О некоторых проблемах реализации закона о контрактной системе в омском регионе

Шабан  Валентина Николаевна,
ОмЮА, Омск

 

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ и одобрен Советом Федерации Федерального в марте 2013года,  а 5 апреля 2013года подписан Президентом РФ.  Закон вступил в силу с 1 января 2014года.

В деятельности Администрации города Омска при применении Закона о контрактной системе выявлены следующие проблемы, требующие законодательного урегулирования.

В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе, вступившей в силу с 01.01.2015, внесение в соответствии с частью 13 указанной статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Таким образом, с 01.01.2015 для заказчика утрачена возможность размещения повторных закупок (в случае если закупка не состоялась) через день после внесения изменений в план-график закупок.

«Решение данных проблем возможно путем установления дифференцированных сроков осуществления закупок по итогам изменения плана-графика закупок, в том числе в зависимости от суммы закупки: от нуля дней для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) до 10 дней для крупных закупок, требующих, например, общественного обсуждения». [2]

В целях осуществления двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе предусмотрено заключение соглашения о передаче полномочий на организацию и проведение совместных конкурсов или аукционов. При этом не учтена особенность организации и проведения совместных конкурсов или аукционов уполномоченным органом в случаях, когда полномочия по определению поставщикoв для нужд заказчиков переданы такому уполномоченному органу решением о его создании.

«Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить необходимость подписания соглашения в случае организации и проведения совместных конкурсов и аукционов уполномоченным органом, полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков которого определены решением о его создании». [2]

В целях централизации закупок статьей 26 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность создания государственного органа, муниципального органа, казенного учреждения, уполномоченных на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или нескольких таких органов, казенных учреждений либо возложения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков одному такому государственному органу или нескольким государственным органам, муниципальным органам, казенным учреждениям из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномoчия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.

При этом статьей 38 Закона о контрактной системе предусмотрено создание контрактной службы, либо назначение контрактного управляющего для всех заказчиков без исключения. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Как правило, в небольших бюджетных учреждениях функции контрактного управляющего возложены на бухгалтера. Но в отдельных случаях имеет место практика передачи ведения бухгалтерского учета сторонней организации (так называемый аутсоринг), а также создание централизованных бухгалтерий и тому подобных структур. В этом случае в бюджетном учреждении полностью отсутствуют специалисты, способные в соответствии со своей квалификацией исполнять функции контрактного управляющего (например, в детском саду в штате только воспитатели, помощники воспитателей, повара). Возможности передать полный объем полномочий на осуществление закупок иному юридическому лицу (специализированной организации, учредителю, уполномоченному органу) Законом о контрактной системе не предусмотрено.

«Учитывая изложенное, решением данной проблемы может быть установление возможности передачи полномочий по планированию закупок, обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе по определению начальной (максимальной) цены контракта, определению поставщиков, заключению и исполнению контрактов уполномоченному органу либо иному юридическому лицу для заказчиков – бюджетных учреждений, у которых в штатном расписании отсутствуют специалисты, имеющее высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (бухгалтеры, экономисты, юристы)».[2]

В соответствии с требованиями статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

При этом при определении указанного объема не включаются закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем на практике по результатам несостоявшихся конкурентных процедур, в том числе и тех, в которых участниками закупки могли быть только СМП и СОНКО, заключается контракт на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. При этом фактически контракт заключается с участником, который является СМП или СОНКО.

«Реальная доля участия субъектoв малого предпринимательства (СМП) и социоориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в закупках невелика – из-за сложностей аккредитации на электронной площадке, дороговизны получения банковской гарантии, отсутствия в штате квалифицированных специалистов и т.п. Пoэтому добиться выполнения 15% показателя весьма сложно.  А необходимость выделения малых (по объему и цене) закупок из общего лота увеличивает количество несостоявшихся процедур по причине незаинтересованности участников и влечет высокие издержки при проведении закупки». [3, c. 24-29]

«Представляется целесообразным включать в объем закупок у СМП, СОНКО закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе». [2]

Статьей 31 Закона о контрактной системе определены случаи отказа заказчика от заключения контракта с победителем. При этом не определены такие последствия данного отказа, как возможность заключения контракта со вторым участником закупки.

«В данном случае полагаем уместным дополнить статью 31 Закона о контрактной системе положениями о праве заказчика в случае отказа от заключения контракта по основаниям, указанным в частях 9 и 10 статьи 31 указанного Федерального закона, предложить заключить контракт второму участнику». [2]

Таким образом, закупки в городе Омске осуществляются на фоне проблем, как существовавших до внедрения контрактной системы, так и появившихся вслед за принятием новых правил регулирования закупок. Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска   обеспечивает планирование закупок, оптимизацию способов и сроков определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), координирует деятельность муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений города Омска по планированию закупок, разрабатывает способы решения возникающих в работе проблем.

Cписок литературы

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 01.05.2017). Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.02.2018).
  2. Проект обращения мэра г.Омска В.В. Двораковского к министру экономического развития РФ М.С.Орешкину от 10 декабря 2016г.
  3. Охтырская М. В. Проблемные вопросы организации размещения государственных закупок в России // Финансовое право. – 2013. – № 9. – С. 70.
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий реализуют Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон). Данный закон разработан в целях повышения эффективности осуществления вышеуказанных закупок, обеспечения прозрачности их осуществления, а также предотвращения коррупции в данной сфере. В статье автор рассматривает актуальные вопросы реализации Федерального закона.

Актуальность темы статьи подтверждена практикой. Отрадно, что законодатели вносят изменения и совершенствуют данный закон, позволяющий экономить бюджетные средства и пресекать коррупцию.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".