Коллекторские агентства: проблемы правового регулирования

Носова Мария Евгеньевна,
РЭУ Им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово

 

На данный момент в России продолжается наблюдавшийся в последние годы рост объемов кредитования населения. По данным Банка России, с начала 2013 года он составил 21,5%. Одновременно за этот период увеличилась и доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов, предоставленных физическим лицам – с 4 до 4,5%. В связи с этим все большую актуальность приобретают коллекторские агентства – коммерческие организации, специализирующиеся на взыскании долгов [5].

Тем не менее, если на Западе деятельность таких компаний имеет давнюю историю и достаточно хорошо урегулирована, то в России она пока не имеет надлежащей правовой основы. Результатом этого являются систематические жалобы граждан на действия коллекторских агентств в контролирующие и надзорные органы, и противоречивая судебная практика. Главная проблема заключается в том, что все участники соответствующих правоотношений вынуждены руководствоваться крайне разрозненными положениями гражданского и банковского законодательства, нормами в области защиты прав потребителей, которые изначально принимались без учета данного рынка услуг и не позволяют сегодня однозначно и комплексно его регулировать.

В рамках деятельности, направленной на взыскание задолженности, коллекторские агентства и банки прямо или косвенно руководствуются положениями таких нормативных актов как: ГК РФ; Федеральный закон от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – закон о персональных данных); Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (далее – закон о банковской деятельности); Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей), Федеральный от 30 декабря 2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях»; Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве). Ответственность данные компании и их должностные лица несут в соответствии с КоАП РФ и УК РФ [5].

Стоит иметь в виду, что коллекторские агентства – это коммерческие организации с общей правоспособностью, не обладающие каким-либо особым правовым статусом или властными полномочиями. Сама по себе деятельность коллекторов не лицензируется, данные компании не аккредитуются, а их услуги не стандартизируются. Инструменты разрешения споров и конфликтных ситуаций для коллекторов такие же, как и для других граждан и организаций: суды, правоохранительные органы, претензионная работа и переговоры [4].

В настоящее время единственным нормативным документом, регламентирующим деятельность коллекторов в России, является Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
В соответствии со ст. 15 данного Федерального закона при совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) юридическое лицо, с которым кредитор заключил агентский договор, предусматривающий совершение таким лицом юридических и (или) иных действий, направленных на возврат задолженности (коллекторы), вправе взаимодействовать с заемщиком и лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа) [3, cт.15].

Таким образом коллекторские агенства можно определить, как – профессиональные агентства, специализирующееся на взыскании просроченной дебиторской задолженности с юридических и физических лиц, на работе в качестве посредника между кредиторами и должниками.

Что касается полномочий коллекторсикх агенств, то они определены законом и также закреплены в Федеральном законе от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Коллекторы вправе использовать:
1.личные встречи, телефонные переговоры (то есть непосредственное взаимодействие);
2.почтовые отправления по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.

Иные способы взаимодействия с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), по инициативе кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, могут использоваться только при наличии в письменной форме согласия заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа) [3, ст. 15].

При общении с должником коллектор обязан сообщить все данные о себе, включая фамилию, имя, отчество, организацию, которую он представляет и должность, а также размер неисполненного обязательства и полное наименование кредитора (банка или другого учреждения), интересы которого он представляет. При непредставлении такой информации должник имеет полное право отказаться от общения с коллектором [5].

Действующим законодательством установлен и ряд ограничений, касающихся порядка и времени общения коллектора с должником. Так, коллектор не имеет право:
1.совершать любые действия в целях причинения вреда или ущерба в любых их формах, как должнику, так и членам его семьи;
2.требовать выплаты по договору займа или кредитному договору, задолженность по которому не является просроченной и срок исполнения которого не наступил;
3.звонить, направлять текстовые или другие сообщения, совершать попытки общения с должником с 10 вечера до 8 утра в рабочие и с 8 вечера до 9 утра в выходные дни и праздничные дни;
4.требовать уплаты задолженности с лица, не являющегося должником по договору, в том числе приходящегося должнику родственником или другим членом семьи.

Кредитор, а также лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, не вправе совершать юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору потребительского кредита (займа), а также злоупотреблять правом в иных формах [3, cт.15].

Коллектор также не имеет право: угрожать должнику физической расправой или арестом; использовать нецензурные выражения; проникать без разрешения в квартиру, изымать имущество должника; вводить должника в заблуждение с целью вынуждения совершения платежа.

Чтобы понять, как бороться с коллекторами, нужно знать, что к их полномочиям относятся только личные встречи с должником и направление ему информации в письменном виде. Все иные способы, без наличия согласия должника на их применение, недопустимы.

При общении с коллекторами лучше записывать разговор на диктофон или использовать фото- и видеосъемку – если что, это послужит доказательством в суде. Фиксировать дату и время каждого звонка, записывать название агентства и фамилию собеседника. При разговоре сообщать коллекторам минимум информации о себе и особенно своих близких. Не подписывать никаких документов.

