К вопросу о неприкосновенности судей

Базарова Алена Владимировна, Широкова Маргарита Сергеевна
ЧОУ ВПО «Омская Юридическая Академия», г. Омск
Научный руководитель: Ашенова Т. М.

Сложные экономические и социально-политические процессы 90-х гг. ХХ в. в России привели к тому, что в новых условиях развития государственности назрела проблема комплексного реформирования всех сфер общественной жизни, связанной с принятием концептуальных решений в вопросах государственной политики. В связи с этим, следует отметить значительную демократизацию судебной системы, получившая название судебной реформы, которая при своем завершении должна была обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм [1; с.657].

Согласно Конституции Российской Федерации 1993г. судебная власть представляет независимую и самостоятельную ветвь государственной власти.

Правовую основу деятельности судей составляет: Конституция Российской Федерации 1993г.; Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.07.2013) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 14.07.2013); Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г. (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.).

Судебная власть, принадлежит только судам в лице судей, которые обладают неприкосновенностью и в установленном законом порядке, осуществляют правосудие независимо и подчиняются только Конституции Российской Федерации. Определяют юридическую ответственность субъектов. Выносят решение именем Российской Федерации, которое непосредственно носит государственно - принудительный характер.

С одной стороны, судье тем самым дается право вершить правосудие от имени государства, на него возлагаются огромные обязанности, и он так же несет ответственность за свои действия. С другой стороны, он обладает особым правовым статусом и связанным с ним правовыми гарантиями. Независимость судей – один из главных элементов их особого правового статуса. При этом независимость судьи обеспечивается такими правовыми гарантиями, как неприкосновенностью судьи; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Под особой защитой государства находятся также судья, члены его семьи и их имущество. [4; ст.9].

Из всех перечисленных гарантий, дискуссионным является вопрос о неприкосновенности судей. Актуальность проблемы обоснована тем, что, во-первых, использование неприкосновенности в своих личных целях может привести к беспорядку и нарушению прав и свобод граждан, во-вторых к безнаказанности за совершения противоправных действий со стороны судьи.              

Одни авторы - М.И. Клеандров и И.Л. Петрухин, считают, что неприкосновенность — это необходимое условие для осуществления правосудия в демократическом обществе [5; с. 390-191], [7; с 390-191].           Данную позицию также отстаивает В.А. Терехин. Он убежден, что неприкосновенность судей не исключает, а наоборот, предполагает их повышенную ответственность за выполнение ими своих должностных обязанностей [3]. Другие исследователи: Д.Н. Козак, Ю.И. Стецовский, А.Д. Бойков считают, что их нужно сократить, а то и вовсе отказаться от них. Например, А.Д. Бойков пришел к выводу, что такая правовая гарантия, приводит к безнаказанности и безответственности [2; с.193-195].   Ю.И Стецовский и Д.Н. Козак утверждают, что границы неприкосновенности, нарушают принцип равенства всех перед законом и судом [10; с.107 – 116],   [6; с. 3-15].

Как отмечает В.А. Терехин, судебная неприкосновенность — не является личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а служит средством защиты публичных интересов и, прежде всего, интересов правосудия [3]. Именно это обстоятельство нашло отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 1996 [9] г. и отражено в ст. 122 Конституции РФ [8].  А так же сущность принципа неприкосновенности сформулирована в ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» [4; ст. 16].

Принцип неприкосновенности судьи включает в себя: неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, а также тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений) [3].

Согласно данному принципу: судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности, даже после прекращения его полномочий, за принятое им решение. Но все же в редких случаях судья может понести ответственность. Для этого нужен приговор суда, в котором будет установлена виновность судьи в злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу в отношении судьи Конституционного Суда РФ принимается: Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, - Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда субъекта РФ, окружного военного суда, - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Как видим, процедура привлечения судьи к ответственности очень сложная, четко обозначены субъекты, которые могут привлечь обвиняемого к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности. И при этом отмечено, что судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию, либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд РФ или квалификационную коллегию судей вносит Генеральный прокурор РФ.

При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд, либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ. [4]

Изучив нормативно правовую базу, регулирующую деятельность судей, и мнения исследователей, изучающих данный вопрос, мы пришли к выводу, что нужно оставить неприкосновенность судьям в той мере, в которой она есть на сегодняшний день, в связи с тем, что должность судьи одна из наиболее сложных и ответственных, так как за его независимым выбором стоит судьба человека.

Список используемых источников

  1. Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации» В.,2013, с изменениями (с.657)
  2. Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997. (Стр.. 193-195)
  3. В.А. Терехин Судейская дисциплина и ответственность - гарантия прав и свобод граждан// «Журнал российского права», 2001, N 8
  4. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.07.2013) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 14.07.2013) (СПС Консультант).
  5. Клеандров М.И. Статус судьи. Правовой и смежные компоненты М.,2008.(с.258-259)
  6. Козак Д.Н. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Журнал «Российский судья» 2001 г. № 10. (с. 3—15).
  7. Петрухин И.Л. Человек и власть/ И.Л. Петрухин. М., 1999. (с 390-191).
  8. Конституция Российской Федерации 1993г.
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6-П (СПС Консультант).
  10. Стецовский Ю.И. Судебная власть. Учебное пособие. М., 1999(с.107 – 116).
4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (7 votes)

Вы указываете, что процедура привлечения судьи к ответственности очень сложна, при этом неприкосновенность судьи - не должно стать его личной привилегией, тогда почему вы считаете, что нужно некосновенность судьи оставить в той мере, в которой она уже сложилась?

Существующий уровень неприкосновенности судей в РФ является оптимальным, так как мы считаем, что неприкосновенность дает судьям возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного мира. Из этого следует, что должна быть на законодательном уровне гарантирована судьям их защита от любых возможных влияний. Если судья не будет обладать неприкосновенностью, то будет сложно говорить о его независимости. Исходя из этого: неприкосновенность судьи- это гарантия самостоятельности и независимости суда.

Алена, как вы считаете, повлияет ли на качество правосудия и независимость судьи, если несколько пунктов о его неприкосновенности все же убрать, и разрешить свободную прослушку телефонных переговоров лиц занимающих должность судьи, а так же их личный обыск, обыск жилища.

Безусловно повлияет. Если вы имеете ввиду "свободную" прослушку телефонных переговоров, т.е. прослушивание телефонных переговоров должностного лица без его согласия и без весомых на то оснований,тогда это прямое нарушение конституционных прав гражданина, ст.23,ст. 25 Конституции РФ, на неприкосновенность частной жизни,тайну телефонных переговоров. Если вы имеете ввиду свободное прослушивание телефонных переговоров, обыск жилища, как деятельность сотрудников правоохранительных органов, то оно проводится в отношении лиц не обладающих неприкосновенностью: на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов. В отношении судьи данная процедура может быть использована при наличии возбужденного уголовного дела с санкции прокурора. Следовательно, эта процедура все же имеет место быть, при необходимости.
Во-вторых, прослушивание телефонных переговоров, обыск жилища судьи, без весомых на то обстоятельств, правоохранительными органами, может автоматически сделать судью зависимым от исполнительной ветви власти,в лице правоохранительных органов, тем самым сказаться в давлении на судью, а в следствие чего и на судебный процесс в целом. Согласно ст. 10 Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, в случае разрешения прослушки телефонных переговоров в отношении лиц занимающих должность судьи, автоматически нарушится принцип самостоятельности судебной власти, т.к. вся судебная система строится на деятельности судей.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".