Крайнова Анна Константиновна,
Омский государственный педагогически университет, г. Омск
Принято считать, что мифы – это античные, библейские и другие старинные сказания о сотворении мира и человека, а также о деяниях древних, преимущественно греческих и римских богов и героев. Однако античные и библейские мифы составляют ограниченную часть духовного наследия мира, прежде всего европейской культуры. В свою очередь мифологии, которые формировались в отдельных историко-культурных регионах от Северной Африки до Восточной и Юго-восточной Азии, ограничено включены в материальную и духовную культуру Востока.
Актуальность проблемы обусловлена тем, в настоящее время проблема изучение китайского языка является актуальной в связи процессами, протекающими не только в нашей стране, но и во всем мире. Изучение китайского языка, как и любого другого иностранного языка, невозможно без проникновения в философскую и духовную культуру, поэтому одним из важных аспектов изучения китайского языка является рассмотрение китайских мифов как текстов символического пространства.
Объект: китайская мифология
Предмет: мифические существа Китая
Целью данной работы является исследование мифических существ Китая и определение их роли в традиционной культуре Китая. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- На основе использованной библиографии, рассмотреть ведущие аспекты китайской мифологии.
- Используя научную литературу, исследовать источники китайской мифологии.
- Опираясь на знания литературы, проанализировать мифы о происхождении всего живого на Земле.
- На основе данных источников, рассмотреть мифологические существа, встречающихся в мифах о происхождении жизни на Земле.
Ядро любой мифологии составляют мифы, которые рассказывают о происхождении из первоначального хаоса (в разных мифологиях правда он изображается по-разному) мира упорядоченного, который древние греки называли космосом.
Мифов о сотворении человека, дошедших до нас из древних и раннесредневековых письменных источников, насчитываются три, первый из них связан с Пань-гу, второй – с Фу Си и Нюй-ва и третий – только с Нюй-ва.
Первый изложен в датируемом 3 веке н. э. сочинении «сань-у ли-цзи», которое было утрачено, но цитата которого вошли в позднейшие энциклопедии. Согласно этому мифу, изначально во вселенной был бесформенный хаос. Со временем в хаосе возникло вселенское яйцо, из которого появился Пань-гу. Взмахом огромного топора Пань-гу отделил Инь и Ян и сотворил мутную часть – Землю ( Инь) и светлую часть – небо (Ян).Чтобы Инь и Ян не соединись Пань-гу каждый день отталкивал небо от земли. Когда Пань-гу удостоверился, чтобы земля и небо не соединяться и не нуждаются в его поддержке, он умер. Дыхание Пань-гу стало ветром, голос – громом, левый глаз – солнцем, а правый – луной, руки и ноги образовали 4 стороны света, туловище – землю, из крови возникли реки, из вен – дороги, из волос-звезды, растения, деревья, из зубов и костей – металл, из костного мозга нефрит. А из находившихся на коже паразитов возникли люди, причём после того, как они были оплодотворены ветром.
Вторая версия имеет южное происхождение, в ней говорится, что Нюй-ва и ее брат Фу Си остались единственными выжившими после потопа. Когда они выросли, то стали мужем и женой. Наконец, жена родила, но не ребенка, а комочек мяса. Они долго думали, что с ним делать, наконец, разрезали на мелкие кусочки, завернули их в ткань и стали подниматься по лестнице, которая тогда еще существовала и вела наверх, в небесный дворец. Налетел сильный порыв ветра, сверток вырвало у них из рук, кусочки мяса разлетелись в разные стороны по всей земле. Падая на землю, они превращались в людей. Кроме имен эта версия не имеет ничего общего с остальными мифами о сотворении человека, но является частью мифа о потопе.
Третья версия гласит о создании человека древним божеством Нюй-ва или Ню-гуа, она, вероятно, является более ранней по сравнению с первым и вторым вариантами. Согласно мифу, Нюй-ва лепила людей из глины, но так как работа была сложна и трудоемкая, богиня стала опускать в глиняную жижу веревку и, выдергивая, стряхивать ее. Из летевших на Землю комочков получись предки людей бедных и низкородных. Знатные и богатые произошли от тех глиняных фигурок, которые Нюй-ва вылепила своими руками. Данная версия приведена в собрании рассказов о необычайном, создателем которого является Ин Шао . В Западной Хань появился такой вид литературной деятельности, как собирание народных былин и преданий, он широко распространился в Восточной Хань( 25-220), и благодаря собирателям той эпохи мы кое-что знаем о мифах Китая, бытовавших в эпоху поздней древности.
