-татар распространялось мусульманство. Но даже Законы Шариата меньше оказывали влияние на кочевников, чем Яса. Поэтому право православных они не перенимали.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".