Правовые основы участия общественных организаций в проведении независимой оценки качества осуществления образовательной деятельности

Голева Светлана Александровна,
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск

 

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания, в интересах личности, общества и государства, выступает важным фактором экономического и социального развития, определяет уровень культуры общества. Конституционное право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации, правовых нормах Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и других законодательных актах, а также в правовых актах субъектов Российской Федерации и правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих образовательную деятельность в Российской Федерации.

Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер [5, ст. 89].

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», статьи 95.2 Закона об образовании с 2014 года на территории Российской Федерации проводится независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – независимая оценка), которая способствует повышению качества предоставляемых образовательных услуг, доступности для участников отношений в сфере образования необходимой информации о деятельности организаций.

Основные положения по осуществлению общественного контроля в области образования закреплены в Федеральном законе от 21.06.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в Законе об образовании, регламентирующим процесс проведения общественными советами независимой оценки качества условий образовательной деятельности, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утвердившими положения об общественных советах [3].

Координация деятельности и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [7].

В соответствии со статьей 95.2 Закона об образовании к основным полномочиям Общественных советов по проведению независимой оценки относятся следующие: 1) определение перечней организаций, в отношении которых проводится независимая оценка, 2) проведение независимой оценки с учетом информации, представленной организацией-оператором; 3) представление соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты независимой оценки, а также предложений об улучшении их деятельности.

В осуществлении общественного контроля в области образования важная роль отводится органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, например, проведение независимой оценки качества образовательной деятельности на территории Омской области осуществляется Общественным советом при Министерстве образования Омской области, муниципальными общественными советами, в полномочия которых входит проведение независимой оценки в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [2].

Важные изменения процедуры проведения независимой оценки и формирования общественных советов установлены Федеральным законом от 05.12. 2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы», который вступает в силу 6 марта 2018 года. Закон содержит ряд правовых новелл, заслуживающих внимания исследователей и специалистов в области теории и практики образования. 

Полномочия по формированию общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере образования и утверждению их составов возложены на общественные палаты субъектов Российской Федерации по обращению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Общественные палаты (советы) муниципальных образований по обращению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, осуществляемой муниципальными образовательными организациями, и утверждать их состав [8].

Данные советы формируется из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов.

В соответствии с федеральным законодательством информация о результатах независимой оценки размещается на сайте www.bus.gov.ru.

Таким образом, исполнение вышеуказанного закона будет способствовать повышению роли участия общественных организаций в сфере образования, а также открытости предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Вместе с тем указанные новеллы законодательства об образовании предполагают дальнейшую работу по совершенствованию системы действующих нормативных правовых актов и методических документов по организации и проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями (в т.ч. различных форм собственности) в сфере образования, что в свою очередь требует дальнейшей серьезной исследовательской, нормотворческой и методической работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В связи с вышеизложенным первоочередными задачами для органов управления образованием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в настоящее время являются взаимодействие с соответствующими общественными палатами, разработка и утверждение положений о новых общественных советах, организация сотрудничества с данными советами.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс]: //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Приказ Министерства образования Омской области от 17.05.2013 № 31 «Об общественном совете при Министерстве образования Омской области» [Электронный ресурс]: //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597
    «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]: //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  7. Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [Электронный ресурс]: //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  8. Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс]: //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (3 голосов)

Спасибо, очень познавательно!

В данной работе дано понятие "образование", её составляющие процессы, определены принципы, на которых осуществляется управление системой образования. Обоснована актуальность осуществления общественного контроля в области образования.

В настоящее время вопросы, связанные с участием общественных объединений в управлении делами государства, в том числе и в сфере образования, несомненно, являются актуальными. Прежде всего, хотелось бы отметить очевидный факт, что заинтересованное участие общественных объединений во многом способствует повышению открытости и эффективности деятельности органов публичной власти. Независимая оценка, проводимая общественными советами, способствует повышению роли общественных организаций в образовании, что соответствует демократическим принципам построения нашего гражданского общества.

ВОПРОС: С какой периодичностью проводится независимая оценка?

Спасибо за вопрос! Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.

Хотелось бы, чтобы предложения общественных организаций (объединений) были конструктивными, а не формальными. Интересно. а какие критерии формирования таких общественных организаций?

Спасибо за вопрос! Вышеуказанные общественные советы по результатам независимой оценки подготовят рекомендации по улучшению качества предоставляемых услуг для конкретных организаций с учетом специфики данных организаций. Следовательно, предложения будут конструктивными, формальный подход исключается.
Относительно критериев формирования общественных советов следует отметить, что они формируются из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов.
Требования к составу общественного совета сформулированы в Федеральном законе от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы», а именно:
- состав общественного совета утверждается сроком на три года;
- в его состав не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, руководители (их заместители) и работники организаций, осуществляющих деятельность
в указанной сфере;
- число членов общественного совета не может быть менее чем 5 человек.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".