Проблемы российского федерализма

Примаков Илья Владиславович
г. Омск, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
Научный руководитель: Елисеева Г.В.

Для того чтобы разобраться в данном вопросе, для начала необходимо определить понятие федерализма.

Итак, федерализм – это принцип  территориальной  организации  государства, предполагающий его устройство в форме федерации. В РФ федерализм  представляет собой одну из важнейших основ конституционного строя, закрепленную в ст. 1 Конституции РФ[1]. В государствах, основанных на принципах  федерализма   таких как РФ, США, Германия и в ряде других государств, субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены федеральной (центральной) властью в одностороннем порядке.

Для Российской Федерации вопрос о федерализме имеет важное теоретическое и практическое значение, так как Россия с начала 90-х годов переживает переходный период преобразования от советского государства в правовое и демократическое государство и проблемой этого этапа выступает становление и развитие российского федерализма. Во многом от его успешного развития зависит результат преобразований в экономической, социальной, государственно-политической сферах российского общества, а также насколько эффективно организована реализация государственной власти в РФ и субъектах РФ, насколько учитываются интересы населения, определяющим образом зависит благосостояние граждан и судьба всей России.[2]

Если мы будем говорить конкретно о проблемах российского федерализма, то здесь можно выделить следующее:

-Во-первых, особо острой для Российской Федерации является проблема фактических социально-экономических асимметрий субъектов РФ: соответствующие различия не только аномальны, но и, несмотря на многолетнюю практику федерального «выравнивания», не обнаруживают признаков сокращения. Действительно не в проценты а «в разы» различаются субъекты РФ по доходам населения, насыщенности дорогами и иными коммуникациями, по энерго-, водо- и топливо снабжению и прочим базовым условиям жизнеобеспечения. Межрегиональная асимметрия напрямую не зависит от территориальной удаленности сравниваемых субъектов РФ[3].

Политика «выравнивания» как идеология государственного воздействия на параметры функционирования отдельных регионов используется в различных масштабах и в отношении разных групп таких параметров. В России «выравнивание» осуществляется, преимущественно, селективно, применительно к отдельным территориям, а на общегосударственном уровне - в аспекте «бюджетной обеспеченности» населения, т.е. по важному, но вовсе не определяющему параметру социальной стабильности.  Поэтому нельзя не сказать о том, что наше государство является не симметричной федерацией с ассиметричными элементами, а постепенно становится полностью ассиметричным, и в этом заключена огромная проблема, на наш взгляд. И даже конституционное равноправие субъектов тут помочь не может.

-Во-вторых, можно отметить следующую проблему российского федерализма - так называемая «русская» проблема.  С точки зрения ее воздействия на федерализм, можно отметить следующие ее проявления: ухудшение общего психологического самочувствия русских, ослабление их традиционной межэтнической толерантности и усиление проявлений ксенофобии,  а также опасность использования подобных настроений экстремистскими националистическими  группами.

- В-третьих,  невозможно не обратить внимание на следующую проблему - использование западных моделей построения федерализма. Вредоносной для российской цивилизации является и внедренная в российскую правовую действительность модель федерализма западного происхождения. В литературе признается, что при построении федеральной модели России «готовые рецепты» черпались из западных источников, но сам федерализм утверждался как некая альтернатива западной государственности и отражение некоей самобытности России, идеи федерализма в ней имеют совершенно иной смысл[4]. Получается, что федерализм в Европе – модель новой интеграции, а в России – модель дезинтеграции, уничтожения суверенитета. Именно поэтому российский федерализм как одна из теорий государственного строительства принципиально отличен от федерализма европейского, хотя и пользуется его терминами и аргументами.

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том,  что перечисленные и охарактеризованные проблемы -  это далеко не весь перечень  проблем современного российского федерализма. Но учитывая ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в нашей стране,  особо яркой, на наш взгляд, стоит проблема так называемого «русского федерализма». Отсутствие толерантных настроений постепенно проникает к нам через все сферы общественной жизни – СМИ, систему образования, духовно-культурную сферу, политические партии, различные общественные объединения и.т.д.  Мы становимся нетерпимее к жителям многих субъектов нашего государства, высмеиваем их национальные особенности, культуру, а порой и относимся враждебно, разжигая конфликты и межнациональную рознь. Разумеется, все перечисленное лишь верхушка айсберга, сама проблема скрыта гораздо глубже, и здесь стоит уже задача государства попытаться урегулировать эту ситуацию не методами принуждения, а методами убеждения, искоренив шовинистическую пропаганду.

