Особенности реализации государственными служащими авторских прав при обеспечении деятельности Президента РФ

Сарсембаев Айдар Серикович,
Омская юридическая академия, Омск
Научный руководитель: Пермякова Наталья Александровна, доцент кафедры гражданского права ОмЮА, кандидат юридических наук

 

Российское гражданское законодательство гарантирует фактологическую правовую охрану объектам авторских прав, которыми признаны в т.ч. произведения вне зависимости от их достоинств, назначения и способа выражения [4, ст. 1259]. Специальным видом произведений можно считать служебные произведения, образующие сегодня существенную долю в объеме всех создаваемых произведений [5]. Создание служебного произведения является не просто способом удовлетворения потребности автора в придании своему труду объективной формы, но и инструментом выполнения определенной функции организации (работодателя, нанимателя), в трудовых (служебных) правоотношениях с которой автор состоит, в т.ч. инструментом реализации таких конституционных полномочий главы государства как представительство РФ внутри страны и в международных отношениях [6, ст. 80], регулярное обращение к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране [6, ст. 84], а также необходимым условием повседневной ораторской практики Президента РФ.

Для целей информационно-аналитического, экспертно-лингвистического и иного обеспечения деятельности Президента РФ в структуре Администрации Президента РФ образовано самостоятельное подразделение – Референтура Президента РФ (далее – Референтура), в задачи которой входит подготовка проектов ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и иных программных документов Президента РФ; подготовка проектов выступлений, приветственных писем, поздравлений и других обращений Президента РФ (далее – тексты президентских выступлений и обращений); подготовка информационно-аналитических и справочных материалов к публикациям и интервью Президента РФ в СМИ; участие в приоритетных издательских проектах [7, п. 1-4]. В составе Референтуры функционируют федеральные гражданские служащие (начальник Референтуры, его заместители, старшие референты и референты Президента РФ, сотрудники департаментов Референтуры [7, п. 10-12; 4; 10]), непосредственно выполняющие возложенные на Референтуру обязанности. Несмотря на повседневность деятельности сотрудников Референтуры, результаты их работы (в большинстве своем это проекты ежегодных посланий Президента РФ, тексты президентских выступлений и обращений), бесспорно имеющие признаки объекта интеллектуальных прав, носят творческий характер, что обусловлено правилами сложившейся в мире спичрайтерской практики – каждый текст выступления или обращения главы государства должен отличаться предельной логической последовательностью, широкой языковой компетентностью, оригинальностью, новизной, точностью риторических оборотов и значительной смысловой нагрузкой, а в некоторых случаях даже отражать особенности национальной идентичности [11; 12; 13]. Речь главы государства зачастую воспринимается как официальная позиция государства по тому или иному вопросу, что объясняет обязательность высокого уровня её подготовленности и представления. Истории известно, что многие запоминающиеся части публично озвученных текстов первых лиц впоследствии становились устойчивыми выражениями и пользовались общественной популярностью [14; 15; 2].

Однако при всей очевидности служебного характера данных произведений остается проблемой определение их принадлежности в системе охраняемых объектов интеллектуальных прав. Под служебным произведением законодатель сформулировал произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника-автора трудовых обязанностей. Такой ограниченный дефинитивный подход не позволяет конкретно отнести подготовленные в пределах служебных обязанностей по соответствующему поручению тексты президентских выступлений и обращений как к числу служебных произведений, так и к числу результатов, не признающихся объектами авторских прав, или же к числу проектов официальных документов, обладающих сомнительной охраноспособностью. С точки зрения п. 1 ст. 1225 ГК РФ тексты президентских выступлений и обращений стоит отнести к категории произведений, а именно произведений литературы или риторического искусства. Между тем надлежит обратить внимание на позицию законодателя относительно официальных документов государственных органов (в числе которых упоминаются «иные материалы административного характера»), императивно не признаваемых объектами авторских прав [4, ст. 1259]. Поскольку эти материалы исходя из смысла подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК РФ понимаются в качестве официальных документов, отнесение к ним обладающих в большей степени признаками произведения нежели документа текстов президентских выступлений и обращений неверно. Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать [3, п. 3.1]. Отсутствие у текста президентского выступления (обращения) документальных признаков, а также вытекающее из этого неучастие его в документообороте, на наш взгляд, не позволяет расценивать его как документ, а значит и как объект, предусмотренный подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК РФ. В этой связи принятие текста президентского выступления (обращения) за проект официального документа, на который обращает внимание ст. 1264 ГК РФ, также невозможно, что не скажешь о проектах ежегодных посланий Президента РФ и иных его программных документов, впоследствии становящихся важнейшими стратегически значимыми ориентирами в реализации внешней и внутренней политики государства. Таким образом, текст президентского выступления (обращения) следует считать «другим произведением» по классификации п. 1 ст. 1259 ГК РФ, а с позиции ст. 1295 ГК РФ – служебным произведением.

