Абдулла Арайлым Бахбергенқызы,
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, Казахстан, г. Астана.
На сегодня в условиях глобализации для процветания и устойчивого развития любой страны вопрос обеспечения информационной безопасности приобретает все большую актуальность.
В рамках научно-технического прогресса развитие информационного пространства позволяет безграничному обмену информациями и соответствующим образом влиять на национальную безопасность страны.
В настоящее время, на стадии цифровизации общества в Интернет ресурсах встречаются немало угроз, которые причиняют вред полноценной реализации прав и свобод граждан в государстве, что в свою очередь, актуализирует необходимость предотврещения таких негативных проялений.
Во всех странах органами власти принимаются действенные меры по совершенствованию развития информационной безопасности через призму обеспечения национальной безопасности.
В данном контексте, необходимо дать понятие «информационной безопасности». По мнению ученого А.Н. Сёмкина, информационная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [1].
В рамках указанного, в 1998 году Российская Федерация впервые представила проект резолюции о проблеме информационной безопасности на заседании Первого комитета Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
С тех пор, данный вопрос публикуется в ежегодном резолюций ООН под названием «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Все страны мира признали значимость киберпреступности и считают его первостепенной угрозой государства. Аналогично, 1 июля 2004 года Совет Европы (штаб квартира в г.Страсбург, Франция) принял Конвенцию в области противодействия киберпреступности. Благодаря тому, любая страна принимающая национальное законодательство в данной сфере имплементирует на своей территории принципы Конвенции.
В 2017 году Международным союзом электросвязи (спецучреждение ООН, штаб квартира находится в г. Женева) проведено исследование в области информационной безопасности. В результате, был подготовлен международный документ под названием «Глобальный индекс кибербезопасности». В соответствии с данным документом, в странах определяется уровень обеспеспечения информационной безопасности по 5 критериям, в т.ч. показатель законодательной базы, технических данных, организационных вопросов, повышения качества и кооперации. К примеру, из 193 стран мира РФ занимает 10-е групповое место с индексом 0,788.
Кроме того, юридическая дефиниция обеспечения информационной безопасности также был закреплен Доктриной информационной безопасности РФ (утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 года).
Согласно Доктрины РФ обеспечение информационной безопасности это осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно- технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления [2].
Примечательно, в повседневной жизнедеятельности в процессе использования глобальной сети Интернет, наблюдается тенденция нарушения прав и свобод граждан посредством фишинговых сайтов. Данные ресурсы нацелены на получение доступа к конфеденциальным и личным сведениям пользователей Интернета, в т.ч. противоправным путем.
В данных условиях в РФ функционирует т.н. «RU-CERT» это российский центр реагирования на компьютерные инциденты. Указанное предприятие оказывает содействие российским и зарубежным юридическим и физическим лицам по выявлению, предупреждению и пресечению противоправной деятельности на территории РФ.
Приведем пример из отчетов «RU-CERT» по мониторингу фишинг – страниц. Так, в 2016 году центр обнаружил 7378 фишинг-страниц, размещенных на 150051 доменах. Как правило злоумышленники выбирают в качестве целевой аудитории пользователей и клиентов известных банков, платежных сервисных центров, социальных сетей и других фирм, предоставляющих услуги через Интернет. В частности, только за 2016 год были выявлены 261 поддельных сайтов на территории РФ.
Больше всего фишинговые атаки были зафиксированы на сайтах социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». Также, неоднократно подвергался таким атакам «Сбербанк России» [3].
Наряду с этим, в соответствии со статистикой Федеральной службы государственной статистики РФ удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные ресурсы за 2003 год составлял 43,4%, а через 13 лет этот показатель уже достиг 88,7 %.
Изучение интересующей темы показало, что указанные проблемы возникают вследствие нехватки компетентных специалистов в области IT в государственных органах, а также неграмотности населения.
В этой связи, усматривается необходимость повышения информированности и осведомленности граждан об опасности киберпреступности через СМИ, а также на местах учебы и работы. Более того, нужно внедрить общественное сознание среди населения о соблюдении т.н. «кибергигиены».
Принимая во внимание перспективу развития данной проблематики, необходимо проводить анализ, мониторинг новых угроз в области информационной безопасности и соответственно обновлять и внедрять новые подходы и меры по противодействию на законодательном уровне.
Список использованных литератур:
- Сёмкин С.Н., Сёмкин А.Н.Основы правового обеспечения защиты информации [учеб. пособие для вузов].- М.:Горячая линия- Телеком, 2008
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646. URRL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html
- Центр реагирования на компьютерные инциденты. URRL: https://www.cert.ru/ru/articles.shtml