Введение уголовной ответственности для юридических лиц

Хасанов А.Т., Уральский институт (ф) РаНХИГС

Научный руководитель: к.ю.н., доц. Гришин Д.А.

В 2011 году Следственным комитетом РФ был разработан и внесен на обсуждение проект Федерального закона, предусматривающий применение в отношении юридических лиц мер уголовно-правового воздействия.

По мнению разработчиков, законопроект будет ориентирован на борьбу с коррупцией в сфере государственных закупок, создание фирм однодневок и монополистических сговорах о завышении цен.

Будет ли данный законопроект работать и так ли нужна российскому законодательству идея уголовной ответственности для юридических лиц? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратить внимание на основные положения предлагаемого законопроекта.

Начать хотелось бы с причастности юридических лиц к преступлениям подлежащих уголовной ответственности. Согласно законопроекту причастность определяется как:

- совершение преступления в интересах юридического лица

- использование юридического лица в целях совершения, сокрытия преступления или последствий преступления.

Уголовной ответственности будут подлежать юридические лица, причастные к совершению преступления.

Что касается наказания для юридических лиц, то в качестве видов мер уголовно – правового воздействия законопроект предусматривает - предупреждение; штраф; лишение лицензии, квоты, преференций или льгот; лишение права заниматься определённым видом деятельности от одного года до пяти лет; запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации (если юрлицо образовано за пределами РФ); принудительная ликвидация.

Признание юридического лица причастным к преступлению на основании решения суда повлечет для него судимость на определенный срок. Судимость будет учитываться при назначении наказания в случае повторной причастности юридического лица к преступлению, а также при проведении приватизации, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Также в законопроекте определен порядок производства по уголовным делам в отношении юридических лиц. Юридическое лицо признается обвиняемым с момента вынесения в отношении его постановления об обвинении.

По уголовному делу в части производства в отношении юридического лица доказыванию подлежит: время, место, способ совершения преступления, характер и размер вреда, причиненного преступлением; причастность юридического лица к преступлению; характер и размер имущественных выгод, получаемых юридическим лицом в результате преступления; данные, характеризующие обвиняемое юридическое лицо.

Признав доказанным, что преступление имело место, к нему причастно именно подсудимое юридическое лицо, суд назначает подсудимому юридическому лицу одну или несколько мер уголовно-правового характера, о чем выносит постановление.

Рассмотрев основные положения законопроекта можно сделать вывод, что все довольно просто. Во-первых, и самое главное уголовную ответственность может определять только Уголовный кодекс Российской федерации, все изменения подлежат внесению или они не считаются вступившими в силу. Во-вторых, но не менее важно, законопроект не устанавливает новый институт – ответственности юридического лица, не вводит новых статей в Особенную часть УК РФ, которые бы предусматривали уголовную ответственность юридических лиц. Следовательно, если нет специальных статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений юридическими лицами, то и привлекать их не за что. Получается, что нет криминализированного деяния, но есть, основание уголовной ответственности.

Если рассматривать наказания, то и тут не все гладко. Законопроект предусматривает 6 видов наказаний, два из которых «предупреждение» и «штраф» нам уже знакомы по Кодексу об административных правонарушениях. Остальные три (лишение лицензии, квоты, преференций или льгот; лишение права заниматься определенным видом деятельности; запрет на осуществление деятельности на территории РФ) по своему характеру вполне могут быть административными. Что касается последнего вида «принудительная ликвидация», то данная мера ответственности давно известна действующему законодательству и является даже не административной, а гражданско-правовой мерой ответственности и отражена в п.2 ст.61 ГК РФ. Возникает вопрос, не проще ли было ввести в КоАП РФ новые санкции? Для наглядного примера можно привести Великобританию: здесь деяние признается совершенным корпорацией, когда оно совершается непосредственно либо при посредстве других лиц. При этом деятельность корпорации отличается от действий физического лица. Также по английскому уголовному законодательству допускается применение к юридическим лицам штрафов как меры уголовного наказания, но к ним не могут применяться уголовные наказания, которые назначаются физическому лицу за совершенное преступление.

Также пока в нашем государстве есть возможность без больших затрат создать юридическое лицо законопроект не приведет к сокращению «фирм однодневок» т.к. принудительная ликвидация никак не скажется на их возникновении.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

  1. Законопроект, предусматривающий идею уголовной ответственности для юридических лиц противоречит основным нормам и принципам уголовного права.
  2. Разработчики законопроекта не учли положения иных отраслей права российского законодательства. Воплощение идеи уголовной ответственности для юридических лиц требует значительных изменений огромного количества законодательных актов разного уровня.
  3. Законопроект не содержит в себе способы решения поставленных проблем.
  4. Необходимо дополнение Уголовного Кодекса РФ отдельной главой, посвященной условиям и основаниям уголовной ответственности юридических лиц, а также их уголовному наказанию.
3.375
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.4 (8 votes)

Я разделяю Вашу точку зрения о том, что не следует вводить уголовную ответственность юридических лиц. Однако политическая воля уже сформирована, законопроект готов, поэтому рано или поздно это случится. В связи с этим актуальность Вашей статьи не вызывает сомнений, и проблемы, указанные Вами необходимо решать. Так, например, по Вашему мнению, каким образом нужно определять составы преступлений, по которым к уголовной ответственности смогут привлекать юридических лиц:
1 – указать в Общей части УК РФ исчерпывающий перечень таких составов преступлений;
2 – указывать в отдельных составах в Особенной части УК РФ о возможности привлечения по ним как физических, так и юридических лиц;
3 - создать отдельную главу в Особенной части, в которой будут указаны составы преступлений, по которым могут привлекаться исключительно юридические лица;
4 – взять пример с КоАП РФ и установить, что если в статье не указано, к юридическому или физическому лицу данная статья применяется, то считать, что действие статьи распространяется в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".