Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации

Матюшов Андрей Михайлович,
Юридический институт Национального исследовательского Томского государственного университета, г.Томск

 

Согласно данным Росстата, в 2012г. в экономику РФ поступило 154,6 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 18,9% меньше, чем в 2011 г. Отток инвестиций в 2005 г. составил 31,128 млрд., в 2010 г. 96,222 млрд., а в 2012 г. 149,908 млрд. долл. В 2013 году в экономику России поступило 170,2 млрд. долларов иностранных инвестиций. При этом, учитывая инфляцию, рост инвестиций в 2013 году, не дает существенно положительной динамики.

Таким образом, статистика показывает, что РФ проигрывает борьбу за финансовые ресурсы на мировом рынке, становится менее привлекательной, как для иностранных, так и для российских предпринимателей, последние предпочитают открывать бизнес за рубежом, чем в своем Отечестве. Непривлекательность российского рынка, объясняется высоким уровнем коррупции, бюрократизацией, частым нарушением прав предпринимателей. С целью защиты прав и законных интересов предпринимателей, повышения инвестиционной привлекательности России 7 мая 2013 г. был принят ФЗ № 78 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации.

ФЗ № 78 определил, что Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его аппарат являются государственным органом с правом юр. лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения, указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

«Законодательство ряда иностранных государств знает более рациональные конструкции юридического статуса института уполномоченного в организационно-техническом плане. Уполномоченный и его аппарат действуют при конкретных, специально создаваемых правозащитных организациях, чей статус четко определен. Так, согласно, Положению об уполномоченном по правам человека, утв. Указом Президента Казахстана от 19.09. 2002 г. N 947, деятельность уполномоченного обеспечивается Национальным центром по правам человека, являющимся государственным учреждением. В соответствии с Положением о Центре по правам человека, утв. Парламентом Молдовы от 5.02. 1998 г. N 1484-XIII, он создается на основании Закона от 17.10 1997 г. «О парламентских адвокатах», является самостоятельным государственным учреждением, состоящим из назначаемых парламентских адвокатов и служащих, осуществляющих организационное, информационно-справочное, научно-аналитическое и иное обеспечение их деятельности» [2]

Указанные примеры показывают, что существуют более самостоятельные конструкции статуса уполномоченного, однако, мы пошли по пути включения уполномоченного, напрямую в систему государственных органов.

Также, закон установил требования к лицу, назначаемому на должность уполномоченного, им может быть лицо не моложе 30 лет имеющее высшее образование. Уполномоченный назначается на 5 лет, но не более 2-х сроков подряд Президентом с учетом мнения предпринимательского сообщества. Уполномоченный подотчетен Президенту РФ и ежегодно предоставляет ему доклад о результатах своей деятельности.

Одной из правовых проблем, является узость компетенции уполномоченного, по сути, его деятельность будет сводиться к отправке запросов и обращений в различные инстанции, к даче рекомендательных заключений на проекты нормативно правовых актов затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. При этом никаких властных полномочий для защиты прав предпринимателей, уполномоченный не имеет.

Так, «заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, депутат В.Ф. Звагельский на стадии обсуждения законопроекта указывал, что если принять законопроект в предложенном варианте, уполномоченный не сможет эффективно и до конца выполнять возложенные на него задачи. В конечном итоге метод влияния сведется к обращениям в различные инстанции, а по силе влияния они не будут превышать силу депутатских запросов, которые общеизвестно недостаточно эффективны»[1]. В итоге законопроект был принят именно в таком виде.

Еще один недостаток кроется в излишней зависимости, уполномоченного от Президента РФ, так последний может в любой момент без объяснения причин отправить в отставку уполномоченного, следовательно, если кто либо из властных структур близких к Президенту или его окружению будет недоволен бурной деятельностью уполномоченного, то он имеет реальные шансы потерять свою должность. Ни для кого не секрет, что западные инвесторы из-за дела ЮКОСа и других крупных посадок предпринимателей за решетку во многом бояться вкладывать деньги в российскую экономику. Но вместе с тем закон, не дает уполномоченному право обжаловать в судебном порядке незаконные действия (бездействия) Следственного комитета, органов прокуратуры, органов судебной власти. Фактически ставя уполномоченного перед фактом его беспомощности в сфере защиты предпринимателей от уголовной ответственности, а  отчасти и в сфере административной ответственности, когда разбирательство административного правонарушения происходит в судебном порядке.

