Роль церкви в правовой системе современной России

Кухаренко Анастасия Евгеньевна,
Омская юридическая академия, г. Омск

 

На начальных этапах развития государств церковь играла большую роль в регулировании общественно-политических отношений и имела большое влияние на государство. С тех пор прошло немало времени, сменился не один десяток поколений. А изменилось ли значение церкви в государстве? Разберемся по порядку.

В IVв. христианство установилось главенствующей религией, превратившись из обычной секты в одну из самых сильных и значимых религий. Централизация власти церкви  пришла с появлением папства, став главенствующей над королевской властью. Папа Римский стал политическим рычагом, которому должны были подчиняться все европейские страны, а неподчинение церкви каралось отлучением от нее, что являлось самым страшным наказанием по тем временам. Значительная часть земель принадлежала Римской церкви, вводились специальные церковные налоги для содержания церквей. Можно сказать, церковь установила свои права на государственное управление не одной страны, а всеми влиятельными и наиболее развитыми странами, тем самым привлекая остальных. Так большинство вопросов европейских стран решалось именно через Папу Римского. За счет этого происходил рост монастырей, значение духовенства возрастало, а материальному положению пап могли завидовать даже самые знатные европейские государи. Ради еще большего распространения веры осуществлялись крестовые походы, в которых мечом принуждали принять католическую веру государства, которые по своей воле не примыкали к европейскому церковному строю.

Данное положение сохранялось на протяжении нескольких веков, пока в XIVв. не произошел закат католической церкви, который был спровоцирован борьбой за папство, а, следовательно, и за власть. На смену главенства католической церкви пришла более жесткая, но и более демократическая православная церковь, которая шла на компромиссы с обществом.

В настоящее время, на фоне переосмысления духовно-нравственных ценностей, церковь отделилась от государственного управления, однако, своего влияния не потеряла.

Обратимся к церковной истории России. До ХХв. Россия была в большей степени теократическим государством, но после революции 1917 года церковь потеряла всякое влияние на государство, Россия стала атеистической страной. Данное положение позволило сделать большие шаги в науке, экономике страны, в какой-то мере став положительным элементом в ее развитии.

А как обстоит дело сейчас в России? Атеистические взгляды СССР ослабли, вероисповедание перестало быть наказуемым, вследствии чего в России продолжают строиться храмы, активно защищаются чувства верующих.  Согласно 14 статье Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является светским государством, то есть в стране признаются и принимаются различные религии, и никакая религия не установлена в качестве государственной. Так же установлено, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Несомненно, в России созданы условия для вероисповедания различных религий даже, несмотря на то, что  преобладание православной церкви ощущается. Так, например, на главном телеканале страны вещают религиозно-просветительскую программу, которая по сути своей просвещает лишь православную религию.

Однако светским государство считается еще и тогда, когда церковь отделена от государства, чего нельзя сказать в полной мере о России. В своих взаимоотношениях, церковь и государство, по многим вопросам выступают как равноправные участники, сотрудничающие ради своих интересов.

Государство использует церковь как социальный институт, который обеспечивает  коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Потому что управлять разумом населения намного проще, когда у людей есть вера во что-то сверхъестественное, а без конкретной идеологии эта вера начинает внедряться в правосознание. Если человек будет чувствовать защищенность своей веры государством, когда права и обязанности не противоречат заповедям, человек естественно будет следовать всему, что будет давать ему государство, слепо идя на поводу.  Поэтому государство использует такую функцию церкви как социальный контроль для управления общественно-политическими  отношениями.

Дав свободу и независимость церкви, государство возвысило ее значение в сознании верующих людей. Отсутствие налогов церкви, свободная торговля церковными атрибутами, активная защита чувств верующих, несомненно, сказывается на правосознании граждан.

Так, например, дело российской панк-рок-группы Pussy Riot, обвинявшиеся в 2012 году по части 2 статьи 213 «Хулиганство» Уголовного кодекса Российской Федерации. По словам прокурора, девушки обвинялись в совершении хулиганства, заключающиеся в грубом нарушении общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам религиозной ненависти и вражды, и по мотивам ненависти в отношении к какой-либо социальной группы, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Девушки обвинялись в проведении «осознанной тщательно спланированной акции по унижению чувств и верований приверженцев христианского мира и умалению духовных основ государства». «Также участницы группы, по его словам, планировали "облачиться в одеяния, явно противоречащие общецерковным правилам, чтобы открыто выразить неуважение к христианскому миру и Церкви"». Суд назначил по два года лишения свободы трём участницам панк-группы Pussy Riot, признав их виновными в хулиганстве в храме Христа Спасителя.

Совсем недавно, а именно в мае 2017 года, так же был обвинен по нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации блогер Руслан Соколовский. Основанием для заведения уголовного дела стал видеоролик, который обвиняемый выложил на свой YouTube канал, где он играл на телефоне в игру Pokemon Go в храме. Его обвинили по 148 статье Уголовного кодекса Российской Федерации, и суд Екатеринбурга признал Соколовского виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств и приговорил его к 3,5 года лишения свободы условно с тремя годами испытательного срока; предписал осуждённому удалить все видеоролики, которые оскорбляют чувства верующих, и запретил участвовать в массовых мероприятиях. Суд не нашёл в деле отягчающих обстоятельств, учёл положительную характеристику, данную его матерью, и то, что сам он во время процесса попросил прощения у верующих за размещённую информацию и пересмотрел совершенные им действия.

