Малыхина Мария Борисовна,
ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, г. Омск
Исследование рукописных текстов относится к числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз, основная цель которых – идентификация исполнителя. Однако, зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, свойств личности и признаков внешности [3, с. 27].
В криминалистической науке разграничиваются такие понятия как графология и почерковедение. Так, Е.П. Ищенко, А.А. Топорков указывают, что «раздел криминалистики, изучающий развитие письменно-двигательных навыков человека, разрабатывающий методы исследования почерка в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы, называется почерковедением» [4, с. 270].
Ю.Н. Попов говорит, что «графологией называют учение, в рамках которого анализируются связи между особенностями почерка и индивидуальностью человека, то есть делаются выводы о чертах его характера, способностях и склонностях и так далее» [1, с. 64].
Профессор Р.С. Белкин в своей книге «Репортаж из мастерской следователя» справедливо утверждал о том, что графология существует и имеет место быть [2, с. 186].
Полностью поддерживая позицию ученых о существовании такого учения как графология, приведем примеры его практического использования. Так, при расследовании уголовного для проверки показаний обвиняемой Б. о нахождении ее в состоянии сильного эмоционального возбуждения при составлении явки с повинной, возникла необходимость в исследовании данного процессуального документа, написанного собственноручно Б. в рамках графологической экспертизы. Согласно заключению эксперта признаков замедленности темпа движений, снижения координации движений, которые в своей совокупности свидетельствовали бы о том, что текст протокола явки с повинной выполнен Б. под влиянием сбивающих факторов (состояние алкогольного опьянения, болезнь, изменение физического состояния, усиления процесса возбуждения и т.п.) не установлено [5].
Российский графолог Ирина Бухарева, руководитель центра изучения почерка «Современная Графология» приводит примеры использования графологии. Так, проанализировав почерк вербовщика Варвары Карауловой Айрата Саматова, она пришла к выводу, что он легкозависимый и ведомый человек, без внутреннего стержня и с серьёзными стрессами. В его характере есть элементы «показушности», попытки поднятия собственного статуса в глазах окружающих. Эта информация, характеризующая А. Саматова, помогла в расследовании данного преступления.
И. Бухаревой был изучен и почерк Сергея Полонского. По ее мнению у бизнесмена, находящегося в СИЗО, в голове полный хаос. Его почерк свидетельствует о неблагонадежности человека и трудности устоять перед соблазнами. Бизнесмен намеренно старается писать неразборчиво, чтобы запутать других. У человека много страхов, много сомнений [7].
Интересные исследования в этой области провели американские ученые- графологи Шейла Лоу и Анна Корен проанализировавшие почерки самых известных серийных убийц: Уэсли Алана Додда, Джеральда Стано, Альберта де Сальво «Бостонский душитель», Кевина Хейли [6]. Они выделили 5 основных признаков почерка, характерных для серийных убийц:
- Штрих. В исследуемых рукописях присутствовали ярко выраженные нервные росчерки или очень аккуратно выведенные (как печатные) буквы. Например, при разборе почерка Кевина Хейли установлено, что буквы похожи на печатные. Был сделан вывод, что Кевин достаточно изобретателен, действует всегда против системы, очень уверен в себе.
- Нажим. Очень сильный или неравномерный натиск пера.
- Буквы. Буквы не дописаны до конца или настолько сильно пересекаются, что одна буква становится частью следующей, а также нижние штрихи букв тщательно выведены или значительно больше самих букв.
- Расстояние между буквами и словами. Сильное сжатие букв или, наоборот, большое расстояние между ними, расстояния между словами не отличаются от расстояния между буквами. Например, в почерке Джеральда Стано наблюдается угловатые штрихи, а также буквы пытаются зачеркнуть друг друга. Ярко выраженные заглавные буквы свидетельствует о самовлюблённости
- Поля. Тест написан либо на полях, либо в углу листа.
Таким образом, графологические исследования могут применяться в различных формах использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве, как в виде судебной экспертизы, так и в виде показаний и заключения специалиста. Основная проблема использования графологии это отсутствие единой универсальной методики. В настоящее время изучаются методы, позволяющие установить зависимость между признаками почерка и свойствами личности для создания единообразной методики проведения психолого-почерковедческой (графологической) экспертизы.
Список используемых источников.
- Алексовский С.Ю. Основы графологии: учеб.-метод. Пос. / С.Ю. Алексовский, Я.В. Комиссарова. М.: Юрлитинформ, 2008.211 с.
- Белкин Р.С. Репортаж из мастерской следователя. Рассказы о криминалистике. М.: НОРМА, 1998.336с.
- Жижина М.В Судебно-почерковедческая экспертиза документов / Под ред. Е.П. Ищенко. М.: Юрлитинформ, 2006. 176с.
- Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика. 2-е изд., испр., доп. и перераб. - М.: Контракт, ИНФРА-М, 2010. 784 с.
- РосПравосудие [Электронный ресурс] URL: https://rospravosudie.com/court-sinarskij-rajonnyj-sud-g-kamensk-uralskogo-sverdlovskaya-oblast-s/act-106865501/ . (дата обращения 16.03.2018).
- Судебно-почерковедческая экспертиза в США // Обзорная информация ВНИИСЭ. М., 1976. № 6.
- Центр изучения почерка Ирины Бухаревой "Современная Графология" [Электронный ресурс]URL: http://www.grafo2.ru/video-i-smi. (дата обращения 14.03.2018).
Очень интересная статья! Но как по Вашему, все таки нужно использовать графологию или нет?
Благодарю за вопрос и за оценку.
Я считаю, использование знаний графологии поможет установить сведение о неизвестном преступнике, облегчит его поиск, а также проведение следственных действий.
Безусловно, это помогло бы также правоохранительным органам, не только при составлении портрета неизвестного преступника, но и при установлении взаимоотношений в преступных сообществах, выявить лидеров и т.д.