Президент РФ в системе разделения властей

Ибрагимова Гузель Шарафутдиновна,
ФГАОУ ВО Тюменский Государственный Университет г. Тюмень

 

Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице  представителей средств массовых информаций, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе государственных органов.  Являются ли они  всеобъемлющими? И каковы же все таки границы его полномочий? Проанализировать место Президента РФ в системе органов государственной власти невозможно без обращения к теории разделения властей, которая является основополагающей для построения всей системы государственной власти в Российской Федерации.

Разделение властей – это концепция, согласно которой все ветви власти должны быть отделены друг от друга, независимы, самостоятельны, но при этом тесно взаимосвязаны.  Ш. Монтескье в своей книге «О духе законов» утверждал, что самой большой опасностью является сосредоточение всей полноты политической власти в одних руках. Для того чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо чтобы  каждая власть сдерживала другую [1, с. 45]. При разделении властей все ветви власти, будучи независимыми, взаимно контролируют друг друга и препятствуют  концентрации власти в одних руках. Статья 10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны [2, ст. 10]. Статья 11 Конституции РФ определяет органы, которым поручено осуществление государственной власти. К данным органам относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ [2, ст. 11].

Президент РФ занимает специфическое  место в системе органов государственной власти. Можно сказать, что глава государства «стоит особняком» в данной системе власти. Для начала нужно отметить, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ не входит ни в одну ветвь власти. Существуют определенные мнения по поводу места Президента РФ в системе органов власти. Сторонники первой концепции считают, что президентская власть рассматривается исключительно как исполнительная.  Однако исполнительная власть в РФ осуществляется Правительством РФ во главе с премьер-министром. Сторонники второго подхода считают необходимым  выделения новой ветви власти – президентской.  Данный подход основан на том, что современные потребности общества  и современные реалии говорят о необходимости отойти от жесткого разделения властей, ведь существовании разделения властей «в чистом виде» невозможно, в связи с динамичностью государства как механизма реализации полномочий субъектами. Выделение новых ветвей никоим образом не противопоставляется принципу разделения властей [3, с.4].

Особенностью правового положения Президента РФ является тот факт, что он  инициирует деятельность федеральных органов государственной власти, а также обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие. Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые законодательным органом федеральные законы, также ему принадлежит право отклонить закон. В соответствии с Конституцией Президенту РФ принадлежит право определять основные направления как внутренней, так  и внешней политики государства. Это означает, что Президенту принадлежит право формулировать данные направления, однако реализация политики государства остается важной составляющей деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной  властей [4, с.2].

Президент РФ имеет признаки всех ветвей власти. С законодательной – право законодательной инициативы, промульгация законов, право отклонение закона. С исполнительной – Президент РФ принимает участие в контроле за  исполнением подписанных им законов. Также он имеет верховенство над исполнительной и  судебной властью, ведь именно глава государства, в соответствии с Конституцией РФ, хотя и с согласия Государственной Думы,   назначает Председателя Правительства РФ; принимает решение об его отставке; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов.  Необходимо отметить тот момент, что Президент РФ фактически обладает инструментом роспуска Государственной Думы РФ [2, ст. 83]. Да, это возможно при определенных условиях и в особых формах, однако это говорит нам о наличии сильной власти в руках главы государства. То есть Президент РФ самым активным образом влияет на деятельность органов государственной власти.  

Важно отметить, что Президенту РФ  дана возможность использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ [2, ст. 85]. Здесь мы отмечаем, что глава государства выступают неким арбитром, защищающим интересы, прежде всего, общества и государства в целом. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами.

Анализируя Конституцию РФ, можно сказать о наличии достаточно широкого спектра реализуемых главой государства полномочий. Президент РФ является Верховным главнокомандующим. При этом он возглавляет Совет Безопасности, назначает высшее командование Вооруженных сил, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ, председателя Центрального банка, федеральных судей и другие [2, ст.83].

Однако первостепенная роль Президента РФ – это все же, координация деятельности органов государственной власти. Думается, что именно Президент РФ направляет внутреннюю и внешнюю политику государства, определяет наиболее значимые задачи, концепции развития государства, организует деятельность федеральных органов государственной власти, проводит согласительные процедуры при наличии разногласий между различными органами, является гарантом Конституции РФ. Однако глава государства никоим образом не является «всемогущим правителем», который сосредотачивает в своих руках всю власть, он не нарушает самостоятельности органов государственной власти. Хотя есть определенные спорные мнения по данному вопросу. 

 Президент РФ не только определяет лиц, которые будут в составе Правительства РФ: по предложению Председателя Правительства РФ  назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, но и направляет поручения федеральным министрам, что является определенным противоречием при реализации разделения властей.  О.Н. Тарасов считает, что Президент РФ настолько интегрирован в систему исполнительной власти, что он не может быть беспристрастным при конфликте интересов исполнительной и законодательной власти. Также он считает, что Президент, исходя из анализа его полномочий, фактически руководит Правительством РФ, что противоречит основным принципам демократического государства [3, с.4].  

Также необходимо подчеркнуть, что Президент РФ фактически не несет конституционной ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей или другими словами полномочий. Ведь отрешение возможно только в случае совершения Президентом РФ  государственной измены или иного тяжкого обвинения.  Многие ученые выделяют и несовершенство института импичмента, невозможности его реального исполнения в связи с особенным статусом «обвиняемого», который обладает «неприкосновенностью».

Таким образом, Президент РФ – это координатор деятельности органов государственной власти, который осуществляет свою власть, реализуя принцип разделения властей. Однако институт президентства требует определенных изменений для того, чтобы разделение властей было реальным, фундаментальным, открытым.

Литература

  1. Монтескье Ш.Л. О духе законов – [Электронный ресурс] // Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс»  (дата обращения: 07.09.2017).
  2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.
  3. Тарасов О.Н. Особый статус Президента Российской Федерации в системе разделения властей. [Электронный ресурс] URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view (дата обращения: 07.09.2017)
  4. Шхагапсоев З.Л.  Президент России в системе разделения власти РФ: место и роль. [Электронный ресурс] URL: Https://cyberleninka.ru/article/n/prezident-rossii-v-sisteme-razdeleniya-vlasti-rf-mesto-i-rol (дата обращения: 07.09.2017)
4.5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.5 (2 голосов)