Шатохина Ольга Алексеевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г. Омск
Тварь ли я дрожащая или право имею…
Ф.М. Достоевский.
Животные – живые существа, населяющие нашу планету с древних времен. Издревле существовали разные мнения на то, являются ли животные чьей-то собственностью, или они принадлежат сами себе.
В настоящее время в Гражданском кодексе Российской федерации [1] (далее - ГК РФ) существует ряд норм, посвященных животным. Это не только основополагающие положения статьи 137 ГК РФ, закрепляющие, что к животным применяются общие правила об имуществе и не допускается жестокое обращение с ними, но и нормы, регулирующие приобретение права собственности на животных, являющихся общедоступными вещами, и право собственности на безнадзорных животных, под которыми следует понимать животных, имеющих хозяина, но временно выбывших из-под его опеки.
На сегодняшний день проблема гуманного отношения к животным нашла свое выражение в Европейской конвенции по защите домашних животных[2], которую приняли в качестве основы в формировании национальных стандартов в области регулирования численности популяции безнадзорных животных 23 государства, но в состав которых не вошла Россия.
В Российской Федерации попытки решения проблемы гуманности в отношениях с безнадзорными животными на федеральном уровне были сделаны в проекте закона «Об ответственном обращении с животными» [7], который на данный момент принят Государственной думой РФ в первомчтении.
Сейчас, когда вопросы обращения с безнадзорными животными специально не регламентируются, проблема определения компетенции органов власти в этой сфере решается в зависимости от того, рассматривается ли эта функция в рамках благоустройства территории или санитарно-эпидемиологического благополучия.
Непосредственное упоминание о безнадзорных животных имеется только в ГК РФ в разделе права собственности. В соответствии с ГК РФ органы местного самоуправления наряду с полицией обязаны содействовать розыску собственника животного, а также передаче задержанного для временного (до обнаружения собственника) содержания лицам, имеющим необходимые условия для этого. Также гражданское законодательство предусматривает возникновение права муниципальной собственности на безнадзорное животное, которое устанавливается в случае не обнаружения собственника в течение шести месяцев, а также одновременном отказе лица, содержавшего животное в это время, от приобретения его в собственность. В этом случае порядок использования животного определяется органом местного самоуправления.
Обратив внимание на федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» [6] (далее – закон о МСУ), можно заметить, что указания на подобные полномочия органов местного самоуправления отсутствует, и это создает неопределенность в вопросе о порядке их исполнения. Как известно, вопросы местного значения определяются только законом о МСУ, а полномочия, закрепляемые за органами местного самоуправления иными федеральными законами и не подпадающие под перечень вопросов местного значения, могут рассматриваться либо как делегированные государственные полномочия, либо как права по решению вопросов, не относящихся к вопросам местного значения.
Закрепление в ГК РФ полномочия по обращению с безнадзорными животными в качестве прав органов местного самоуправления представляется неверным, так как об этом свидетельствуют, во-первых, императивные формулировки ГК РФ при возложении данных полномочий на органы местного самоуправления, а во-вторых, отсутствие иных уполномоченных субъектов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопросами отлова безнадзорных животных в рамках полномочий по благоустройству территории должны заниматься органы местного самоуправления, что, конечно же, является их обязанностью, а не правом.
Если определение ответственного субъекта за отлов безнадзорных животных не вызывает массового резонанса, то вопросы о дальнейшей судьбе этих животных, как с моральной, так и правовой точки зрения порождают бурные споры.
Основной проблемой, после отлова животного, становится вопрос времени его содержания и дальнейшей судьбы животного.
Гражданский кодекс РФ определяет, что если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорного домашнего животного его собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на него, то лицо, у которого животное находилось на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на него. При отказе указанного лица от приобретения в собственность, животные поступают в муниципальную собственность.
Так суд в своем решении [10] указал, что распоряжение отловленными животными путем передачи их третьим лицам, либо иным образом, отличающимся от порядка предусмотренного действующим законодательством, является недопустимым. А также признал, что абзац 2 пункта 1.9 Положения по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак в городе Омске [8], устанавливающий меньший срок для розыска собственника безнадзорного животного и срок перехода права собственности (три дня), противоречит федеральному законодательству.
Что касается дальнейшей судьбы животного, то так как в настоящее время в РФ не принят закон об обращении с животными, то согласно Информационного бюллетеня Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ за 2007 год был опубликован «Модельный закон об обращении с животными»[5], который говорит о том, что до приведения законодательства государства в соответствие с Модельным законом, акты законодательства государства применяются в той части, в которой они не противоречат ему.
Основаниям и порядку умерщвления животных посвящена статья 35 Модельного закона, которая определяет условия, при которых допускается умерщвление животных. Среди этих оснований, есть положение допускающее умерщвление животного в случае невозможности осуществления контрацепции или биостерилизации невостребованных отловленных безнадзорных животных-компаньонов. Умерщвление проводится ветеринарным специалистом с применением зарегистрированных в государстве обезболивающих ветеринарных препаратов, в том числе наркотических. Запрещается их умерщвление способами, приводящими к их гибели от удушья, перегрева, переохлаждения и иными болезненными способами, а также в присутствии несовершеннолетних.