В свою очередь определение служебного произведения (п. 1 ст. 1295 ГК РФ) надлежит толковать расширительно, и под служебным произведением в т.ч. понимать и произведение, созданное публичным служащим в рамках осуществления своих должностных обязанностей. Такое толкование оправдывается доктринальной позицией, согласно которой служебные отношения на публичной службе производны от трудовых и являются особой разновидностью последних, базирующейся в основной части на административном и субсидиарным образом на трудовом законодательстве [16]. Соответственно по смыслу п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на текст президентского выступления (обращения) должно принадлежать нанимателю (по аналогии с работодателем в трудовых отношениях), коим выступает Российская Федерация. Следовательно, наниматель, будучи публично-правовым образованием, по данной логике является субъектом исключительного права на служебное произведение, что расходится со ст. 1229 ГК РФ, определяющей в качестве правообладателей на первый взгляд только физических и юридических лиц. Представляется, что в круг субъектов исключительных прав помимо физических и юридических лиц может входить и публично-правовое образование, к которому согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ в рамках гражданского оборота по общему правилу применяются правила о юридическом лице. Прямое неуказание публично-правового образования как потенциального обладателя исключительного права образует неопределенность.

Как известно, практика публичных выступлений и обращений руководителя государства исключает обозначение имени автора служебного произведения по публикационно-этическим и протокольным мотивам, автор передает свой интеллектуальный труд для последующего его использования без указания имени создателя (анонимно) [11, 2]. Учитывая приуроченность и общеизвестную недолгосрочность подготовки текста выступления (обращения), а также предполагаемое последующее его использование в публичных целях, видится, что на основании абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ автор текста должен быть вознагражден за использование его произведения нанимателем. В то время ФЗ №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде исчерпывающего по составу денежного содержания, состоящего из должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат. К последним законодатель причисляет ежемесячные надбавки за выслугу лет, особые условия службы, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премию за выполнение особо важных и сложных заданий (порядок выплаты которой прозрачно и четко не определяется), ежемесячное денежное поощрение, единовременную выплату при предоставлении ежегодного отпуска и материальную помощь. Законом установлена возможность осуществления других выплат, предусмотренных иными нормативными актами [8], к числу которых мы можем теоретически отнести авторское вознаграждение по правилам п. 2 ст. 1295 ГК РФ. Но регламентирующий порядок денежного содержания федеральных служащих нормативный акт прямо не предусматривает размер, порядок и условия выплаты авторского вознаграждения [9], что существенно затрудняет или делает невозможным реализацию права автора на вознаграждение. Полагаем, что авторское вознаграждение с гражданско-правовой точки зрения должно акцентированно обозначаться при выплате, что определяет практическую и правовую чистоту реализации права на вознаграждение и исполнения правообладателем своих обязанностей, и никоим образом не смешиваться с выплатами иного назначения, имеющими не гражданско-правовой, а административно-правовой характер.

Поэтому в целях гармонизации гражданско-правовых и административно-правовых норм, оптимизации механизма реализации права автора на вознаграждение предлагаем предусмотреть в системе оплаты труда гражданских служащих обособленный вид выплат – фиксированное персональное авторское вознаграждение за подготовку впоследствии используемых служебных произведений, установив порядок и условия его предоставления. В дополнение рекомендуем наделить публично-правовое образование статусом обладателя исключительных прав на служебные произведения, посредством внесения соответствующих изменений в ст. 1229 ГК РФ.


