Хасанов А.Т., Уральский институт (ф) РаНХИГС
Научный руководитель: к.ю.н., доц. Гришин Д.А.
В 2011 году Следственным комитетом РФ был разработан и внесен на обсуждение проект Федерального закона, предусматривающий применение в отношении юридических лиц мер уголовно-правового воздействия.
По мнению разработчиков, законопроект будет ориентирован на борьбу с коррупцией в сфере государственных закупок, создание фирм однодневок и монополистических сговорах о завышении цен.
Будет ли данный законопроект работать и так ли нужна российскому законодательству идея уголовной ответственности для юридических лиц? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратить внимание на основные положения предлагаемого законопроекта.
Начать хотелось бы с причастности юридических лиц к преступлениям подлежащих уголовной ответственности. Согласно законопроекту причастность определяется как:
- совершение преступления в интересах юридического лица
- использование юридического лица в целях совершения, сокрытия преступления или последствий преступления.
Уголовной ответственности будут подлежать юридические лица, причастные к совершению преступления.
Что касается наказания для юридических лиц, то в качестве видов мер уголовно – правового воздействия законопроект предусматривает - предупреждение; штраф; лишение лицензии, квоты, преференций или льгот; лишение права заниматься определённым видом деятельности от одного года до пяти лет; запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации (если юрлицо образовано за пределами РФ); принудительная ликвидация.
Признание юридического лица причастным к преступлению на основании решения суда повлечет для него судимость на определенный срок. Судимость будет учитываться при назначении наказания в случае повторной причастности юридического лица к преступлению, а также при проведении приватизации, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Также в законопроекте определен порядок производства по уголовным делам в отношении юридических лиц. Юридическое лицо признается обвиняемым с момента вынесения в отношении его постановления об обвинении.
По уголовному делу в части производства в отношении юридического лица доказыванию подлежит: время, место, способ совершения преступления, характер и размер вреда, причиненного преступлением; причастность юридического лица к преступлению; характер и размер имущественных выгод, получаемых юридическим лицом в результате преступления; данные, характеризующие обвиняемое юридическое лицо.
Признав доказанным, что преступление имело место, к нему причастно именно подсудимое юридическое лицо, суд назначает подсудимому юридическому лицу одну или несколько мер уголовно-правового характера, о чем выносит постановление.
Рассмотрев основные положения законопроекта можно сделать вывод, что все довольно просто. Во-первых, и самое главное уголовную ответственность может определять только Уголовный кодекс Российской федерации, все изменения подлежат внесению или они не считаются вступившими в силу. Во-вторых, но не менее важно, законопроект не устанавливает новый институт – ответственности юридического лица, не вводит новых статей в Особенную часть УК РФ, которые бы предусматривали уголовную ответственность юридических лиц. Следовательно, если нет специальных статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений юридическими лицами, то и привлекать их не за что. Получается, что нет криминализированного деяния, но есть, основание уголовной ответственности.
Если рассматривать наказания, то и тут не все гладко. Законопроект предусматривает 6 видов наказаний, два из которых «предупреждение» и «штраф» нам уже знакомы по Кодексу об административных правонарушениях. Остальные три (лишение лицензии, квоты, преференций или льгот; лишение права заниматься определенным видом деятельности; запрет на осуществление деятельности на территории РФ) по своему характеру вполне могут быть административными. Что касается последнего вида «принудительная ликвидация», то данная мера ответственности давно известна действующему законодательству и является даже не административной, а гражданско-правовой мерой ответственности и отражена в п.2 ст.61 ГК РФ. Возникает вопрос, не проще ли было ввести в КоАП РФ новые санкции? Для наглядного примера можно привести Великобританию: здесь деяние признается совершенным корпорацией, когда оно совершается непосредственно либо при посредстве других лиц. При этом деятельность корпорации отличается от действий физического лица. Также по английскому уголовному законодательству допускается применение к юридическим лицам штрафов как меры уголовного наказания, но к ним не могут применяться уголовные наказания, которые назначаются физическому лицу за совершенное преступление.
Также пока в нашем государстве есть возможность без больших затрат создать юридическое лицо законопроект не приведет к сокращению «фирм однодневок» т.к. принудительная ликвидация никак не скажется на их возникновении.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:
- Законопроект, предусматривающий идею уголовной ответственности для юридических лиц противоречит основным нормам и принципам уголовного права.
- Разработчики законопроекта не учли положения иных отраслей права российского законодательства. Воплощение идеи уголовной ответственности для юридических лиц требует значительных изменений огромного количества законодательных актов разного уровня.
- Законопроект не содержит в себе способы решения поставленных проблем.
- Необходимо дополнение Уголовного Кодекса РФ отдельной главой, посвященной условиям и основаниям уголовной ответственности юридических лиц, а также их уголовному наказанию.
Я разделяю Вашу точку зрения о том, что не следует вводить уголовную ответственность юридических лиц. Однако политическая воля уже сформирована, законопроект готов, поэтому рано или поздно это случится. В связи с этим актуальность Вашей статьи не вызывает сомнений, и проблемы, указанные Вами необходимо решать. Так, например, по Вашему мнению, каким образом нужно определять составы преступлений, по которым к уголовной ответственности смогут привлекать юридических лиц:
1 – указать в Общей части УК РФ исчерпывающий перечень таких составов преступлений;
2 – указывать в отдельных составах в Особенной части УК РФ о возможности привлечения по ним как физических, так и юридических лиц;
3 - создать отдельную главу в Особенной части, в которой будут указаны составы преступлений, по которым могут привлекаться исключительно юридические лица;
4 – взять пример с КоАП РФ и установить, что если в статье не указано, к юридическому или физическому лицу данная статья применяется, то считать, что действие статьи распространяется в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.