Майков Сергей Андреевич
г. Омск, ЧОУВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Величко С.А.
Влияние Римского права на становление права в большинстве стран более позднего периода поистине велико. Древний Рим, как одна из самых развитых цивилизаций Древнего мира, оставил нам бесценное наследие в сфере государственного и общественного устройства, культуры, науки и, конечно же, самое интересное и главное для юристов – наследие в области права.
Действительно, сегодня мы можем наблюдать, что в большинстве стран континентальной Европы в той или иной форме прижились заимствованные нормы права Романского государства. После распада Римской империи, варварами Галлии, южной Франции, Испании, а позднее и в средней Италии широко применяется Римское право. В Византийской империи составляется Кодекс Юстиниана, Дигесты, которые имеют большое значение для дальнейшего развития права.
Данное явление, а именно - усвоение, использование, заимствование положений Римского права государствами более позднего исторического периода называется рецепцией Римского права. Возникла даже правовая семья, основанная на рецепции Римского права - романо-германская правовая семья - объединенная общностью источников права, основных правовых понятий, методов и принципов юридической деятельности. Конечно, нельзя не заметить, что в процессе рецепции, Римское право претерпевает изменения, связанные, прежде всего, с его приспособлением к более новым социальным и правовым нормам.
Целью моей работы является непосредственное раскрытие влияния Римского права через Византийскую империю на Русь, а впоследствии и на составление одного из первых, самых значимых для истории и правоведения, сборника права Древнерусского государства – Русскую правду.
Изучая историю права с самых древних известных нам его римских источников, таких как Законы Двенадцати таблиц, которые послужили своего родом фундаментом, базисом будущего правового строительства Римского права, предпосылками формирования отраслей права, Институции Гая, которые являлись продолжительное время «образцовым пособием» при изучении и преподавании права, целью моей работы является анализ рецепции Римского права на Русь, через правопреемницу Великой Римской империи Византийскую империю, посредством рассмотрения ее главнейших (точки зрения влияния на русские земли) правовых источников. Такими источниками можно считать Дигесты Юстиниана, Эклогу, Прохирон, оба Номоканона.
Хотя, как я уже сказал, я рассматриваю влияние права Древнего Рима на Русь непосредственно через Византию, можно заметить, что древнейшие римские источники влияют на законодательство Руси непосредственно. Так, Законы Двенадцати Таблиц напрямую влияют на Русскую правду. В Таблице VIII в части 12 и в статье 38 Русской Правды Краткой Редакции говорится о правомерном убийстве ночного вора, которого хозяин ночью поймал за кражей на своей земле. Так же важно заметить, что если хозяин продержит вора до рассвета и не убьет его, то должен он его доставить в суд, что бы там над ним свершилось правосудие, но если же убьет преступника после рассвета, то уже сам будет наказан.
Нормы Римского права через Византийское право прижились на земле русской в основном благодаря духовной близости. Принятие христианства, заимствование церковных норм, которые влияли на общественные отношения руссов – вот основные факторы, способствовавшие перенятию русскими юристами Римского права через Грецию.
Хотелось бы отметить, что Римское право влияло на Русь не только через Византийскую империю, но и имелись различные источники права, которые проникали в нашу страну из Европы. Право европейских стран, также вобравшее в себя римское, тоже оказывало влияние, но гораздо меньшее и второстепенное. К таким источникам права можно отнести различные «варварские» правды. Но я рассматривал рецепцию Римского права на Руси именно через Византию, как наиболее значимую с различных точек зрения, ведь Византия называла себя Ромейской империей и была более влиятельным государством, чем состоявшая из мелких княжеств и королевств Европа.
«Русская Правда» была создана с целью обеспечить справедливое решение проблем, возникавших в жизни, обеспечить баланс между общинами и государством, осуществить регулирование организации и оплаты труда по выполнению общественных функций, таких как сбор виры, строительство укреплений, дорог и мостов. Такие же благородные стремления наблюдались и у римских и у византийских авторов. Русская Правда, как преемница наследия Рима и Константинополя имела огромное значение для дальнейшего развития русского права.