Это дело вызвало большой резонанс, на сторону блогера встали общественники, и даже многие верующие люди не считали подобное деяние оскорбительным. Ведь ничего анти-социального он по сути не сделал, он не призывал повторять за ним подобные действия, а лишь показал, что наказание за подобное деяние совершенно глупое. Но, тем не менее, его привлекли к ответственности, что удивляет многих людей до сих пор.

На этом фоне люди закрывают глаза на те факты, что храмов в стране намного больше, чем школ, приютов, а цены на образование и лечение не по карману многим гражданам, а все те же церкви, повторюсь, не платят налоги. А некоторые церкви и вовсе обманывают людей тем, что показывают им якобы нетленные тела святых людей, чем явно противоречат Библии, где говорится, что любой, кто прикоснется к трупу человеческой души, будет нечистым. Но ради привлечения людей в храмы, для собственной выгоды, церкви «находят» нетленные тела, которые просто в естественных условиях мумифицируются, и показывают эти тела на всеобщее обозрение, зачастую даже подделывая их, заменяя их на восковые.

Подобные примеры показывают то, что церковь находится в тесных взаимоотношениях с государством, получая покровительство со стороны государства, в свою очередь, ослабляя правовое сознание населения.

Отсюда следует, что церковь до сих пор воздействует на государственное управление страны и регулирование общественных отношений. Это приводит к тому, что  Россия не будет в полной мере светским государством, пока не будет создана четкая и претворяемая в жизнь правовая идеология, чтобы регулирование общественных отношений никак не соприкасалось с верой в покровительство высших сил, чтобы правосознание людей строилось на конкретных установках, которые действительно имеют дело с правом. Этого не будет до тех пор, пока церковь будет максимально свободна и независима.

Список литературы:

  1. Бакарджиев Я.В  Государство, общество и церковь как факторы воздействия на право в аспекте правосознания  / Я. В. Бакарджиев // Свидетельство СМИ -№ ФС77-51555 – [c.21-23]
  2. Петроченко В.И  Власть в церкви. Развитие концепции власти в Русской православной церкви  Коллоквиум (Коллоквиум) 2012 г. / В.И Петроченко
  3. Постановление Верховного суда о возбуждении надзорного производства по делу «Pussy Riot» дело № 5-Д13-67
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации // Проспект Москва 2017 [c.80, c.146].
4.714285
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.7 (7 votes)

Есть ли государства где церковь не играет значительную роль?

Конечно, в любой протестантской стране. К ним можно отнести США, некоторые страны Европы: Германию, Данию и ряд других.

В статье идея о светском государстве воспринимается как идеал для современного общества. Но в чём плюсы этой формы государства перед клерикарным, теократическим и атеистическим государствами?

Я считаю, что главным плюсом является то, что религия в светском государстве это личное дело каждого, а церкви лишь место связи души человека с Богом. Хотя, если человек верит, то зачем ему вообще отдельное место, неужели, Бог не услышит его молитв, если этот человек будет сидеть у себя дома и тихо молиться? Зачем весь этот пафос и роскошь в церквях? Чтобы возвысить Бога? Да куда еще выше? Отблагодарить? Не думаю, что Богу нужны мирские деньги.
Если все же обращаться к религии со стороны политики, то ей вообще не место там, повторюсь, вероисповедание-это личное дело каждого.
Но, если брать атеистическое государство, то это тоже не есть хорошо, людям нужно верить во что-то хорошее, в религии они находят некую отдушину для себя.
Суть светского государства именно в том и заключается, чтобы отделить веру от государства, при этом не закрывая отдушину.

Статья довольно хороша, отражает современные реалии. Светское государство в России закреплено только формально ,и это достаточно печально .Думаю, если спросить у человека ,незнающего положения Конституции России о том, является ли христианство государственной религией России, то его ответ ,скорее всего, будет положительным.
Не может не ужасать факт использования церкви в политических целях.
На данный момент православие в России является средством зомбирования и формирования "правильного общественного мнения".Например, Патриарх Кирилл, человек ,который не стесняется высказываться на политические темы ,в рождественский праздник, который важен для верующих, заявил о том, что нужно идти на выборы. Церковь сращивается с государством ,в светском государстве такого быть не должно.
История с Русланом Соколовским, обвиненным в оскорблении чувств верующих, по моему мнению, абсурдна. Он никаким образом не помешал проведению церковных обрядов ,более того, на самом судебном заседании сами "оскорбленные верующие" не могли внятно объяснить, чем же именно были оскорблены их чувства, и были ли они вообще затронуты. К тому же ,Соколовского признали террористом и внесли в перечень действующих террористов и экстремистов наряду с людьми ,которые действительно совершали жестокие и опасные для общества преступления.
Акция группы Pussy Riot , думаю, могла задеть чувства верующих своим,так скажем,неожиданным выступлением в Храме Христа Спасителя,однако, то,какое наказание они понесли за действия ,которые не носили характер общественной опасности-дикость.Притом,нападки на эту группу продолжаются до сих пор.
Будем надеяться, что когда-нибудь российские законы будут не просто текстом.

Интересная работа!))

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".