Мифологические существа в традиционной кульутре китая

Крайнова Анна Константиновна,
Омский государственный педагогически университет, г. Омск

 

Принято считать, что мифы – это античные, библейские и другие старинные сказания  о сотворении мира и человека, а также о деяниях древних, преимущественно греческих и римских богов и героев. Однако античные и библейские мифы  составляют ограниченную часть духовного  наследия мира, прежде всего европейской культуры. В  свою очередь мифологии, которые формировались в отдельных историко-культурных регионах от Северной Африки до Восточной и Юго-восточной Азии, ограничено включены в материальную и духовную культуру Востока.

Актуальность проблемы обусловлена тем, в настоящее время проблема  изучение китайского языка является актуальной в связи  процессами, протекающими не только в нашей стране, но и во всем мире. Изучение китайского  языка, как и любого другого иностранного языка,  невозможно без проникновения в философскую и духовную культуру, поэтому одним из важных аспектов изучения китайского языка является рассмотрение китайских мифов как текстов символического пространства.

Объект: китайская мифология

Предмет: мифические существа Китая

Целью данной работы  является исследование мифических существ Китая  и определение их роли в традиционной культуре Китая. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе использованной библиографии, рассмотреть ведущие аспекты китайской мифологии.
  2. Используя научную литературу, исследовать источники китайской мифологии.  
  3. Опираясь на знания литературы,  проанализировать мифы о происхождении всего живого на Земле.
  4. На основе данных источников, рассмотреть мифологические существа, встречающихся в мифах о происхождении жизни на Земле.

Ядро любой мифологии составляют мифы, которые рассказывают о происхождении из первоначального хаоса (в разных мифологиях правда он изображается по-разному) мира упорядоченного, который древние греки называли космосом.

Мифов о сотворении человека, дошедших до нас  из древних и раннесредневековых письменных источников, насчитываются три, первый из них связан с Пань-гу, второй –  с Фу Си и Нюй-ва и третий  – только с Нюй-ва.

Первый изложен в датируемом 3 веке н. э. сочинении «сань-у ли-цзи», которое было утрачено, но цитата которого вошли в позднейшие энциклопедии. Согласно этому мифу, изначально во вселенной был бесформенный хаос. Со временем в хаосе возникло вселенское яйцо, из которого появился Пань-гу. Взмахом огромного топора Пань-гу отделил Инь и Ян и сотворил мутную часть –  Землю ( Инь) и светлую часть –  небо (Ян).Чтобы Инь и Ян не соединись Пань-гу каждый день отталкивал небо от земли. Когда Пань-гу удостоверился, чтобы земля и небо не соединяться и не нуждаются в его поддержке, он умер. Дыхание Пань-гу стало ветром, голос – громом, левый глаз – солнцем, а  правый – луной,  руки и ноги образовали 4 стороны света, туловище – землю, из крови возникли реки, из вен – дороги, из волос-звезды, растения, деревья, из зубов и костей – металл, из костного мозга нефрит. А из находившихся на коже паразитов возникли люди, причём после того, как они были оплодотворены ветром.

Вторая версия имеет южное происхождение, в ней говорится, что Нюй-ва и ее брат Фу Си остались единственными выжившими после потопа. Когда они выросли, то стали мужем и женой. Наконец, жена родила, но не ребенка, а комочек мяса. Они долго думали, что с ним делать, наконец, разрезали на мелкие кусочки, завернули их в ткань и стали подниматься по лестнице, которая тогда еще существовала и вела наверх, в небесный дворец. Налетел сильный порыв ветра, сверток вырвало у них из рук,  кусочки мяса разлетелись в разные стороны по всей земле. Падая на землю, они превращались в людей. Кроме имен эта версия не имеет ничего общего с остальными мифами о сотворении человека, но является частью мифа о потопе.

Третья версия гласит о создании человека древним божеством Нюй-ва или Ню-гуа, она, вероятно,  является более ранней по сравнению с первым и вторым вариантами. Согласно мифу, Нюй-ва лепила людей из глины, но так как работа была сложна и трудоемкая, богиня стала опускать в глиняную жижу веревку и, выдергивая, стряхивать ее. Из летевших на Землю комочков получись предки людей бедных и низкородных. Знатные и богатые произошли от тех глиняных фигурок, которые Нюй-ва вылепила своими руками. Данная  версия приведена в собрании рассказов о необычайном, создателем которого  является Ин Шао . В Западной Хань появился такой вид литературной  деятельности, как собирание народных былин и преданий, он широко распространился в Восточной Хань( 25-220), и благодаря собирателям той эпохи мы кое-что знаем о мифах Китая, бытовавших в эпоху поздней древности.