Таким образом, до истечения шестимесячного срока с момента задержания распорядиться по собственному усмотрению безнадзорным животным нельзя. Лицо, задержавшее безнадзорное животное отвечает за гибель и порчу животного в пределах его стоимости. Отсутствие средств в бюджетах муниципальных образований для организации шестимесячной передержки всех отловленных животных, не является основанием для невыполнения требований федерального законодательства.
Нередки случаи, когда животное имеющая владельца может быть изъята при проведении процедуры отлова, если она находится на улице без сопровождающего лица. Данные случаи также противоречат нормам законодательства.
Так, Правилами содержания собак в городе Омске [9] определен следующий порядок выгула и требований, которые должны соблюдаться владельцами собак – выводить собак из жилых помещений (домов), а также изолированных территорий в общие дворы и на улицу только на коротком поводке (не более 150 см.) и в намордниках. Запрещается выгуливать собак без сопровождающего лица и оставлять их без присмотра.
За нарушение правил содержания собак статьей 57 Кодекса Омской области об административных правонарушениях [3] предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа.
Таким образом, никакая иная ответственность за нахождение животного без сопровождающего лица законом не предусмотрена.
Тем более, гражданское законодательство приравнивает животных к объектам права собственности, тем самым поддерживает положение Конституции РФ [4], что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Иначе говоря, за нарушение «Правил содержания собак в городе Омске» [9] не может наступить ответственность в виде лишения права собственности на животное.
Таким образом, на данном этапе развития российского общества, необходимо повысить уровень ответственности владельцев животных, один из таких способов представляется возможным перенять у зарубежных стран – установить налог на содержание домашних животных. Также целесообразно в кротчайшие сроки принять специализированный федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», который, в свою очередь, позволит привести законодательство в области отлова безнадзорных животных к единообразным началам.
Список литературы:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2.Европейская конвенция по защите домашних животных № 125 [Электронный ресурс]: 13 ноября 1987 г. Доступ из СПС«КонсультантПлюс».
3.Кодекса Омской области об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: закон Омской области № 770 от 24июля 2006 года Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 года Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5.Модельный закон об обращении с животными [Электронный ресурс]: принятый постановлением № 29-17 от 31 октября 2007 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации [Электронный ресурс]: федер. закон № 131 от 6 октября 2003 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7.Об ответственном обращении с животными» [Электронный ресурс]: проект федер. закона № 458458-5 принят в первом чтении Государственной Думой РФ 23 марта 2011 года. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8.Положения по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак в городе Омске [Электронный ресурс]: решение Омского городского Совета № 220 от 1 декабря 2004 года. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9.Правила содержания собак в городе Омске [Электронный ресурс]: утверждены Решением Омского городского Совета № 220от 01.12.2004 года Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10.См: Решении Куйбышевского районного суда г. Омска [Электронный ресурс]: от 25 августа 2009 года Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Актуальная для нашего времени статья.
Однако, как Вы считаете, введение налога на животных не станет следствием увеличения безнадзорных животных?
К тому же возможность уплаты налога лицом не является гарантией хорошего обращения с животным в будущем.
Здравствуйте Юлия! Естественно, что введение налога на содержание домашних животных (собак и кошек), не пройдет без последствий в нашей стране. В первые периоды, с момента его введения станут пиковыми в проблеме безнадзорных животных, так как граждане, решившие для себя, что избавление от животного способом не требующим затрат является единственно верным, нежели уплата введенного налога, несомненно, повысят численность выброшенных на улицу животных, которых, как и в настоящее время, отловят и умертвят уполномоченные на то, организации по прошествии определенного периода времени. Естественно, так же как и сейчас остро будет стоять вопрос об организации станций-передержек этих животных, но этот вопрос в большей части зависит от правильности использования средств заложенных в бюджет. Но в последствии, после произошедших в обществе волнений, данный налог будет выступать одной из опор ответственности хозяина животного. На мой взгляд, остальными основами безопасности животного от скитания по улицам городов может являться:
- обязательная регистрация животного как при рождении нового помета, так и его перерегистрации при продаже/отдаче новому хозяину. Регистрация должна осуществляться внедрением под кожу животного в области холки специального электронного чипа, который хранит в себе информацию о самом животном и его хозяине- такая практика чипирования животного уже применяется во многих субъектах РФ (например, в Москве, Санкт-Петербурге и др.), к сожалению, в Омской области эта услуга встречается крайне редко;
- ведение уполномоченными органами субъектов РФ реестра зарегистрированных животных, с возможность передачи этих полномочий муниципалитетам;
- применение штрафных мер в случае недобросовестного исполнения хозяином правил содержания животного;
- при неоднократном или грубом нарушении правил содержания животных необходимо допустить изъятие у этого хозяина животного через суд, с последующей передачей прав на животное субъекты РФ либо муниципалитету, в зависимости от того, в чьей компетенции находится этот вопрос;
- лишение возможности бывшего хозяина, у которого через суд было изъято животное, приобретать новое животное в течение 1 года с момента вынесения судебного решения.
Что касается вопроса о том, что уплата налога не гарантирует хорошее отношение с животным, то здесь я с Вами полностью согласна, но в то же время данные положения существенно снижают риск негуманного отношения.
Спасибо за содержательный ответ!