Выявление проблемных областей в изучении английского языка

Коновалова Ольга Владимировна,
Финансовый Университет при Правительстве РФ, г. Омск

 

Изучение иностранного языка всегда вызывает интерес у любого человека, познание какой-то новой сферы, которая к тому же будет полезна в жизнедеятельности, притягивает к себе все большее количество людей. В эпоху бурного технологического развития, интеграции стран возникает большая необходимость в изучении иностранных языков, поскольку при владении какого-то неродного языка появляется возможность занять более высокое положение в обществе, то есть построить карьеру для человека, знающего несколько языков, не составит труда. Положительные стороны знания языка можно называть бесконечно, очевидно, что для негативного влияния места здесь не найдется, однако не все так просто. Естественно, что одного желания недостаточно, чтобы с легкостью говорить на другом языке, это займет достаточное количество времени и сил. Языки всех стран имеют свои особенности, структуру, специфическое произношение и т.д., безусловно, вышеуказанные факторы оказывают колоссальное воздействие на процесс их изучения. Возьмем, например, английский и родной русский языки, сложился стереотип о том, что русский крайне трудный для изучения язык, поскольку одни только падежи могут вывести из себя спокойного иностранца, который желает познать великий и могучий язык, когда в то же время английский не имеет таких трудных конструкций склонения. Тут имеет место быть исторический фактор, развитие нашего государства складывалось таким образом, что Православная церковь всем правила и иностранцы не могли внести свой вклад в обогащение русского, что сейчас происходит полным ходом. В Англии же в 17 веке с подачи населения стали присваивать несколько значений одному слову или фразе, по той же схеме были отменены падежи и английский превратился в упрощенный вариант сложного языка. Одним словом, проблем много, осталось найти грамотный способ их решения.

Цель данного исследования заключается в анализе особенностей английского языка и в анализе возможного воздействия психологических факторов на процесс его изучения.

Объектом исследования является методика изучения иностранного языка.

Предмет исследования: влияние массивности конъюнктуры иностранного языка на успешность его изучения.

Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнение следующих задач:

  • Провести теоретический обзор научной литературы по актуальному вопросу обучения иностранного языка в современных условиях;
  • Осуществить социологическое исследование (в форме опроса) для сбора эмпирических данных по заданной проблеме;
  • Проанализировать результаты исследования и выяснить конкретные препятствия на пути изучения иностранного языка.

Эмпирическая база исследования: в опросе участвовали жители города Омск.

Анализ методической и психологической литературы и собственный опыт показывают, что одной из основных причин возникновения сложностей у взрослых и детей в процессе изучения английского языка являются трудности социально-психологического характера [2, с.62]. Из-за каких-то глубоких потрясений или переживаний человек может быть неуверенным, и как следствие достаточно трудно такой личности будет практиковать свой язык. Или же оказавшись в непривычной обстановке среди незнакомых людей испытываешь чувство дискомфорта, откуда и появляется барьер при диалоге с иностранцами. Существует мнение, что люди с возрастом теряют навык к обучению, но это обычное заблуждение. Психологи выяснили, что высокий потенциал обучаемости сохраняется на всех этапах жизни. Постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняют высокий уровень психофизиологических функций, а образование выступает одним из ключевых условий психического здоровья взрослого человека. К образовательному процессу взрослые подходят осознанно, имея высокую степень мотивации: они занимаются английским языком достаточно прилежно и дисциплинированно, поскольку решение продолжить образование, как правило, принимается сознательно [2, с.62]. Соответственно усвоение языка происходит успешно. Но все же с чем мы сталкиваемся на пути к достижению нашего идеала?

Для того чтобы узнать общераспространенные проблемы, с которыми встречаются люди всего возраста при изучении английского нам потребовались ответы 10 людей.

На вопрос о легкости восприятия незнакомого языка мы получили следующие ответы. Все респонденты с уверенностью отвечали утвердительно, то есть каждый участник имеет проблемы при изучении языка. Довольно ожидаемый результат, поскольку невозможно чему-либо обучиться без каких-то сложностей. Однако, наиболее проблемная сфера – аудирование или «listening», 8 из 10 отвечающих назвали ее как самую нелюбимую часть образования, а нелюбимую только из-за того, что именно восприятие иностранной речи дается с наибольшим трудом. Дилемма об огромном количестве фраз и фразовых глаголов поделила отвечающих на 2 части, одна половина утверждает о легкости запоминания одной фразы и нескольких значений к ней, другая же часть респондентов находят такой принцип неудобным и вводящим в ступор при переводе на родной язык. Действительно, абсолютно все знают широко распространённый глагол «go», а вот «go off» имеет совершенно другую смысловую нагрузку. К сожалению, не каждый сможет догадаться, что данное словосочетание можно перевести как «взрываться». Две вышеуказанные проблемы, действующие в тандеме, осложняют обучение в несколько раз, обилие фразовых глаголов в разговорной речи лишают всякого смысла изучение английского без их знания. С другой стороны может произойти так называемое «горе от ума», употребив фразу в неправильном контексте, есть высокая вероятность оказаться в неприятной ситуации. И, наконец, самый интересный блок проблем – психологический. Идея о влиянии психологического воспитания человека на процессы его жизнедеятельности импонирует нам по вполне объективным причинам. Внутреннее сознание управляет всеми процессами организма, в том числе и способствует лексическому и грамматическому обучению. Треть опрошенных заявили о страхе создать о себе впечатление глупого человека, то есть боязнь совершить ошибку. Такая фобия характерна для неуверенных в себе людей, категория этих людей убеждена, что знают язык хуже других. Но ведь не всегда уверенное говорение означает знание языка на уровне «advanced». Просто человек открытый для общения и не боится делать ошибок.

Таким образом, на основе изученной литературы и эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что изучение языка – это увлекательное занятие, которое к нашему несчастью имеет большое количество препятствий и для каждого человека оно свое. Самой проблемной категорией оказалось аудирование, но здесь путь решения один – слушать, слушать и слушать. Конечно, чтобы освоить понимание речи на слух, произношение, и устное выражение мыслей, нужно иметь в этом опыт. Когда тексты уже читаются легко и почти без словаря, следующий этап - научиться понимать устную речь носителей языка [1, c.2]. Чтобы справится с пониманием, необходимо изучить большой объем лексики, что не должно вызывать труда, если есть большое желание и потенциал. Другими словами, стремление, сила воли и уверенность в себе хорошие союзники при изучении иностранного языка. Все в наших руках, главное - учиться, учиться и еще раз учиться!


Литература

1. Брюханова  Е.А. Проблемы изучения и преподавания иностранного языка и способы их преодоления // Сибирский торгово-экономический журнал. 2008.- №7.- С.1-2

2. Низкодубов Г.А. Социально-психологические и языковые трудности при изучении английского языка в контексте непрерывного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014.− №8(149).− С.62-65

0
Ваша оценка: Пусто