Нюй-ва – женское божество, сотворившее все вещи в мире, в облике полуженщины змеи - один из наиболее сложных образов древней китайской мифологии. Древнейшие слои ее мифологии, к которым восходят представления о ней как о матери – тотеме, богине плодородия и демиурге, реконструируются по единичным, чрезвычайно отрывочным и разновременным данным.  Анализ этих данных дает возможность восстановить и общие культуры космогонического сказания, в центре которого стояла Нюй-ва.

Образ Ню-вы представлен получеловеком  –  полузмеей: голова и верхняя часть туловища у нее человеческие, но вместо ног змеиный хвост. Причины сохранения звериных черт в изображении Нюй-вы становиться понятным, если выяснить роли этих изображений в погребениях. Характер древних форм их культа, в котором они представлялись змеиными божествами, выступали в роли хранителей могил. Функции священных змей и змеиных богов как хранителей могил являлись производными от хтонического характера  их культов.

Поскольку Нюй-ва оказывается змеиным божеством  –  хранителей могил, следует предположить, что ее культ должен иметь отношение  к культу земли или культу плодородия. Нюй-ва обожествляется с богиней свахой (Гаомэй, дословно Великая сваха). Отождествление Нюй-ва с богиней свахой прекрасно согласуется со всем мифологическим комплексом.
Нюй-ва, как позволяют судить памятники, почиталась как богиня плодородия, дарующая людям потомства и оживляющая природу. В мифологическом комплексе такого божества преставления о ней как о прародительнице, породившей людей, были бы вполне уместны.

Пань-гу («пань» – блюдо, «гу» – древний)  в китайской мифологии – творец вселенной, первопредок, первый человек на Земле.  Предполагается, что образ Пань-гу первоначально возник у южных племен – предков современных яо и мяо. 

В позднесредневековые времена Пань-гу изображали обычно с топором и зубилом в руках в момент отделения неба от земли. Иногда Пань-гу рисовали с солнцем в одной руке и луной в другой, что объясняется соответствующей легендой, согласно которой, создавая вселенную, Пань-гу неверно расположил солнце и луну, которые одновременно скрылись за морем, оставив людей во мраке.

Фу Си – легендарный первый император Китая, божество, повелитель Востока. Фу Си считался владыкой Востока и представлялся существом с телом змеи и дракона, но с человеческо головой. Его временем года была весна, помощником был дух дерева Гоуман, державшей в руках циркуль, который изобрел Фу Си. Поэтому иногда Фу Си изображается в виде получеловека – полузмеи  одновременно с измерительными приборами.       

Согласно китайской традиции, люди обязаны Фу Си умением ловить рыбу и приготовлять на огне пищу. Фу Си первым сплёл из верёвки рыболовные сети. Фу Си считается также изобретателем китайской иероглифической письменности, создавшим первые 8 триграмм, ставших основой для письма и китайской учёности. Эти письменные знаки Фу Си начертал, увидев схожие рисунки и узоры на спине крылатого дракона, выплывшего из реки Хуанхэ. Фу Си изобрёл музыку и измерительные инструменты, научил людей приручать диких зверей и заниматься шелководством.

Супругой Фу Си была его сестра, богиня Нюйва. Согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, Фу Си правил с 2852 по 2737 год до н. э. Он правил 115 лет.

Проведенный мною анализ круга тем, сюжетов и образов древнекитайской мифологии показал, что мифология  дошла до нас в уже значительно унифицированном и переработанном виде отчасти в обще китайском своде, отчасти в натурфилософских и социально этнических учениях.

В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что сюжет китайских мифов нельзя считать исключительно китайским, так как сходные мифологические мотивы встречаются и у других народов Дальнего Востока. 

Анализируя мифы о происхождении жизни на Земле, и сформировав для себя  четкие образы героев данных сказаний , я выяснила, что главные герои - это правители и императоры, а второстепенные персонажи – сановники, чиновники и другие. Все это было обусловлено тем, что  китайцы считали, что на небе есть свои императоры - великие государи, а у них собственная администрация: министры, чиновники, полководцы. Так как китайцы были  уверены, что их страна - цент мира, Срединная империя, следовательно, по их мнению,  Китай находился ближе всего к богам, у которых в таинственных горах Куньлунь есть земная обитель - «Поднебесная империя ».

Библиографический список

  1. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов/ Альбедиль М.Ф. - М.:  Издательство «Паритет», 2001. - 336с .
  2. Самозванцев А.М. Мифология Востока/Самозванцев А.М.- М.: Издательство «Алетейа», 2000. - 384с.
  3. Смирнов И.С. Китай и окрестности.  Мифология, фольклор, литература/ Смирнов И.С. – М.: 2010
  4. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии/ Яншина Э.М. -  М. : Издательство «Наука»,  1984. -   248с. 
  5. www.wikipedia.org
4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (3 голосов)

Статья представляет интерес, но в большей степени касается областей культуры, философии и истории. Возможно, следовало проанализировать, как отразились все эти мифы в языке, в частности в написании иероглифов? (Поскольку тематика конференции "Язык и межкультурная коммуникация").

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".