Серов Андрей Павлович,
Омская Юридическая Академия, Омск
Пётр I – это, пожалуй, самая известная личность в истории России. Бесчисленное количество историков, писателей и публицистов описывали и продолжают описывать заслуги и достижения первого российского императора. Тысячи мнений составлены о деятельности этого поистине достойного правителя, потому современным историкам очень сложно осветить эту личность с какой-то новой точки зрения.
В данной статье будет рассмотрен вклад Петра Великого в развитие российской наградной системы, но вначале стоит разъяснить значение орденов и медалей как для российской государственно-правовой системы, так и для государства и права в целом.
Какие функции выполняют ордена и медали с точки зрения теории государства и права? Довольно серьёзные. Несмотря на то, что наградная система является лишь факультативным признаком государства, она выполняет ряд важных государственно-правовых функций. Рассмотрим каждую из них:
- Стимулирующая функция позволяет нам рассмотреть ордена и медали в качестве стимуляторов определённой деятельности (научной, государственной, военной и т.д.). Почётный статус наград даёт людям дополнительный стимул выполнять определённые действия, будь то героические поступки на войне или какие бы то ни было государственные заслуги.
- Идеалистическая функция даёт нам представление об наградной системе, как системе построения какого-то идеала поведения. Действия людей, получивших какую бы то ни было награду (особенное, если это высший орден), становятся образцом поведения для остальных. Самые лучшие награды государство выдаёт тем людям, на которых должно ориентироваться общество.
- Символическая функция по сути дела ставит государственные ордена и медали в один ряд с такими официальными символами государства, как флаг, герб и гимн. Не смотря на то, наградная система в целом не является государственным символом, её значение в этом плане нельзя недооценивать. Орден Андрея Первозванного (о котором речь пойдёт ниже) дал название Андреевскому залу Московского Кремля, в котором проходит инаугурация Президента Российской Федерации.
- Международная функция рассказывает нам о роли орденов и медалей в международных отношениях. Очень часто главы иностранных государств становятся обладателями орденов тех стран, с которыми налаживаются хорошие дипломатические, политические и экономические отношения.
Опираясь на вышеуказанные функции орденов, мы проследим историю становления российской наградной системы с самого начала.
В XV веке существовал обычай раздавать войнам от царского имени «золотые» - прообразы наградных медалей. Иностранец, побывавший в России в XVI веке, писал: «Тому, кто отличится храбростью перед другими или окажет какую-либо особенную услугу, царь посылает золотой с изображением святого Георгия на коне, который носят на рукаве или шляпе, и это почитается самой большой честью, какую только можно получить за какую бы то ни было услугу». При Петре I, награждение «золотыми» трансформировалось в пожалование медалями, имевшими все специфические признаки награды, включая ушко для крепления к одежде. К сведению, в европейских странах массовая наградная медаль появится на сто лет позже [2, с. 8].
При Петре I появились такие медали, как медаль «За битву при Калише», «За битву при Лесной», «За Полтавскую баталию», «За сражение при Вазе», «За победу при Гангуте», «За сражение при Гренгаме» и «В память Ништадского мира». Все эти медали позволяли награждать отличившихся на поле боя воинов, напрямую реализуя уже назнанную стимулирующую функцию. Но самой интересной медалью с исторической и юридической точки зрения является Медаль «За пьянство», введённая Петром I в 1714 году. Она делалась из чугуна и весила 17 фунтов (т.е. 6,8 кг!), не считая цепей. Эта медаль считается самой тяжёлой медалью в истории! Она вешалась на шею в полицейском участке в наказание за чрезмерное употребление алкогольных напитков и крепилась цепью так, чтобы нельзя было снять. По некоторым данным, медаль должна была носиться неделю. Впервые в истории медаль применялась не в качестве поощрения, а в качестве негативной санкции за пьянство. По сути дела, Пётр I расширил понимание медали с уровня исключительно позитивной санкции, добавив возможность использовать её в качестве и негативной санкции. Данная медаль особена тем, что стала выполнять не стимулирующую функцию, как её «братья», а скорее антистимулирующую.
Теперь перейдём к орденам. Первым российским орденом является Орден святого Андрея Первозванного. О точной дате учреждения ордена до сих пор идут споры, но самая вероятная дата – 30 августа 1698 года.
Почему именно Андрей Первозванный? В этом напрямую реализована символическая функция.
Андрей Первозванный – это апостол, один из первых (отсюда и прозвище), кто последовал за Иисусом Христом. Не случайно Пётр написал в проекте устава 1720 г., что орден учреждается в честь апостола, «Крещением первоначально пределы Наши просветившего». Согласно историческим сведениям, Андрей Первозванный проповедовал Слово Божие в восточных странах, прошёл Малую Азию, Фракию, Македонию, побережье Чёрного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где теперь стоит Киев, и водрузил там крест [1, с. 22]. Именно потому, что Андрей Первозванный занимался распространением христианства на территории будущей Руси, он считается покровителем России. Почему выбор именно на эту личность, понятно. Символ был подобран безупречно.
