Проблемы реализации социальной поддержки семьи в России

Торн Альбина Сергеевна,
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск

 

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни.

Одной из основных проблем государственной социальной поддержки семей в России является  отсутствие единого ФЗ, который бы  полностью регулировал государственную поддержку российских семей.  На данный момент существует только его проект «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики. Можно отметить, что некоторые нормы данного законопроекта являются необходимыми для развития института семьи в России. Например, из наиболее важных и значимых можно выделить норму статьи 9 законопроекта, устанавливающую требование «поэтапного увеличения доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента». Однако, стоит заметить, что в данной норме  не определена «поэтапность», не указано, к какому году объем финансирования семейных пособий должен быть доведен до обозначенного уровня. Также хочется сказать о том, что данный законопроект имеет ряд существенных недостатков, благодаря которым он, возможно, до сих пор не принят и не действует в пределах нашего государства. Подавляющее большинство норм законопроекта носит декларативный характер, дублируя или перелагая в другом написании положения Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ряда других нормативно-правовых актов, при этом отсутствуют какие-то новые радикальные требования, основы, принципы, требования. Между тем, только существенное изменение социальной политики, принятие и реализация каких-то новых стратегических мер может удержать Россию от разрушения и обеспечить ей надлежащее развитие [2].
Однако в нашей стране действуют различные федеральные программы по поддержке семей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. «Молодая семья»

Рождение молодой семьи, ребенка - насколько значимый, и в то же время, чудесный момент. Но, кроме счастливых мгновений и приятных забот появляются и новые проблемы. Приобретение собственного жилья для большинства новоиспеченных молодых семей кажется неприступным фортом, стены которого, способны разбить любые мечты о собственном уютном гнездышке. Лишь незначительная часть молодых пар имеет доступ к необходимой сумме для покупки квартиры. Для остальных же, на помощь придут многочисленные ипотеки от коммерческих банков, государственная программа «молодой семье - доступное жилье», а также социальная ипотека для молодой семьи. «Молодой семье - доступное жилье» - это федеральная целевая программа, согласно которой на покупку жилья предоставляются льготы.

  1. Поддержка многодетных семей.

Многодетная семья  - это семья, в которой трое или более детей. Поэтому существует ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей», который устанавливает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей.  Многодетным семьям в качестве мер по государственной поддержке предоставляются определенные права и льготы: скидки в уплате коммунальных услуг, предоставление жилых помещений  в первоочередном порядке бесплатно в домах государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, бесплатный проезд детей из многодетных семей и.т.д.
Однако,  в большинстве своем, граждане нашей страны не желают заводить большие семьи, т.к. считают, что поддержка со стороны государства не достаточная. Например, для предоставления жилых помещений, семье нуждающейся в улучшение жилищных условий, проходит очень много времени, пока семья стоит в очереди за желанной квартирой. Так же важной причиной является то, что зачастую рождение ребенка обрекает семью на бедность. Тех льгот и основной зарплаты родителей не хватает для благополучного и здорового воспитания детей. 
3. Поддержка малоимущих семей.
Малоимущей семьей считается семья, чей средний общий доход, разделенный на каждого члена семьи, оказывается ниже минимального прожиточного уровня. Государственная помощь осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» где целью указано предоставление малоимущим семьям социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Основным недостатком в данной ситуации является то, что обычно малоимущие семьи - неблагополучные семьи, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией. И сами не обращаются за помощью к государству, а страдают в этом их дети.
Так же и государственная поддержка семей осуществляется на региональном уровне, где субсидия увеличивается с помощью регионального бюджета. Примером таким программ могут быть «Губернаторская программа Молодая семья», выплаты инвалидам, пособия детям-сиротам и лицам без попечения родителей.
В Омской области, как в полноправном субъекте РФ, действуют программы по государственной поддержке семей. Это и «Молодая семья», получение материнского капитала, так же и поддержка многодетных и малоимущих семей.  
Однако в реализации мер  социальной поддержки семьи  существуют ряд существенных проблем, которые значительно затрудняют развитие института семьи в России.

- Во-первых, одной из таких проблем является правовая безграмотность граждан. Не все люди знают о существовании федеральных программ, о способах получения своих прав.

- Во-вторых, одной из причин неэффективности некоторых государственных программ по поддержке семьи является завышенные требования к участникам данных программ, и из - за чего лишь  низкий процент граждан может ими воспользоваться.

- В-третьих, действующие в настоящее время нормативные правовые акты социального, трудового, жилищного, семейного и других отраслей законодательства не в полной мере учитывают интересы семьи, как социального института в целом. Законодательные нормы, как правило, устанавливают формы социальной поддержки, предоставления льгот и гарантий отдельным категориям граждан. Безусловно, наибольшее внимание уделяется гражданам, имеющим детей. Однако, единого законодательного акта, регулирующего вопросы государственной поддержки семьи, содержащего нормы, направленные на сохранение и укрепление семьи, рождение и воспитание детей в достойных условиях, поддержание благосостояния семьи, решение демографических проблем, в настоящее время нет.

В связи с этим, мы считаем, что в стране возникла необходимость обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности семей и повышения качества их жизни в процессе социально-экономической трансформации России. На наш взгляд, необходимо принятие рамочного закона, закрепляющего основные цели, принципы и приоритеты государственной защиты и поддержки семьи в настоящее время. Отвечая этим требованиям, законопроект фактически создаст правовую основу и реализует системный подход осуществления государственной поддержки семьи.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // © КонсультантПлюс
  2. И.В. Понкин  «Краткая оценка проекта федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», внесенного Советом Федерации ФС РФ». [Электронный ресурс]: Всероссийское родительское собрание [Офиц. сайт]. URL:http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=22&id_article=266 (дата обращения 20.03.2015).

 

4.285715
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.3 (7 votes)

Одной из проблем в реализации мер социальной поддержки семьи Вы указываете правовую безграмотность граждан, при этом ссылаясь на то, что «не все люди знают о существовании федеральных программ, о способах получения своих прав».
Для решения вышеуказанной, а также иных, обозначенных Вами проблем поддержки молодой семьи Вы считаете, что «необходимо принятие рамочного закона».
Однако предлагаемые Вами вариант не решит проблему правовой безграмотности. Так, если «не все люди знают о существовании федеральных программ, о способах получения своих прав», то откуда им знать о федеральном законе и о том, как использовать права, которые будут в нем обозначены? Следовательно, возникает вопрос относительно того, как решить проблему правовой безграмотности молодых семей?

В первую очередь, данный законопроект будет служить правовой базой по вопросам государственной защиты и поддержки семьи в РФ, и будет являться не казуистическим явлением, а постоянной системой осуществления гос. поддержки, чем снизит правовую безграмотность граждан. Это обусловлено тем, что сами граждане заинтересованны в решении своих проблем и поддержки со стороны государства в сфере регулирования семейного права. Так же важным аспектом в решении проблемы правовой безграмотности граждан является - СМИ. Телевидение, радио, пресса - наиболее популярные источники получения базовых знаний о праве.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".