ФЗ об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ предусмотрел возможность, создания уполномоченного по защите прав предпринимателей на уровне субъектов РФ. Его полномочия и порядок назначения во многом схожи с федеральным уполномоченным, но определяются кроме ФЗ №78, законом субъекта РФ. Стоит заметить, что на данный момент такого закона нет ни в одном субъекте РФ. Назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте РФ осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным с учетом мнения предпринимательского сообщества.

На наш взгляд, необходимо и на федеральном  и на региональном уровне сделать уполномоченного по правам предпринимателей подконтрольным и избираемым законодательными органами, правом же выдвигать кандидатуры наделить союзы (ассоциации) предпринимателей.

Законодатель, выбрал интересную модель разграничения полномочий уполномоченных при принятии к рассмотрению жалоб от предпринимателей. Уполномоченный, в субъекте РФ исходя из прямого толкования ст. 10 ФЗ № 78 рассматривает жалобы от зарегистрированных на территории субъекта РФ субъектов предпринимательской деятельности, следовательно, федеральный уполномоченный рассматривает все остальные дела не подведомственные уполномоченному в субъекте РФ.

Встает интересный вопрос, а вправе ли предприниматель обратиться напрямую к федеральному уполномоченному, минуя уполномоченного в субъекте РФ? Прямого запрета в ФЗ № 78 не содержит, однако согласно, п. 1.5 порядка «подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей», утвержденном 6 июня 2013 г.: «для обеспечения непосредственного взаимодействия с заявителем жалоба может быть передана для рассмотрения, а также принятия мер  уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, а также общественным представителям и экспертам уполномоченного с уведомлением об этом заявителя и оставлением контроля за ходом мероприятий по защите прав субъекта предпринимательской деятельности за уполномоченным».

Учитывая отсутствие других норм, регулирующих данный вопрос,  можно сделать вывод, что подать жалобу можно либо уполномоченному по правам предпринимателей в субъекте, либо напрямую федеральному уполномоченному, либо федеральному уполномоченному через уполномоченного по правам предпринимателей в субъекте РФ.

Ч. 2 ст. 11 ФЗ №78 «продлена отсрочка по введению в действие нормы о статусе государственного органа до 1 января 2015 г. Соответственно, уполномоченный будет иметь статус государственного гражданского служащего, на которого распространяется действие федерального законодательства о государственной гражданской службе и чья деятельность не может регулироваться отдельным законом.. Как итог, с юридической стороны, уполномоченный сможет воспользоваться своими полномочиями не ранее 1 января 2015 г»[1]. В прежней редакции закона, такая отсрочка была установлена до 1 января 2014 г.

Следовательно, если не принять мер к устранению обозначенных недостатков, то уполномоченные по защите прав предпринимателей не смогут действенно осуществлять, возложенные на них задачи и функции, став еще одним неработающим государственным органом.


Список литературы:

1. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Уполномоченный_по_ защите _ прав_предпринимателей_в_России (дата обращения: 7.03.2014 г).

2. Уполномоченный по правам предпринимателей: основы правового статуса в системе правозащитных институтов (Кирилловых А.А.) [Электронный ресурс]: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1835 (дата обращения: 7.03.2014 г).

3. Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=154008 (дата обращения: 7.03.2014 г).

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)

Андрей Михайлович! Создание института Уполномоченных по защите прав предпринимателей безусловно породило ряд проблем. Отдельные вопросы решают субъекты. К сожалению вы не нашли законы субъектов, посмотрите Закон г. Москвы. В целом хорошая работа.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".