Примаков Илья Владиславович
г. Омск, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
Научный руководитель: Елисеева Г.В.
Для того чтобы разобраться в данном вопросе, для начала необходимо определить понятие федерализма.
Итак, федерализм – это принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации. В РФ федерализм представляет собой одну из важнейших основ конституционного строя, закрепленную в ст. 1 Конституции РФ[1]. В государствах, основанных на принципах федерализма таких как РФ, США, Германия и в ряде других государств, субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены федеральной (центральной) властью в одностороннем порядке.
Для Российской Федерации вопрос о федерализме имеет важное теоретическое и практическое значение, так как Россия с начала 90-х годов переживает переходный период преобразования от советского государства в правовое и демократическое государство и проблемой этого этапа выступает становление и развитие российского федерализма. Во многом от его успешного развития зависит результат преобразований в экономической, социальной, государственно-политической сферах российского общества, а также насколько эффективно организована реализация государственной власти в РФ и субъектах РФ, насколько учитываются интересы населения, определяющим образом зависит благосостояние граждан и судьба всей России.[2]
Если мы будем говорить конкретно о проблемах российского федерализма, то здесь можно выделить следующее:
-Во-первых, особо острой для Российской Федерации является проблема фактических социально-экономических асимметрий субъектов РФ: соответствующие различия не только аномальны, но и, несмотря на многолетнюю практику федерального «выравнивания», не обнаруживают признаков сокращения. Действительно не в проценты а «в разы» различаются субъекты РФ по доходам населения, насыщенности дорогами и иными коммуникациями, по энерго-, водо- и топливо снабжению и прочим базовым условиям жизнеобеспечения. Межрегиональная асимметрия напрямую не зависит от территориальной удаленности сравниваемых субъектов РФ[3].
Политика «выравнивания» как идеология государственного воздействия на параметры функционирования отдельных регионов используется в различных масштабах и в отношении разных групп таких параметров. В России «выравнивание» осуществляется, преимущественно, селективно, применительно к отдельным территориям, а на общегосударственном уровне - в аспекте «бюджетной обеспеченности» населения, т.е. по важному, но вовсе не определяющему параметру социальной стабильности. Поэтому нельзя не сказать о том, что наше государство является не симметричной федерацией с ассиметричными элементами, а постепенно становится полностью ассиметричным, и в этом заключена огромная проблема, на наш взгляд. И даже конституционное равноправие субъектов тут помочь не может.
-Во-вторых, можно отметить следующую проблему российского федерализма - так называемая «русская» проблема. С точки зрения ее воздействия на федерализм, можно отметить следующие ее проявления: ухудшение общего психологического самочувствия русских, ослабление их традиционной межэтнической толерантности и усиление проявлений ксенофобии, а также опасность использования подобных настроений экстремистскими националистическими группами.
- В-третьих, невозможно не обратить внимание на следующую проблему - использование западных моделей построения федерализма. Вредоносной для российской цивилизации является и внедренная в российскую правовую действительность модель федерализма западного происхождения. В литературе признается, что при построении федеральной модели России «готовые рецепты» черпались из западных источников, но сам федерализм утверждался как некая альтернатива западной государственности и отражение некоей самобытности России, идеи федерализма в ней имеют совершенно иной смысл[4]. Получается, что федерализм в Европе – модель новой интеграции, а в России – модель дезинтеграции, уничтожения суверенитета. Именно поэтому российский федерализм как одна из теорий государственного строительства принципиально отличен от федерализма европейского, хотя и пользуется его терминами и аргументами.
Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, что перечисленные и охарактеризованные проблемы - это далеко не весь перечень проблем современного российского федерализма. Но учитывая ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в нашей стране, особо яркой, на наш взгляд, стоит проблема так называемого «русского федерализма». Отсутствие толерантных настроений постепенно проникает к нам через все сферы общественной жизни – СМИ, систему образования, духовно-культурную сферу, политические партии, различные общественные объединения и.т.д. Мы становимся нетерпимее к жителям многих субъектов нашего государства, высмеиваем их национальные особенности, культуру, а порой и относимся враждебно, разжигая конфликты и межнациональную рознь. Разумеется, все перечисленное лишь верхушка айсберга, сама проблема скрыта гораздо глубже, и здесь стоит уже задача государства попытаться урегулировать эту ситуацию не методами принуждения, а методами убеждения, искоренив шовинистическую пропаганду.
