Уголовно-исполнительная система в Российской Федерации: исправляет или криминализирует?

Рожкова Анна Андреевна,
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия»,  г. Омск

 

Проблема нарушения норм, предписанных государством, была и будет актуальна во все времена существования человечества. К сожалению, необходимо констатировать факт увеличения преступности в России с каждым годом. На сегодняшний день Россия занимает 3 место в рейтинге уровня преступности после США и Китая. По официальным данным ГИАЦ МВД РФ в январе-декабре 2017 года было зарегистрировано 2058, 5 тысяч преступлений. Из них каждое второе (58,2 %) расследованное преступление было совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Данная статистика свидетельствует о том, что  подавляющее большинство преступлений совершается «рецидивистами», что представляет повышенную общественную опасность. Профилактика рецидивной преступности является одним из важных элементов противодействия криминализации в обществе. Попробуем разобраться, почему рецидивная преступность превалирует над преступлениями, совершенными лицами однократно. Что подталкивает ранее осужденных преступников к совершению нового преступления?,

На данный вопрос нельзя ответь однозначно, однако, одним из наиболее важных факторов является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Лица, отбывшие наказание, при выходе из исправительного учреждения, сталкиваются с рядом значительных трудностей: разрушение устоявшейся режима колонии, ослабление или утрата семейных связей, потеря навыков конструктивно и оперативно принимать решения, давление, оказываемое со стороны окружающих, а также привычка «жить по понятиям» криминальной субкультуры. Законодатель принимает меры по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и устанавливает определенную процедуру, в соответствии с которой пенитенциарные учреждения проводят воспитательную и психологическую работу, подготавливая осужденных к иным условиям существования. 

Несмотря на проведение данных мероприятий, практика показывает, что уровень рецидивной преступности по-прежнему остается высоким.

Отвечая на вопрос данной статьи  «Исправляет или криминализирует уголовно-исполнительная система?» мы считаем, что в большей степени криминализирует, чем исправляет. Наглядное обоснование этому дает официальная статистика, мы лишь можем презюмировать почему так происходит. Полагаем, что, во-первых, это связано с несовершенством действующей нормативной базы, регулирующей данные общественные отношения. Отсутствие должного взаимодействия между уполномоченными государственными органами и объединениями, приводит к нежеланию принимать кардинальные меры, сводить к минимуму показатели рецидивной преступности и, как следствие, обеспечивать общественную безопасность.

Во-вторых, законодатель лишь содействует в отношении трудового и бытового устройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, что является недостаточным в современных реалиях. Поясним: не каждый руководитель примет к себе в штат лицо, имеющее судимость, не каждый руководитель будет должным образом защищать права таких лиц и все это из-за недоверия и предвзятого отношения. Отсюда неудовлетворительно складываются обстоятельства, связанные с трудоустройством.

В-третьих, мы считаем, что в российских колониях недостаточно обеспечена связь заключенных с родственниками, что необходимо позаимствовать у зарубежных стран. Безусловно, государство предоставляет некие гарантии освободившимся из мест лишения свободы, но никто не предоставит заботу, поддержку и тепло семьи, а это один из самых важных стимулов встать на путь исправления.    

На основании вышеизложенного необходимо выделить особо значимые, на наш взгляд, мероприятия, направленные на создание условий  ресоциализации лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений и достижения главной цели – уменьшения рецидивной преступности:

1. Усовершенствовать действующую нормативную базу не только на федеральном уровне, но и на региональном уровне в части трудового и бытового устройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы посредством принятия Закона субъекта РФ «О трудовом и бытовом устройстве лиц, освободивших из мест лишения свободы» .

2. Ввести административные меры ответственности за необоснованный отказ в принятии на работу лиц, освободившихся из мест лишения свободы;  

3. Обеспечить в полном объеме социальные связи осужденных лиц с родственниками, например, отправлять электронные письма с предварительной проверкой администрации исправительного учреждения, обеспечить возможность общения через видеозвонок программы Skype под контролем администрации исправительного учреждения, вести тематический форум .

На наш взгляд, только в совокупности данных мероприятий, мы сможем создать реальные условия для эффективной ресоциализации и адаптации осужденных  в обществе, разрушить стабильно растущую статистику преступности в Российской Федерации и обеспечить общественную безопасность.

Литература

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017г.) // Собрание законодательства РФ.-1997.-№2.- Ст. 198.
  2. Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 № 2 (ред. от 08.09.2006) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2006.- №7.
  3. Решетников, А. Ю. Криминология : учебное пособие для вузов / А. Ю. Решетников, О. Р. Афанасьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 166 с.
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)