Избирательное право: конституционно-правовой институт или самостоятельная отрасль права

Батракова Виктория Дмитриевна,
ФГКОУ ВО Омская академия МВД России, г. Омск

 

В настоящее время проводится активная дискуссия по проблеме определения избирательного права: как конституционно-правового института или как самостоятельной отрасли права.

Рассматривая избирательное право как конституционно-правовой институт, важно остановиться на том, что институт права, в целом, представляет собой упорядоченную совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений и характеризуется следующими признаками [4, с. 103]:

  • представляет собой совокупность норм права
  • является структурным элементом отрасли права
  • носит объективный характер
  • характеризуется целостностью, внутренним единством
  • направлен на регулирование определённой группы общественных отношений
  • обладает относительной автономией

Вопросом отнесения в качестве конституционно-правового института избирательного права занимались такие авторы как А.А. Вешнякова и В.И. Лысенко. Их мнения сходятся на том, что избирательное право представляет собой самостоятельную систему правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актах, которые регулируют общественные отношения, деятельность субъектов избирательного процесса, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия при проведении свободных выборов в органы государственной власти и представительные (или выборные) органы местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации [1, с. 22].

На основании этого, можно сказать, что избирательное право можно рассмотреть как институт конституционного права, т.к. оно есть составная часть избирательной системы. Они находятся в органическом единстве, исключающем их отнесение к различным правовым институтам конституционного права, в противном случае одно без другого лишается смысла. Между избирательной системой и избирательным правом существует неразрывная связь, не позволяющая их ни противопоставлять, ни отождествлять [3, с. 12].

Но не утихают и споры о том, что избирательное право отделено от конституционного права, но наряду с ним, а также уголовным, административным правом выступает в системе российского права как самостоятельная отрасль публичного права.

Под отраслью права, как мы знаем, понимается совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Она характеризуется рядом признаков [4, с. 105]:

  • предмет правового регулирования (своеобразие общественных отношений, их качественная однородность, а также удельный вес);
  • особый метод правового регулирования;
  • невозможность урегулировать сферу общественных отношений другими отраслями системы права;
  • автономность нормы, составляющих содержание отрасли права;
  • наиболее крупный элемент системы права.

Мы также знаем, что формой выражения отрасли права является кодифицированный акт – кодекс. Так, соответственно, каждой отрасли права присущ свой кодекс, к примеру, отрасль уголовного права – Уголовный кодекс РФ, отрасль административного права – Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Таким образом, перенося это к теме нашего вопроса, и определяя избирательное право как отрасль права, нам сложно сказать о наличии кодекса, мы можем лишь указать на наличие ФЗ №67-ФЗ от 12.06.2002 г.  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Но, однако, если сравнить его с действующим УК РФ (ФЗ №63-ФЗ от 13.06.1996 г.) [5] или КоАП РФ (ФЗ №195-ФЗ от 30.12.2001 г.) [2], то можно выделить существенные различия в несовпадении структуры нормативно-правовых актов.  Это выражается в том, что нормы УК РФ, КоАП РФ, в отличии от ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» предусматривают наличие гипотез, диспозиций и санкций. Последние являются более важной составляющей, поскольку предусматривают меры государственного воздействия за несоблюдение установленных правил.

Для решения этой проблемы, и как следствие, отнесение избирательного права к самостоятельной отрасли публичного права, необходимо пересмотреть структуру  и содержание действующего   ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», на основании чего предлагается закрепить следующую форму нормативно-правового акта и его наименование, как «Избирательный кодекс Российской Федерации».

Отдельная глава должна отражать в себе санкции за несоблюдение установленных норм, таким образом возникает вопрос, кто будет разрешать данные споры.

В связи с этим следует предусмотреть отнесение ряда норм под уголовную, другие – дисциплинарные, третьи – административные ответственность, исходя из чего возникает необходимость внесения редакций в действующие УК РФ, КоАП РФ  и др.

Вопрос определения принадлежности избирательного права сохраняет свою нерешенность. С одной стороны, мы рассмотрели избирательное право как конституционно-правовой институт, а с другой как самостоятельную отрасль права.

Анализируя действующее законодательство, статьи и мнения различных авторов, мы приходим к выводу, что ряд вопросов остается не решенным, из одной проблемы начинает появляться новая, что заключается в круговорот проблем избирательного права и смежного законодательства.

В заключении хочется отметить, что необходимо учесть множество аспектов данной проблемы, мнений различных авторов, чтобы можно было смело и точно отнести избирательное право к институту конституционного права или, более кардинально, выделить в качестве самостоятельной отрасли права.

Список литературы

  1. Вешняков А.А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 2003.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
  3. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.
  4. Матузов Н.И. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
  6. Федеральный закон №67-ФЗ от 12.06.2002г.  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (2 голосов)