Матюшов Андрей Михайлович
Юридический институт Национального исследовательского Томского государственного университета, г.Томск
Научный руководитель: Симоненко А.В.
«Норд–Ост», Беслан, взрывы на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры», аэропорт «Домодедово». Перед государством все больнее встает вопрос, способно ли оно обеспечить безопасность своих граждан? Oдна из первых волн терроризма пришлась на правление Александра II. При этом современники, зачастую, не учитывают опыта имперской России. Такая ситуация, порождает актуальную проблему – необходимость исследовать проблемы терроризма в имперской России, чтобы выявить эффективные меры, которые помогут обеспечить безопасность граждан.
После выстрела Каракозова 4 апреля 1866 г. волна террора захлестнула Российскую империю. Наглядным примером того, что власть была не готова к таким событиям, особенно, в сфере законодательства, может служить дело о покушении на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, совершенном Засулич. Чиновники столкнулись с проблемой квалификации преступления. При отсутствии необходимой законодательной базы Засулич была обвинена в попытке убийства, а не в совершении политического преступления, что послужило основанием для ее оправдания судом присяжных. Власть упускала ситуацию из своих рук, террористы безнаказанно убивали царских служащих и покушались на императорскую особу. 9 мая 1878 г., был издан закон, согласно, которому из подсудности суда присяжных были выведены дела об убийствах или покушениях на убийства должностных лиц.
12 февраля 1880 г. после взрыва в Зимнем дворце, была создана «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия», во главе с Лорис-Меликовым. Ему удалось арестовать часть «народников», временно прекратить теракты. Тем не менее, власть убрала лишь проявления терроризма, но причины его, породившие, так и не смогла устранить. Вскоре террористы нанесли новый удар. 1 марта 1881 г. Александр II был убит «народовольцами».
В этих условиях властям нужно было действовать. 14 августа 1881 г. власти приняли «Положение о мерах к охранению государственного порядка» В ст. 14 говорилось, «что в местностях, объявленных в положении усиленной охраны, права и обязанности по сохранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на Генерал-Губернаторов, в губерниях им не подведомственных, - на Губернаторов и Градоначальников».[5]
После 1901 г. в Россиитеррористическая активность вновь возросла. В ответ были изданы законы об усилении уголовной ответственности военнослужащих, о передаче дел по данным преступлениям в ведомство военных судов, созданы военно-полевые суды, рассматривавшие дела без производства предварительного дознания, допроса свидетелей, без права кассации и конфирмации приговора.
В 1898 г. из секретного делопроизводства 3-его управления выделяется - Особый отдел, занимавшийся регистрацией нелегальной печати, выемкой из них книг, газет, воззваний, конфискацией различных преступных изданий и т.д. Из секретных циркуляров следует, что Департамент полиции не только был хорошо осведомлен о датах, местах и целях партийных съездов, даже за пределами страны, но и организовывал там свои собственные «фракции», принимал меры к выяснению имен депутатов.
Инициативу новой методики борьбы с террористической деятельностью взял на вооружение С.В. Зубатов. Он « предполагал искусственно, через тайных агентов, возглавить террористическую группу и, не громя её, длительное время использовать в своих целях и контролировать, проводить своего тайного агента к руководству такой группы». В конечном счете, С.В. Зубатов стремился организационно расколоть революционное движение, создать систему, политически и организационно противостоящую терроризму».[2, с.21]
При управлении по делам печати МВД было создано осведомительное бюро. В его распоряжении была типография, в которой печатались брошюры проправительственного содержания, функционировала секретная экспедиция для их рассылки.[2, с.22] Нередко с помощью данного бюро террористические организации засвечивались и дискредитировались в глазах общественности.
В правоохранительных органах предпринимались меры материально и морального поощрения своих сотрудников. С 1907 г. выходил журнал «Вестник полиции». В нем помещались биографии и фотографии полицейских, погибших при исполнении служебных обязанностей, комментировались изменения в законодательстве, разбирались случаи правильных или неверных действий полиции в определенных ситуациях.[4] В 1910 г. был принят закон, согласно, которому чины общей полиции и отдельного корпуса жандармов, пострадавшие в результате теракта, имели право на получение денежных пособий. 29 декабря 1910 г. был принят закон об отпуске из государственного казначейства средств для выдачи пособий лицам, пострадавшим от террористических актов.
А. Гейфман утверждает, что «эпидемией боевизма», были охвачены и окраины России, может быть, даже больше, чем центральные области». В г. Армавире террористы убили средь белого дня 50 местных коммерсантов в апреле 1907 г. Доход экстремистов от экспроприаций в этом городе достиг почти 500 тыс. рублей.[3] Назначенный атаманом Кубанского казачьего войска и начальником области генерал-лейтенант М.П. Бабыч 10 марта 1908 г. издал «Обязательное постановление для города Екатеринодара и его окрестностей», в котором «ввиду непрекращающихся террористических действий злонамеренных лиц» устанавливалось:
«1. Безусловно, воспрещается выход на улицы от 8 вечера до четырех утра; 2. Воспрещается хождение по улицам группами; ходить вместе разрешается не более как 2 взрослым; 3. Так как на улицах будут производиться обыски подозрительных лиц - беспрекословно исполнять распоряжения полиции и войск; 4. Ворота, калитки, проезды в запрещенное время должны быть заперты и открываться лишь по требованию полиции и жандармской власти; 5. Немедленно сообщать полиции о всех подозрительных лицах; 6. Виновные в нарушении будут наказываться штрафом до 3000 рублей или арестом до 3 месяцев. К середине 1908 г. с терроризмом в Кубанской области фактически было покончено». [1, с. 125]
Вместе с тем, в работе правоохранительных органов имелись существенные недостатки. Так, полицией руководил Департамент полиции, входивший в состав МВД, существовал жандармский корпус, полиция дворцовых городов была в ведении министра императорского двора, казенная лесная стража подчинялась главному управлению земледелия и землеустройства. Как итог, было до конца не ясно, кто же отвечает за пропущенные «выпады» террористов.