В 1720 году у ордена появился свой статут. Статут – это правовой акт, регламентирующий традиции и правила ордена, внешний вид орденских эмблем, характер заслуг, достаточных для награждения орденом, порядок награждения орденом, правила его ношения, девиз ордена, а также орденское одеяние и орденский праздник (если таковые имеются).
Согласно этому правовому акту орден Андрея Первозванного признавался высшей наградой Российской Империи (в таком статусе орден просуществовал вплоть до 1917 года) и вручался «…в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям; ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».
Интересным положением с исторической и юридической точек зрения является следующее положение:
«Царевичам и другим Принцам Крови не должно давать сего ордена, пока он ещё в колыбели (как то в некоторых землях делается) или в младенчестве. Ибо: 1) при пожаловании сего ордена надлежит смотреть на личные качества и на заслуги; 2) младенцы не разумеют должности кавалерской по орденскому символу, и 3) Царские дети и без ордена высокою своею породой от других отличаются, и ожидая сего знака отличия будут стараться заслужить оный»
Сразу понятно, что Пётр первый хотел исключить практику пожалования ордена при рождении и, видимо, этот факт очень возмутил императора, пока он путешествовал по Европе (фраза «как то в некоторых землях делается» позволяет сделать нам такой вывод). Однако несмотря на это, начиная с Иоанна Антоновича, каждый родившийся в императорской семье мальчик становился кавалером ордена при крещении. Европейский опыт всё-таки перешёл и в Россию.
Особое внимание уделяется главе IX «О разжаловании кавалера», и на это у Петра были свои причины. В феврале 1700 года гетман Мазепа стал кавалером учреждённого ордена Андрея Первозванного. Пётр лично возложил знаки ордена на гетмана «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Однако в 1708 году, в разгар Северной войны, Мазепа с гетманской казной и казаками бежал к Карлу XII (напомним, девиз ордена: «За веру и верность»).
Недовольный этим поступком Пётр решает, что одного лишения ордена для Мазепы мало и в 1709 году приказывает изготовить в единственном экземпляре изготовить Орден Иуды (иногда в исторической литературе упоминается как «Иудина медаль» [3, с. 48]). Довольно ироничное с точки зрения Библии решение попытаться вручить гетману вместо ордена с именем апостола Андрея орден с именем Иуды. Здесь явно прослеживается символизм и уникальная для всей системы орденов функция – антиидеалистическая, призванная показать, какое поведение недопустимо для честного человека. Орден Иуды по сути дела был реакцией Петра Великого на полное разрушение Мазепой идеала ордена Андрея Первозванного, на осквернение его идеалистической стороны.
Вторым орденом, который ввёл Пётр I, был Орден Святой Великомученицы Екатерины. Им награждались великие княгини и дамы высшего света. Введённый в 1713 году орден, как понятно, предназначался только для женщин, но имеются сведения о награждении им четырёх мужчин (хотя в половине из этих случаев имела места скорее придворная шутка, чем реальное пожалование ордена), однако они зафиксированы уже после смерти Петра, потому как при нём состоялось лишь одно награждение орденом – Пётр вручил орден своей жене Екатерине I, в честь которой и был учреждена и названа награда.
По факту, орден святой Екатерины был второй по старшинству наградой, после ордена Андрея Первозванного.
Какой же мы можем сделать вывод из всего вышеизложенного? Какое же значение имеет система орденов и медалей для государства? На сколько важны реформы Петра I в отношении российской наградной системы? Создание уникальной системы орденов и медалей, основанной на европейском опыте, дало возможность государству поощрять определённые виды поведения, а также применять отдельные награды в качестве наказания. Высший орден Андрея Первозванного, вручаемый за исключительные заслуги перед государством создал негласный идеал поведения, выражающийся в лице кавалеров ордена. По мимо этого уже названая награда на стала символом Российской империи, закрепившись на государственном гербе. Создание неповторимой системы медалей и орденов способствовало международному признанию России, становлению её как сильной и независимой европейской державы. Реформы Петра I находят свой отклик и в наше время. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 года (да, спустя 300 лет после учреждения награды!) № 757 «О восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного» первый российский орден был возрождён в статусе высшей государственной награды Российской Федерации, в статусе негласного символа России.
Литература:
- Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 672 с.
- Потрашков С. В. Награды стран мира / С. В. Потрашков. – М. : Эксмо, 2010. – 192 с. : ил. – (Подарочные издания. Иллюстрированные цветные энциклопедии).
- Чепурнов Н. И. Наградные медали Государства Российского. Энциклопедическое иллюстрированное издание. — М.: Русскій міръ, 2000. — 768 с.
Учитывая то, что я немного пересмотрел свои взгляды, в мою статью стоит внести небольшие коррективы, добавив пятую государственно-правовую функцию:
5) Функция непосредственного отражения государственных ценностей помогает нам узнать направленность государственной политики. Иными словами, взглянув на наградную систему того или иного государства, мы можем легко понять то, какие ценности на самом деле преследует государство, какую деятельность поощряет больше всего. Если нормативные правовые акты (в особенности Конституции) отражают то, каким в идеале должна быть система государственных ценностей, то наградная система показывает истинное положение дел.