Нюй-ва – женское божество, сотворившее все вещи в мире, в облике полуженщины змеи - один из наиболее сложных образов древней китайской мифологии. Древнейшие слои ее мифологии, к которым восходят представления о ней как о матери – тотеме, богине плодородия и демиурге, реконструируются по единичным, чрезвычайно отрывочным и разновременным данным. Анализ этих данных дает возможность восстановить и общие культуры космогонического сказания, в центре которого стояла Нюй-ва.
Образ Ню-вы представлен получеловеком – полузмеей: голова и верхняя часть туловища у нее человеческие, но вместо ног змеиный хвост. Причины сохранения звериных черт в изображении Нюй-вы становиться понятным, если выяснить роли этих изображений в погребениях. Характер древних форм их культа, в котором они представлялись змеиными божествами, выступали в роли хранителей могил. Функции священных змей и змеиных богов как хранителей могил являлись производными от хтонического характера их культов.
Поскольку Нюй-ва оказывается змеиным божеством – хранителей могил, следует предположить, что ее культ должен иметь отношение к культу земли или культу плодородия. Нюй-ва обожествляется с богиней свахой (Гаомэй, дословно Великая сваха). Отождествление Нюй-ва с богиней свахой прекрасно согласуется со всем мифологическим комплексом.
Нюй-ва, как позволяют судить памятники, почиталась как богиня плодородия, дарующая людям потомства и оживляющая природу. В мифологическом комплексе такого божества преставления о ней как о прародительнице, породившей людей, были бы вполне уместны.
Пань-гу («пань» – блюдо, «гу» – древний) в китайской мифологии – творец вселенной, первопредок, первый человек на Земле. Предполагается, что образ Пань-гу первоначально возник у южных племен – предков современных яо и мяо.
В позднесредневековые времена Пань-гу изображали обычно с топором и зубилом в руках в момент отделения неба от земли. Иногда Пань-гу рисовали с солнцем в одной руке и луной в другой, что объясняется соответствующей легендой, согласно которой, создавая вселенную, Пань-гу неверно расположил солнце и луну, которые одновременно скрылись за морем, оставив людей во мраке.
Фу Си – легендарный первый император Китая, божество, повелитель Востока. Фу Си считался владыкой Востока и представлялся существом с телом змеи и дракона, но с человеческо головой. Его временем года была весна, помощником был дух дерева Гоуман, державшей в руках циркуль, который изобрел Фу Си. Поэтому иногда Фу Си изображается в виде получеловека – полузмеи одновременно с измерительными приборами.
Согласно китайской традиции, люди обязаны Фу Си умением ловить рыбу и приготовлять на огне пищу. Фу Си первым сплёл из верёвки рыболовные сети. Фу Си считается также изобретателем китайской иероглифической письменности, создавшим первые 8 триграмм, ставших основой для письма и китайской учёности. Эти письменные знаки Фу Си начертал, увидев схожие рисунки и узоры на спине крылатого дракона, выплывшего из реки Хуанхэ. Фу Си изобрёл музыку и измерительные инструменты, научил людей приручать диких зверей и заниматься шелководством.
Супругой Фу Си была его сестра, богиня Нюйва. Согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, Фу Си правил с 2852 по 2737 год до н. э. Он правил 115 лет.
Проведенный мною анализ круга тем, сюжетов и образов древнекитайской мифологии показал, что мифология дошла до нас в уже значительно унифицированном и переработанном виде отчасти в обще китайском своде, отчасти в натурфилософских и социально этнических учениях.
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что сюжет китайских мифов нельзя считать исключительно китайским, так как сходные мифологические мотивы встречаются и у других народов Дальнего Востока.
Анализируя мифы о происхождении жизни на Земле, и сформировав для себя четкие образы героев данных сказаний , я выяснила, что главные герои - это правители и императоры, а второстепенные персонажи – сановники, чиновники и другие. Все это было обусловлено тем, что китайцы считали, что на небе есть свои императоры - великие государи, а у них собственная администрация: министры, чиновники, полководцы. Так как китайцы были уверены, что их страна - цент мира, Срединная империя, следовательно, по их мнению, Китай находился ближе всего к богам, у которых в таинственных горах Куньлунь есть земная обитель - «Поднебесная империя ».
Библиографический список
- Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов/ Альбедиль М.Ф. - М.: Издательство «Паритет», 2001. - 336с .
- Самозванцев А.М. Мифология Востока/Самозванцев А.М.- М.: Издательство «Алетейа», 2000. - 384с.
- Смирнов И.С. Китай и окрестности. Мифология, фольклор, литература/ Смирнов И.С. – М.: 2010
- Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии/ Яншина Э.М. - М. : Издательство «Наука», 1984. - 248с.
- www.wikipedia.org
Статья представляет интерес, но в большей степени касается областей культуры, философии и истории. Возможно, следовало проанализировать, как отразились все эти мифы в языке, в частности в написании иероглифов? (Поскольку тематика конференции "Язык и межкультурная коммуникация").