Никто не имеет права вламываться к вам в дом без вашего разрешения или решения суда. Иногда коллекторы действуют под видом судебных приставов. В самом начале беседы попросите тех, кто ломится к вам в дом, предъявить документы: служебное удостоверение и решение суда. Если такого решения нет, а непонятные люди пытаются проникнуть в вашу квартиру — смело вызывайте полицию [4].

Закон устанавливает, что все злоупотребления полномочиями, допущенные коллекторами и другими лицами, занимающимися взысканием задолженности подконтрольны уполномоченным органам, в том числе и полиции.

Любые действия коллекторов, содержащие в себе угрозу, оскорбления, вымогательство, представляют собой состав административного правонарушения или уголовного преступления [5].

При несоблюдении коллекторами правил, а именно за несоблюдение временных ограничений на телефонные переговоры, sms-сообщения, личные встречи предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.57 КоАП РФ. Штраф на коллектора может быть наложен в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, а на коллекторскую организацию от двадцати тысяч до ста тысяч рублей [1, cт.14.57].

Если же коллекторы ведут себя агрессивно, угрожают, унижают, оскорбляют, хамят и т.п., в их действиях усматриваются признаки уголовно-наказуемого преступления по ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) [2, ст.119].

Таким образом, подводя итог, нужно сказать, что проблема в области правового регулирования коллекторской деятельности на данный момент является актуальной и острой. Так, общие положения гражданского законодательства не учитывают особенностей, характерных для субъектов коллекторской деятельности, а также специфики правоотношений, возникающих между коллекторскими агентствами и другими участниками гражданского оборота. Такое положение заставляет говорить об объективной необходимости законодательного регулирования коллекторской деятельности. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что в странах Западной Европы и США коллекторская деятельность является предметом законодательного регулирования, а в некоторых государствах приняты законы о коллекторской деятельности и даже введено ее лицензирование.

Выход из данной ситуации – принятие отдельного Федерального закона, который будет регулировать данную деятельность. Его появление позволит ускорить развитие коллекторской деятельности, обозначит ее правовые рамки и будет способствовать повышению профессионализма коллекторских агентств [5].

Список используемой литературы:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 02.03.2016) // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – 2016. –URL: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – 2016. – URL: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
  3. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О потребительском кредите (займе)» // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – 2016. URL: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155986/
  4. Карпов М.Ю., Как работают коллекторы. – № 1. – 2015. – 3 с.
  5. Тимчук А.А., Коллекторская деятельность: проблемы законодательного регулирования. – № 3. – 2015. – 5 с.

 

3.4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.4 (5 votes)

Массовые нарушения ст. 15 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» говорят о неисполнимости законных предписаний в данной сфере деятельности, так может быть в России еще не настало время для развития коллекторских агентств, может быть стоит их запретить, каково Ваше мнение?

На мой взгляд, даже если будет принят отдельный закон, который будет регулировать деятельность коллекторских агенств, то нарушения никуда не денутся и даже будут продолжаться еще с большей силой, так как тогда деятельность коллекторских агенств будет законодательно разрешена. Россия действительно еще не готова к развитию коллекторских агенств, так как государство не может обеспечить достаточного контроля за их деятельностью. Я считаю, что нужно запретить коллекторские агенства, потому, что их действия наносят огромный урон гражданам, и если их не остановить, то это может перерасти в еще большую проблему для общества и государства.

Добрый день!Скажите,пожалуйста,как на Ваш взгляд повлияет на деятельность коллекторских агенств Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» (в случае его принятия)?
Как Вы относитесь к системам частных судебных приставов?Возможно проблема деятельности коллекторских агенств лишь вершина айсберга...

Данный законопроект повышает требования к коллекторам: взыскание долгов должно быть их основной деятельностью, уставный капитал коллекторского агентства должен составлять не менее 10 млн рублей., все коллекторы будут состоять в реестре, который будет вести уполномоченный правительством орган. Законопроектом также ограничивается общение коллектора с должниками – не чаще одной личной встречи и двух телефонных звонков в неделю, в будние дни общение запрещено с 22 до 8 часов, а в выходные – с 20 до 9.
В связи с этим я считаю, что нормы этого законопроекта достаточно жесткие. И это неплохо в отношении уставного капитала и участия в реестре, так как позволяет участвовать во взыскании только профессионалам. Однако их полномочия серьезно пострадают – два звонка в неделю часто бывает недостаточно для взыскания. Кроме того, очевидно, будет проблематично получить согласие на взыскание уже после возникновения просрочки. В случае, если законопроект будет принят именно в такой редакции, эффективность взыскания снизится в разы, что приведет к росту просроченной задолженности кредиторов. И им, в свою очередь, придется повысить кредитные ставки, чтобы компенсировать риски.
Что касается системы частных судебных приставов, то они вводятся в целях повышения эффективности правосудия, чтобы разгрузить работу ФССП, но на мой взгляд, это ни к чему не приведет, и количество неисполненных производств никак не уменьшится.

Благодарю Вас за ответ!

Благодарю Вас за такой интереснейший вопрос!

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".