Также хотелось бы обратить внимание на уровень правовой безграмотности у нас в стране.   К сожалению, множество жителей даже не знают отличие федерализма от федерации. Хотя, бесспорно,  одно без другого существовать не могло и не может.          Однако хотелось бы верить, что наши политические деятели  смогут осуществить избранную государством политику и донести её в народ, так как согласно Конституции Российской Федерации «единственным источником власти является ее многонациональный народ».

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. № 4.
  2. Соломко И.М. Специфические особенности становления российского федерализма  // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 7 – стр. 86-87. URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4263 (дата обращения: 23.02.2014).
  3. Статья для конференции "Об актуальных проблемах развития федерализма в России" в честь 75-ти летия первого Мэра г. Уфы Михаила Алексеевича Зайцева URL: http://www.lawinrussia.ru/node/241730 (дата обращения:20.02.14)
  4. А. В. Петухов. Этапы развития федеративных отношений в Российской Федерации //   Регионология. -  2009. - №1.     URL:         http://regionsar.ru/node/256?page=0,2 (дата обращения:20.02.14)

[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. № 4.

[2] А. В. Петухов. Этапы развития федеративных отношений в Российской Федерации //   Регионология. -  2009. - №1.     URL:         http://regionsar.ru/node/256?page=0,2             (дата обращения:20.02.14)

[3] Соломко И.М. Специфические особенности становления российского федерализма  // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 7 – стр. 86-87. URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4263 (дата обращения: 23.02.2014).

[4] Статья для конференции "Об актуальных проблемах развития федерализма в России" в честь 75-ти летия первого Мэра г. Уфы Михаила Алексеевича Зайцева URL: http://www.lawinrussia.ru/node/241730 (дата обращения:20.02.14)

3.714285
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.7 (7 votes)

Илья, скажите пожалуйста, если вы отвергаете западную модель, при этом указываете и на "русскую" проблему, тогда какой должна быть модель российского федерализма по-вашему?

Торгын,"русская" проблема, это далеко не метод построения федерализма,а проблема взаимодействия в обществе. Наша страна многонациональная но порой мы высмеиваем национальные особенности, культуру, а порой и относимся враждебно, разжигая конфликты и межнациональную рознь. Всё же по моему мнению модель Российского федерализма должна быть выработанная на совершенно новой основе. Приняв во внимание и положение всех субъектов РФ, как в политическом так и в экономическом плане. Провести всероссийский референдум на тему: "Построения модели федерализма в РФ". Заинтересовать как можно больше населения данным вопросом. Таким образом создать комиссию из ученых-политологов и политических деятелей,для анализа и выработки современной,грамотной,реальной модели Российского федерализма. На мое мнение копирование чих бы то ни было, удачных и неудачных моделей не приведёт к успеху такое великое государство как Российская Федерация.

Илья, свой доклад Вы завершаете замечанием об "уровне правовой безграмотности у нас в стране". Как Вы считаете, каким образом можно привлечь внимание российского общества к проблемам российского федерализма?

Светлана, в современном мире широкое развитие получили средства массовой информации. Я согласен, что напечатав это в газетах к особому вниманию к проблемам российского федерализма не приведёт. Современная молодежь может посмотреть и послушать, а уровень чтения в нашей стране как известно упал. Так следовательно, нам нужно "играть" по новым правилам. Создавать политические телевизионные программы-дискуссии с привлечением политических деятелей и молодёжи, создавать всевозможные политические форумы в интернете,с возможностями голосований и выдвижением идей,создавать молодежные министерства(они есть,но во-первых, не везде их слышат, а во-вторых, не везде они существуют и функционируют),проводить уроки конституции в школах, но их бы вели не преподаватели, а студенты юридических факультетов, что бы заинтересовать современных старшеклассников этими проблемами.Кто как не молодежь сможет объяснить взрослые проблемы детям,на понятном для них языке. Интернет,телевидение,соц-опросы и возможность выразить свое мнение, привлечёт большее внимание к проблемам в стране в современном обществе.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".