Власть отвечала насилием, что вызывало новый виток агрессии. Однако полицейский аппарат в силу своего статуса был полностью лишен возможности решать те проблемы, первопричины, которые вызывали протест в виде терроризма. Также, мы выявили ошибки, которые допускались в прошлом и допускаются уже нынешними властями России, частью интеллигенции и других ведущих социальных групп:
1) Возникновение терроризма очень часто связано с произволом властей, отсутствием мирных способов проведения реформ.
2) Репрессии, даже очень сильные, недостаточны для победы над террористами, поскольку ряды террористов все время пополнялись, в том числе, в ответ на репрессии. Учитывая ошибки, которые власти имперской России допускали в борьбе с терроризмом, уместно предложить следующие меры, которые помогут бороть терроризм в современной России:
1) необходимо противодействие идеологическому обоснованию терроризма;
2) надо создать нормальную экономическую конъюнктуру, при которой большинство населения имеет работу, позволяющую создать семью, вести достойную жизнь;
3) запретить спецслужбам устраивать провокации под предлогом борьбы с терроризмом в результате, которых цели достигаются, но гибнут простые люди. Надо создать такую структуру финансирования спецслужб, чтобы у них не было стимулов провоцировать совершение крупных терактов, после которых они получают дополнительные денежные средства и полномочия;
4) после терактов правоохранительные органы два месяца дежурят в усиленном режиме, затем расслабляются и опять происходит теракт, т.е. получается, что Россия живет до теракта и после теракта. Правоохранительные органы должны вести службу в постоянном, усиленном режиме.
Власти не должны, используя силовые и иные методы нарушать права и свободы граждан. Применяемые меры в борьбе с терроризмом, должны быть строго регламентированы в российском в законодательстве.
Список литературы:
1. Анищенко К.Ф. Терроризм в России ХIХ - начала ХХ в // Юридические науки. – 2010 - № 5. – С. 123-127.
2. Асеев А.И. Организационно-правовые основы борьбы полиции России с политическим терроризмом в начале XX в. // История государства и права. – 2010. - №7. – С.20-28.
3. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894-1917 / Пер. с англ. Е. Дорман. М., 1997. С. 177
4. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. С.92
5. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России / Ю. П. Титов – М.: ООО «Изд-во Проспект», 2001. – С.264.
Андрей,в вашей работе были предложены способы противодействия терроризму: 1)- какое продиводействие идеологии терроризма вы могли бы предложить? 3)- запретить? скажите Андрей, а по сей день спецслужбам данная деятельность не уж то разрешена?
Противодействие на уровне идеологии должно заключаться, прежде всего,в пропаганде истинно исламских, официальных ценностей союза муфтиев России и союза мусульман России, то есть должно сводиться к поддержке государством легальных пророссийских организаций, объединяющих граждан России исповедующих ислам. Необходимо на уровне религиозных исламских ценностей, морально уничтожить терроризм.
Что касается последнего вопроса, то я сделал акцент именно на том, что необходимо создать такую структуру финансирования спецслужб, чтобы у них не было стимулов провоцировать совершение крупных терактов, после которых они получают дополнительные денежные средства и полномочия.
я правильно понял что ваше мнение сводится к тому, что нужно поднять жалования для данных спец.служб? допустим это вошло в реальность, и что? терроризм всегда выгодное и прибольное дельце. а может лучше наоборот? при каждом случае воплощения террористических актов, да даже попытки, нужно сбивать шапки руководству спец служб? понижение в звании, а то и судебном разбирательстве о допуске подготовки терракта?
Андрей Михайлович, ваша тема называется "Терроризм в истории российской империи и современность
" и вы утверждаете, что "к середине 1908 г. с терроризмом в Кубанской области фактически было покончено», а где современность то? Ваши выводы и содержание работы не соотносится с названием темы.
Признаю, название выбрано не совсем удачно, при этом замечу, что максимальный объем статьи был 5 страниц печатного текста. Так, моя работа в оригинале занимает,как глава курсовой 10 страниц текста и взята из курсовой написанной мной на первом курсе. Таким образом, мне пришлось существенно сжать работу, что повлияло на столь небольшой объем современных положений, касающихся терроризма в Российской Федерации.
Вы могли бы поменять название тогда.
Андрей Михайлович, задача исследователя, заявившего о себе, о проблеме, которая действительно интересна, всем показать и доказать ее актуальность и необходимость ее разрешения. И не должно быть участия ради участия - пришлось сократить, в оригинале она занимает столько, для простого читателя не важно сколько вы прочитали, написали, может у вас целая монографи по этой теме, важно понять в чем суть проблемы. К сожалению, вам не удалось преподнести это (одно время я немного увлекалась этой темой, и вашу работу прочитала в первую очередь).