Литература:

  1. Администрация Президента России [Электронный ресурс]: Референтура Президента РФ. – Режим доступа: http://www.polpred.com/?ns=99&detail=010101&PHPSESSID=jf3fgo1uvu9hmug74inuluail6 (дата обращения: 16.11.2015).
  2. Афанасьева, Ж.Т. Спичрайтер: специфика профессии. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://turboreferat.ru/advertising/specifika-rabota-spichrajtera/109152-563759-page1.html (дата обращения: 16.11.2015).
  3. ГОСТ Р 7.0.8 – 2013. СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – Введ. 2014 – 03 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – 31 с.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный.
  5. Гурский, Р.А. Служебное произведение в российском авторском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Р.А. Гурский. – Казань, 2007. – 22 с.
  6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный.
  7. Об утверждении Положения о Референтуре Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 30.06.2012 №917 (ред. от 25.07.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный.
  8. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный.
  9. О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 25.07.2006 №763 (ред. от 10.07.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный.
  10. Референтура Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: Администрация Президента РФ. – Режим доступа: http://kremlin.ru/structure/administration/departments#department-1007 (дата обращения: 16.11.2015).
  11. Режим доступа: http://otchizna.info/archiv2006/Otchizna19/Pollyeva.htm (дата обращения: 16.11.2015).
  12. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2009/10/07/smenu-spichrajtera-prezidenta-rf-v-kremle-obyasnili-kadrovoj-rotaciej (дата обращения: 16.11.2015).
  13. Режим доступа: http://www.content-stroy.ru/blog/?p=148 (дата обращения: 16.11.2015).
  14. Режим доступа: http://www.dv-reclama.ru/others/articles/kopirayting/8075/fabrika_rechey_prezidentov/ (дата обращения: 16.11.2015).
  15. Режим доступа: http://kp.ua/politics/232353-otkuda-berutsia-rechy-prezydentov-y-premerov (дата обращения: 16.11.2015).
  16. Чиканова, Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: теория и практика: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Л.А. Чиканова. – М, 2005. – 28 с.
3.6
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.6 (5 votes)

Ваше исследование очень интересно, оно имеет дискуссионный характер. Разве основные идеи Послания Президента не принадлежат самому Президенту и он читает всё то, что ему готовят без внесения личных корректив? Насколько служебная деятельность работников Референтуры по подготовке поздравительных писем и прочей документации обладает признаками авторских произведений? В качестве какой части заработной платы (компенсации, стимулирующие выплаты, персональные надбавки, иное) Вам видится предлагаемый Вами "обособленный вид выплат – фиксированное персональное авторское вознаграждение за подготовку впоследствии используемых служебных произведений" с учетом положений современного трудового права? Может ли эта выплата вообще вписаться в существующую систему оплаты труда гражданских служащих как постоянная фиксированная составляющая?

Благодарю Вас за оценку исследования и вопросы.

1. Послание Президента РФ (как и прочие его программные документы, напр., бюджетное послание) является прямым стратегическим ориентиром в реализации внешней и внутренней политики Российского государства, о нем в настоящей статье ведется речь только отчасти

(Цитата: "Отсутствие у текста президентского выступления (обращения) документальных признаков, а также вытекающее из этого неучастие его в документообороте, на наш взгляд, не позволяет расценивать его как документ, а значит и как объект, предусмотренный подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК РФ. В этой связи принятие текста президентского выступления (обращения) за проект официального документа, на который обращает внимание ст. 1264 ГК РФ, также невозможно, что не скажешь о проектах ежегодных посланий Президента РФ и иных его программных документов, впоследствии становящихся важнейшими стратегически значимыми ориентирами в реализации внешней и внутренней политики государства.").