Также хотелось бы обратить внимание на уровень правовой безграмотности у нас в стране. К сожалению, множество жителей даже не знают отличие федерализма от федерации. Хотя, бесспорно, одно без другого существовать не могло и не может. Однако хотелось бы верить, что наши политические деятели смогут осуществить избранную государством политику и донести её в народ, так как согласно Конституции Российской Федерации «единственным источником власти является ее многонациональный народ».
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. № 4.
- Соломко И.М. Специфические особенности становления российского федерализма // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 7 – стр. 86-87. URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4263 (дата обращения: 23.02.2014).
- Статья для конференции "Об актуальных проблемах развития федерализма в России" в честь 75-ти летия первого Мэра г. Уфы Михаила Алексеевича Зайцева URL: http://www.lawinrussia.ru/node/241730 (дата обращения:20.02.14)
- А. В. Петухов. Этапы развития федеративных отношений в Российской Федерации // Регионология. - 2009. - №1. URL: http://regionsar.ru/node/256?page=0,2 (дата обращения:20.02.14)
[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. № 4.
[2] А. В. Петухов. Этапы развития федеративных отношений в Российской Федерации // Регионология. - 2009. - №1. URL: http://regionsar.ru/node/256?page=0,2 (дата обращения:20.02.14)
[3] Соломко И.М. Специфические особенности становления российского федерализма // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 7 – стр. 86-87. URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4263 (дата обращения: 23.02.2014).
[4] Статья для конференции "Об актуальных проблемах развития федерализма в России" в честь 75-ти летия первого Мэра г. Уфы Михаила Алексеевича Зайцева URL: http://www.lawinrussia.ru/node/241730 (дата обращения:20.02.14)
Илья, скажите пожалуйста, если вы отвергаете западную модель, при этом указываете и на "русскую" проблему, тогда какой должна быть модель российского федерализма по-вашему?
Торгын,"русская" проблема, это далеко не метод построения федерализма,а проблема взаимодействия в обществе. Наша страна многонациональная но порой мы высмеиваем национальные особенности, культуру, а порой и относимся враждебно, разжигая конфликты и межнациональную рознь. Всё же по моему мнению модель Российского федерализма должна быть выработанная на совершенно новой основе. Приняв во внимание и положение всех субъектов РФ, как в политическом так и в экономическом плане. Провести всероссийский референдум на тему: "Построения модели федерализма в РФ". Заинтересовать как можно больше населения данным вопросом. Таким образом создать комиссию из ученых-политологов и политических деятелей,для анализа и выработки современной,грамотной,реальной модели Российского федерализма. На мое мнение копирование чих бы то ни было, удачных и неудачных моделей не приведёт к успеху такое великое государство как Российская Федерация.
Илья, свой доклад Вы завершаете замечанием об "уровне правовой безграмотности у нас в стране". Как Вы считаете, каким образом можно привлечь внимание российского общества к проблемам российского федерализма?
Светлана, в современном мире широкое развитие получили средства массовой информации. Я согласен, что напечатав это в газетах к особому вниманию к проблемам российского федерализма не приведёт. Современная молодежь может посмотреть и послушать, а уровень чтения в нашей стране как известно упал. Так следовательно, нам нужно "играть" по новым правилам. Создавать политические телевизионные программы-дискуссии с привлечением политических деятелей и молодёжи, создавать всевозможные политические форумы в интернете,с возможностями голосований и выдвижением идей,создавать молодежные министерства(они есть,но во-первых, не везде их слышат, а во-вторых, не везде они существуют и функционируют),проводить уроки конституции в школах, но их бы вели не преподаватели, а студенты юридических факультетов, что бы заинтересовать современных старшеклассников этими проблемами.Кто как не молодежь сможет объяснить взрослые проблемы детям,на понятном для них языке. Интернет,телевидение,соц-опросы и возможность выразить свое мнение, привлечёт большее внимание к проблемам в стране в современном обществе.