Черкасов Павел Борисович,
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний (ВЮИ ФСИН России), г. Владимир
Широкий круг проблем, определяемых в связи с вовлечением в имущественный оборот природных ресурсов как объектов гражданских прав, обусловливает устойчивый интерес специалистов и предпринимателей к данной области научных изысканий. Однако исследование вопросов гражданско-правового регулирования признания и подтверждения вещных прав на земельные участки и иные объекты природы, причин гражданско-правового установления обременений и ограничений прав на данные объекты до сих пор не является предметом специального изучения в юридической науке [1].
Право собственности на природные ресурсы – один из важнейших комплексных правовых институтов, регулирующих правовой режим природных ресурсов, поскольку включает совокупность правовых норм.
Конституцией РФ провозглашены равноправные и одинаковым образом защищаемые формы собственности: государственная (в том числе собственность субъектов РФ), муниципальная, частная и иные, применимые к ряду природных ресурсов. В последние годы идет формирование природоохранного и природоресурсного законодательства России, связанного с созданием системы экономических и правовых механизмов обеспечения права собственности на природные ресурсы: земля, недра, леса, вода, животный мир и др. Например, Глава 17 Гражданского кодекса РФ целиком посвящена праву собственности и иным вещным правам на землю и иные природные ресурсы. Гражданский кодекс РФ (ст. 129) подчеркивает, что оборот земли и других природных ресурсов ограничен постольку, поскольку это предусмотрено в специальных законах: Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, в Федеральном законе «О животном мире» и других. Особенностью права собственности на природные ресурсы и объекты является использование их как непотребляемых объектов (земля, частично воды, особо охраняемые объекты), а также правовыми режимами природных объектов и ресурсов определяемых, как правило, отраслевым законодательством. Наиболее важное значение среди объектов природы играет земля, что дало основание для установления особого правового режима этого природного объекта.
Право государственной собственности на землю целесообразно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле право государственной собственности на землю представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности материальных благ государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (землей) [2]. Данное определение дополняется авторами учебника «Земельное право» как совокупность норм, «...также регулирующих порядок разграничения, приобретения, использования и отчуждения государственных земель (объектов права государственной собственности)». В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Под этим понимается обеспеченная законом (т.е. признанная и охраняемая государством) возможность для данного субъекта поступать определенным образом и требовать определенного поведения от другого лица или лиц. Субъективное право собственности — элемент правоотношения собственности на землю[3, с. 48].
Принятый в 2006 г. Водный кодекс РФ содержит ряд правовых норм, регулирующих вопросы права собственности на водные объекты, так согласно п.1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п. 2 указанной статьи. В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.
Содержание права собственности на леса определяется Лесным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ. Собственник по закону должен нести бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесов. Лесной участок – это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67 «Общие положения о проведении лесоустройства», ст. 69 «Проектирование лесных участков» и ст. 92 «Государственный кадастровый учет лесных участков» Лесного кодекса РФ[4]. Это новая, по мнению профессора С.А. Боголюбова, принципиальная концепция «привязки» леса к земельным участкам, на которых он расположен, которая соответственно вызовет правовое регулирование охраны и использования лесов в зависимости от их категорий и категорий земель. Анализируя законодательство, считаем, что одной из серьезных правовых проблем является установления частной собственности и увязывание в единое целое леса и земли, превращение их в единую недвижимость, оборот которой должен будет регулироваться гражданским законодательством. В нормах Лесного кодекса РФ, в Земельном кодексе РФ (ст. 101 «Земли лесного фонда»), в других федеральных нормативных правовых актах предусматриваются единство леса и земли, на которой он расположен, необходимость их комплексной охраны, защиты, восстановления и использования. Применительно к лесу (его совокупному ресурсу) и защите прав на него требуются закрепление и развитие гражданско-правовых, имущественных отношений, предусмотренных Конституцией РФ, признаваемых и защищаемых равным образом прав частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, которые могут распространяться на леса и иные природные ресурсы. Практика показывает, что с введением лесных аукционов отмечены случаи коррупции и злоупотребления. В новом Лесном кодексе РФ порядку организации и проведения соответствующих аукционов уделяется целая глава и ряд статей, конкретизирующих процедуру аукциона. Физическим и юридическим лицам предстоит сполна использовать предоставленные аукционами возможности по эксплуатации лесных ресурсов. В регионах вносятся предложения о совершенствовании охраны и использования лесного фонда путем изменения форм собственности на него, массовой передачи лесов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, об усилении контрольных и надзорных функций муниципальных образований при сохранении общего надзора за режимом использования в виде участия со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации[5].
Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. Что обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.
Статья 4 Закона «О животном мире» относит объекты животного мира к собственности государства. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Объекты животного мира не могут находиться в частной, муниципальной или иной собственности, только в государственной. И это, по нашему мнению, вполне оправданно, так как зачастую, используя эти ресурсы, граждане и юридические лица стремятся получить максимальную прибыль от использования, не заботясь об их сохранении. Граждане и юридические лица могут лишь иметь право использовать объекты животного мира. В отличие от материальных благ, созданных трудом человека, природные ресурсы и объекты являются общественным достоянием, и это ограничивает в публичных интересах права собственника в их использовании. Горное законодательство и законодательство о животном мире не допускают права частной собственности граждан на эти природные ресурсы[6].
Еще одна проблема, требующая немедленного разрешения, - разграничение собственности на все природные ресурсы, а не только на землю, между Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами. И если для отдельных видов природных ресурсов эта проблема в определенной степени разрешена принятием соответствующих федеральных законов, например Лесного и Водного кодексов и Закона РФ "О животном мире", то собственность на другие виды ресурсов по-прежнему ничем не регламентируется.
Список литературы:
1. Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частно-правовых средств в обеспечении экологических прав граждан / С.А. Боголюбов // Журнал российского права. - 2005. - № 7. – С. 23-34.
2. Бирюкова Н.В. Природные объекты недвижимости: обоснование выделения природных ресурсов как особых объектов гражданского права в составе недвижимого имущества / Н.В. Бирюкова // Российская юстиция. - 2008. - № 8. - С. 19 – 22.
3. Боголюбов С.А. Земельное право : учебник для бакалавров. – Изд. 5-е, перераб. и доп.- М. : Юрайт, 2013. – 376 с.
4. Бирюкова Н.В., Ефанов И.А. О гражданско-правовой природе признания и подтверждения вещных прав на природные объекты недвижимости / Н.В. Бирюкова, И.А. Ефанов // Российская юстиция. -2009. - № 11. - С. 26 – 28.
5. Клюкин Б.Д. Многообразие форм собственности на природные объекты / Б.Д. Клюкин // Право и экономика. - М.: Юрид. Дом "Юстицинформ", 1998, -
№ 1. - С. 36-41
6. Карзенкова А.В. Природные ресурсы как объекты гражданских прав / А.В. Карзенкова // Научные труды РАЮН. Вып. 11. В 2 т. Т. 2. - М.: Юрист, 2011. - С. 123-129.
Павел, полностью с тобой согласен! Ты рассматриваешь очень проблемный вопрос как в гражданском, так и в земельном и экологическом законодательстве РФ,чтобы восполнить выделенные пробелы и коллизии, затронутые в твоей статье, необходимо пристальное внимание и определенные действия со стороны законодательной власти.