Тиунова Ольга Владимировна,
ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет» г. Ханты-Мансийск
Вопрос об исполнительной власти является одним из важнейших вопросов в правовой системе. Характеристика данной ветви органов власти отражает состояние государственности в нашей стране, а также потенциал решения правовых и государственных проблем. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации.[1] Оно активно функционирует, взаимодействует с другими органами государственной власти и осуществляет свои полномочия.
Актуальность моей темы заключается в том, что в современных условиях роль Правительства РФ увеличивается. Необходимо понимать, что Правительство РФ как высший орган исполнительной власти обуславливает свое руководящее положение в системе органов власти. Также следует, понимать, в полном ли объеме данный государственный орган выполняет свои полномочия и существует ли вмешательство в деятельность Правительства других органов власти, это и является причиной актуализации моей темы.
Правительство Российской Федерации на основе таких принципов как верховенство Конституции, федеральных конституционных законов, федерализма и ответственности осуществляет следующие полномочия:
- Организация бюджетного процесса, а именно в составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения.
- Осуществляет деятельности в различных сферах общества. Например:
- область культуры – направлена на охрану культурного наследия народов России, разработку и осуществление федеральных программ сохранения и развития общенациональной культуры, стимулирование ее многообразия, формирование комплексной системы поддержки культуры, ее творцов, их профессиональных объединений;
- область здравоохранения – направлена на недопущение снижения объема медицинской и лекарственной помощи населению, объединение и концентрацию различных источников финансирования на наиболее важных направлениях здравоохранения, реформирование системы медицинской помощи, в том числе переход к обязательному медицинскому страхованию российских граждан, принятие мер по развитию современной производственной базы для изготовления высококачественных медикаментов и медицинской техники;
- область образования – направлена на реализацию федеральной программы развития образования, совершенствование управления системой образования, более эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, укрепление ее материальной базы, усиление социальной защиты студентов и работников высшей школы.
3) Руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти ответственны перед Правительством Российской Федерации, а также выполняют им порученные задачи. Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер выплат на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Нам представляет наиболее интересным вопрос, касающийся функционирования Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации. Так, в федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» в ст. 30 закреплено, что Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти.[2] Существуют различные мнения о том, что Правительство Российской Федерация как высший исполнительный орган находится в полной зависимости от Президента. Аргументируется это следующим действующим законодательством:
- Конституция РФ гласит о том, что формирование Правительства РФ находится в полном ведении Президента РФ[3];
- Указом Президента РФ от 10.06.1994г. №1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» предусматривается, что глава государства имеет право вносить законопроекты, касающиеся компетенции Правительства РФ[4];
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение[5]. Это доказывает то, что Президент имеет полномочия рекомендовать свое видение тех или иных нормативных актов кабинету министров. Изучив и проанализировав научную статью Сарсембаева А. С. «Проблемы функционирования и ответственности Правительства Российской Федерации: фактическая реализация полномочий и пути их преодоления»[6, с. 32-36] можно, также, найти еще множество нормативных доказательств того, что нарушается самостоятельность Правительства как высшего исполнительного органа власти.
Для решения этого вопроса нужно внести особые изменения в законодательство, регулирующее отношения Президента Российской Федерации и Правительства. Так, например, необходимо исключить пункт «б» статьи 83 Конституции РФ, где указано, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Это не позволит в дальнейшем ему вмешиваться во внутреннюю деятельность кабинета. Следующее изменение в законодательстве должно ликвидировать положения Указа Президента РФ от 10.06.1994 года №1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации», предусматривающие возможность Президента издавать акты, прямо относящиеся к компетенции Правительства РФ. Также следует изменить часть 1 статьи 112 Конституции РФ, где структуру федеральных органов исполнительной власти разрабатывал бы комитет Государственной думы как Федеральный закон, а не как нормативный акт главы государства.
В заключении хочется отметить, что Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган власти осуществляет все свои полномочия, но не без воздействия других органов власти, в том числе и Президента Российской Федерации. Этот вопрос можно рассматривать как на государственном уровне, так и на персональном. К примеру, данный вопрос интересует множество различных научных исследователей. Вот один из них Васильева Н.Ю. название статьи «О взаимодействии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации»[7, с. 259-262.]. Совершенствование законодательства по отношению к Правительству РФ особо повлияет на качество его работы и вообще юридической практики исполнительных органов.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) ст. 110 п. 1.
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 30.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) ст. 83 п. «б».
- Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1185 (ред. от 26.11.2001) «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» ст. 697.
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 23.
- Юридические записки, 2013. №3.
- Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. № 119.
Ольга Владимировна, скажите пожалуйста, как вы оцениваете роль и значение Президента РФ в деятельности Правительства РФ?
Как я уже отмечала, Президент РФ играет одну из важнейших ролей и значений в деятельности Правительства РФ, так как существует законодательство, в котором прямопредусмотрено некое вмешательство главы государства в деятельность Правительства РФ.