Особенности защиты авторских и смежных прав на хореографическое произведение

Марченко Мария Алексеевна,
Новосибирский Государственный Университет, г. Новосибирск
Научный руководитель: Карунная Яна Александровна: адвокат, кандидат юридических наук, доцент

Танцевальное искусство является одним из древнейших проявлений народного творчества. Еще до появления древнейших цивилизаций танец был важной частью обрядов, ритуалов. Сейчас танец (от польского «taniec», от немецкого «tanz») – это вид искусства, в котором основным средством создания художественного образа являются движения и положения тела танцовщика, как правило, в музыкальном сопровождении; искусство пластических и ритмических движений.

В современном мире танцевальное и хореографическое искусство является неотъемлемой частью молодежной культуры. Появляются танцевальные флэш-мобы, все больше с каждым годом развиваются современные танцы (модерн, джаз, contemporary, контактная импровизация) и уличные танцы (Hip-Hop, House, Popping, Locking и другие). Под влиянием клубной субкультуры появилось направление Go-Go. Не так давно, в 2013 году появилось такое явление как Harlem Shake – импровизационный массовый танец, исполняемый в течение нескольких секунд под одноименную песню Baauerа– Harlem Shake.

В связи с таким стремительным развитием хореографического искусства все чаще встает вопрос о защите авторских и смежных прав на танцевальные постановки. Очень часто возникают споры о незаконном заимствовании идеи танца, его части, а иногда и всего танца в целом. Вместе с тем, новеллы части IV ГК РФ неоднозначно толкуются правоприменителями, в связи с чем, в целях единообразного разрешения судами споров по данной категории дел, требуют доработки. Принимая во внимание важность охраны прав авторов и исполнителей хореографических произведений, исследуемые проблемы представляются особенно актуальными.

В связи с этим, вопрос охраны прав авторов и исполнителей хореографических произведений представляется особенно актуальным.

Согласно ст. 1259 ГК РФ объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.]. Одним из таких объектов и является хореографическое произведение.

Из содержания ст. 1257 ГК РФ следует вывод о том, что для получения правовой охраны хореографическое произведение должно обладать следующими критериями:

  1. творческий характер;
  2. объективная форма выражения.

В.Я. Ионас в ряде своих работ выделяет общие компоненты строения произведений:

  • объективная форма выражения;
  • язык;
  • образная система;
  • идейно-эмоциональное содержание;
  • художественная форма;
  • сюжет. [ Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. – М.: Юридическая литература, 1968. – с.96].

Все указанные компоненты, за исключением формы выражения, относятся к творческому характеру произведения. Признается, что творческий характер по отношению к хореографическому произведению проявляется в создании оригинальной формы произведения (художественной формы), выражающейся в хореографическом языке (движениях и позах для танца) и образной системе. А под объективной формой выражения произведения, в частности хореографического, в российской практике принято считать непосредственное исполнение произведения.

Отметим, что объектом авторского права является не только произведение, но и его часть. В соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ, часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям п. 3 ст. 1259 ГК РФ и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. При использовании части хореографического произведения, правовая охрана должна обеспечиваться для части хореографического произведения, представленной не только в виде полноценного, завершенного хореографического фрагмента (например, сольного танца, вариации, дуэта и т.д.), но и так называемой хореографической фразе (танцевальной связке). Таким образом, хореографическое произведение также может быть представлено в качестве отдельных хореографических номеров, в виде танцев в аудиовизуальных произведениях, в составе номеров эстрадных исполнителей (например, певцов), танцевальных сцен в театрально-зрелищных постановках, включая оперы, оперетты, балет, и т.д.

Что касается субъектов авторского права на хореографические произведения, то с точки зрения науки авторского права, создатель хореографии является ее автором и обладает авторскими правами, а лицо, осуществившее постановку хореографии, является субъектом смежных прав.

В отношении хореографического произведения автором, при отсутствии доказательств иного, является лицо, указанное в качестве такового на афишах, программках и т.д.[ Месяшная Е.А. Особенности авторско-правового регулирования хореографических произведений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2007. – с. 128.]

На практике, в России для обозначения автора хореографического произведения используется термин «хореограф». Термин «балетмейстер» используется для обозначения режиссера — постановщика хореографического произведения. [ Лифарь С. Танец. Основные течения академического танца: изд-е второе, дополненное. – Париж.: изд. «Etoile», 1938. – с. 24.] Иными словами, автором хореографического произведения является хореограф, при этом балетмейстер позиционируется как режиссер – постановщик, т.е. является субъектом смежных прав

В виду особого правового статуса хореографического произведения, на практике возникает ряд проблем, связанных с его правовой охраной.