Как видите, служебными произведениями с точки зрения ст. 1295 ГК РФ их считать нельзя, поскольку они исключаются ст. 1259 ГК РФ, которая не называет "официальные документы государственных органов" в качестве охраняемых произведений. В исследовании в основном идет речь о текстах президентских выступлений и обращений (тексты аудиторных публичных выступлений, т.н. "спичи"; тексты поздравительных и иных официальных рабочих телеграмм, направляемые главам иностранных государств и руководству международных организаций; тексты приветственных писем; тексты обращений по радио и телевидению и др.), именно они рассматриваются автором как служебные произведения и основной массив результатов работы сотрудников экзотической структуры - президентской референтуры. Ненадолго отойдя от тематической линии статьи, отвечу. Проект послания Президента РФ рождается именно в недрах данного подразделения сразу в нескольких вариантах (факт констатировался сотрудниками Референтуры Президента РФ в СМИ), после чего за главой государства остается безусловное и неоспоримое право выбора текста послания и его корректировки.
2. Повторюсь, тексты президентских обращений и выступлений (в т.ч. указанные Вами письма) не являются документацией, поскольку не признаются документами и не участвуют в документообороте. Деятельность служащих Референтуры Президента РФ носит безусловно творческий характер (почему - отмечалось в статье), а значит предполагает появление труда, расцениваемого с позиции авторского права служебным произведением. Ваш второй вопрос был сформулирован несколько некорректно ("деятельность обладает признаками произведений???").
3. К вопросу о денежном вознаграждении. Смею заметить, что государственным гражданским служащим в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе выплачивается не заработная плата, а денежное содержание, состоящее из определенных частей, а государственная гражданская служба регламентируется нормами административного права (специальная подотрасль - право государственной службы (служебное право)).
Видится, что авторское вознаграждение должно иметь обособленный характер, поскольку выплата носит гражданско-правовой, а не публично-правовой характер.

(Цитата из статьи:"Полагаем, что авторское вознаграждение с гражданско-правовой точки зрения должно акцентированно обозначаться при выплате, что определяет практическую и правовую чистоту реализации права на вознаграждение и исполнения правообладателем своих обязанностей, и никоим образом не смешиваться с выплатами иного назначения, имеющими не гражданско-правовой, а административно-правовой характер.")

Т.н. "фиксированное персональное авторское вознаграждение" вполне может выплачиваться постоянно госслужащим, создающим служебные произведения, (при условии постоянного создания ими этих произведений) наряду с денежным содержанием. Такую процедуру возможно подробно регламентировать в нормативных актах, регулирующих систему оплаты труда служащих соответствующего уровня, которые будут носить как гражданско-правовой (в части установления подробной процедуры выплаты авторского вознаграждения), так и административно-правовой (в остальной части) регламентационный характер.

Цит: "Смею заметить, что государственным гражданским служащим в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе выплачивается не заработная плата..."

Строго говоря ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирует право служащего на оплату труда и ст. 11 Трудового кодекса не исключает данную категорию работников из действия трудового права (конечно с учетом особенностей соответствующих ФЗ), поэтому гос.служащие получают заработную плату, которая согласно ст. 132 ТК РФ по общему правилу есть синоним понятию оплата труда. Откуда Вы взяли этот термин "денежное содержание"?

Безусловно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гарантирует государственному служащему оплату труда и другие выплаты в соответствии со служебным контрактом, но выплата происходит не в виде заработной платы, а в виде денежного содержания. По поводу синонимичности данных категорий (в их общем значении) я не спорю, но следует отдать должное их точному обозначению.

Часть 1 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Таким образом получается, что синонимами выступают заработная плата (как общий) и денежное содержание (как специальный), которые, в свою очередь, являются видами оплаты труда как такового.

Еще раз благодарю Вас за дискуссию, прошу прощения за отнятое время.

Интересная точка зрения! А в чем на Ваш взгляд состоит творческих характер данного произведения? Ведь как известно, объекты авторского права должны обладать 2мя признаками: творческим характером и объективной формой выражения. Объективная форма выражения на лицо, а как быть с творческим характером? Не кажется ли Вам, что данные тексты представляют собой лишь изложение фактов и каких-либо событий, выводов и пр.?

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".