Хореографические произведения, а также хореографические постановки, в качестве объекта авторских прав не подлежат регистрации. Поэтому для защиты своих авторских прав на какое-либо хореографическое произведение необходимо зафиксировать его. Однако, на сегодняшний день в России нет единой официальной формы фиксации хореографии. Наиболее распространенный вариант закрепления хореографического произведения – это видеозапись, хотя в других странах в этих целях можно использовать текстовое описание, фотографию, чертежи и рисунки, или же, что наиболее актуально для танцоров, публичное исполнение. [ Поспелова Р.Л. Западная нотация XI – XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). М., 2003.- с.368.] Кроме того, механизм защиты авторских прав целой хореографической постановки или же отдельно взятого её элемента в России отличается от аналогичного механизма за рубежом. Это связано с крайне слабой активностью правообладателей и чрезвычайно редкими исками в суд по данному вопросу.

Также, в сфере хореографической деятельности часто используется понятие редакции хореографического произведения. В основе осуществления редакции лежит желание представить существующее хореографическое произведение в новой редакции. Решающее значение в юридическом споре о том, является ли то или иное произведение переработкой, имеет тот факт, является ли спорное произведение зависимым, т.е. производным от оригинала, охраняемого авторским правом, т.к. в результате переработки появляется иное произведение, которое также поддается правовой охране.

Редакцию хореографического произведения следует квалифицировать как переработку, поскольку выявлено, что в результате редакции вносятся значительные изменения в его форму. Также творчески самостоятельным хореографическим произведением является произведение, созданное в результате выполнения столь высокой степени переработки всех составных частей исходного хореографического произведения, что делает невозможным выделение части, заимствованной у исходного хореографического произведения. При этом представляется, что внесение незначительных изменений, например, добавление или изменение отдельных элементов в оригинальную «авторскую» композицию движений и поз для танца, будет представлять собой искажение хореографического произведения.

В случае же заимствования, которое изменяет суть авторского замысла, тоже можно подать иск о защите нарушенного права (ст. 1266 ГК РФ). В таком случае защите будут подвержены честь и достоинство автора. Примером может послужить извращенное, высмеивающее или порочащее оригинал хореографии или даже костюма исполнение.

Таким образом, для защиты авторского и смежного права на хореографические произведения авторы и исполнители могут использовать следующие механизмы защиты:

  • экспликация хореографического произведения (подробное описание хореографической постановки, снабжение ее текстовыми комментариями, зарисовками танцевальных движений и т.п.);
  • видеозапись с постановкой хореографического произведения (при его исполнении), фотосессия (серия фотоснимков) ключевых танцевальных па или всего танцевального номера;
  • иные доказательства творческой работы над хореографическим произведением (рабочие материалы, отбракованные танцевальные па).
  • регистрация описания своего хореографического произведения в коллективной организации, представляющей интересы авторов и иных правообладателей (Например, Российском авторском обществе), либо воспользоваться правом на депонирование произведения.
  • заверить нотариально описание своего хореографического произведения или его части.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  2. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учеб. – М.: Проспект, 2010.
  3. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. – М.: Юридическая литература, 1968.
  4. Лифарь С. Танец. Основные течения академического танца: изд-е второе, дополненное. – Париж: изд. «Etoile», 1938.
  5. Поспелова Р.Л. Западная нотация XI – XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). М., 2003.
  6. Месяшная Е.А. Особенности авторско-правового регулирования хореографических произведений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007.
4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (4 голосов)

Статья достаточно интересна. В то же время авторские права могут быть оформлены на весьма широкий круг произведений искусства, в том числе на хореографические произведения и пантомимы с получением свидетельств о депонировании и регистрации, которые выдает Российское Авторское Общество (РАО). На сколько эффективной является защита коллективных прав авторов РАО на Ваш взгляд?

Спасибо за Ваш вопрос! На мой взгляд, применительно к хореографическим произведениям, регистрация в РАО поможет избежать ряда сложностей при защите авторских прав, в частности - доказывание авторства. Кроме того, будет облегчен процесс использования исключительных прав. Но однако такая защита будет эффективна в том случае, если будут закреплены критерии и определенная процедура регистрации с учетом особенностей хореографического произведения как объекта.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".