Ткалина Анастасия Владимировна,
курсант 4 курса Дальневосточного юридического института МВД России
Возмещение вреда, причиненного преступлением, - это одна из основных задач органов предварительного расследования, вытекающая из принципа уголовного судопроизводства - защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (ст. 6 УПК РФ). При расследовании преступлений данная задача возникает перед органами предварительного расследования при подаче заявителем гражданского иска.
По общему правилу, на этапе предварительного расследования уголовных дел, лицо вправе предъявить исковые требования о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением, то есть заявить гражданский иск[4, с. 56]. При расследовании отдельных видов преступлений, таких как налоговые преступления, возникает проблема возмещения вреда, причиненного преступлением. Проблема заключается в том, что существуют определенные противоречия в законодательстве. Так с помощью НК РФ регулируются властные отношения по установлению, взиманию и введению налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В свою очередь п.3 ст.2 ГК РФ, гласит, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется. Это свидетельствует о невозможности регулирования иска при расследовании налогового преступления, гражданским законодательством.
Судебная практика показывает обратное, суд считает, что для возмещения вреда, причиненного государству налоговым преступлением, следует анализировать в совокупности и взаимосвязи нормы уголовно-процессуального, гражданского, налогового законодательства. То есть он настоятельно рекомендует использовать гражданское законодательство по обеспечению иска при расследовании налогового преступления[3].
Важно отметить то, что гражданский иск ограничивает круг лиц, которые вправе заявить требования о возмещении вреда причиненного преступлением. Основываясь на положениях уголовно-процессуального законодательства, гражданский истец – это физическое или юридическое лицо, и в отдельных случаях прокурор (ч.1 ст.44 УПК РФ). Российская Федерация не является участником уголовно-процессуальных отношений, так как не указана среди субъектов в ч. 1 ст. 46 УПК. Исследуя субъектный состав отношений, возникающий при возмещении вреда, причиненного преступлением, Пленум Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 разъяснил, что при расследовании налоговых преступлений, истцами по гражданскому иску могут выступать налоговые органы (подпункт 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ) или органы прокуратуры (ч. 3 ст. 44 УПК РФ). Но, если полномочия прокурора четко прописываются в УПК РФ и логически вписываются в уголовное судопроизводство, то право налоговых органов заявлять гражданский иск при расследовании налоговых преступлений уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено.
В следственно-судебной практике органы предварительного следствия, реализуя положения постановления Пленума Верховного Суда от 28 декабря 2006 г. № 64, признают налоговые органы гражданскими истцами. В подтверждении сформулированного нами промежуточного вывода приведем несколько примеров. Приговором Куйбышевского районного суда города Омска от 26 февраля 2008 года гражданин Б. был осужден по п. «б» ч.2 ст.199 УК РФ. Налоговым органом был предъявлен гражданский иск к гражданину Б. о взыскании с него суммы неуплаченных налогов и был частично удовлетворен [2]. Гражданин С. осужден по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, Заявленный налоговым органом гражданский иск о возмещении вреда государству удовлетворен. С гражданина С. судом взыскан вред в пользу государствах[1].
Практика органов предварительного следствия по уголовным делам о налоговых преступлениях в части возмещения вреда, причиненного преступлением, входит в противоречие с ч. 1 ст. 44 УПК РФ и ч. 2.14 ст.31 НК РФ. Исходя из положений УПК РФ, обязательным критерием для признания налогового органа гражданским истцом по уголовному делу является наличие вреда, причиненного ему непосредственно преступлением. Но при совершении налогового преступления имуществу и деловой репутации налогового органа вред не причиняется. Из этого следует, что налоговые органы не вправе заявлять гражданский иск и защищать финансовые интересы государства при расследовании уголовного дела.
На основе проведенного нами выше комплексного анализа межотраслевых норм о возмещении вреда, причиненного налоговыми преступлениями, можно констатировать наличие существенных противоречий между ними. Это проявляется в том, что гражданское законодательство не может регулировать исковой порядок возмещения вреда, причиненного налоговым преступлением, при расследовании уголовного дела (п. 3 ст. 2 ГК РФ). В связи с этим, представляется целесообразным дополнить уголовно-процессуальное законодательство положениями о налоговом иске, так как он установлен Налоговым кодексом РФ и обладает, на наш взгляд, самостоятельной юридической силой. Кроме этого, в уголовно-процессуальное законодательство необходимо включить субъектов, имеющих право на заявление налогового иска и установить их правовое положение.
Используемые источники
1. Московский областной суд кассационное определение от 17 января 2013 г. по делу № 22к-89 // СПС КонсультантПлюс.
2. ОКС РФ. Определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барилова П.В. на нарушение его конституционных прав ст.199 УК РФ ,ст. 54 УПК РФ и п.1 ст. 1068 ГК РФ. от 16 апреля 2009 г. № 442-О-О // СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Российская газета. 31.12.2006.
4. Рыжаков А.П. Возмещение вреда, причиненного преступлением. Учебное пособие. // М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. C.56.
Статья вызвала большой интерес.Возник вопрос,правомерно ли то, что налоговые органы выступает в качестве истца по налоговым преступлениям?
Вопрос спорный.Так в соответствии с УПК РФ граждански истец - это физическое или юридическое лицо, и в отдельных случаях прокурор (ч.1 ст.44 УПК РФ).Это свидетельствует о том, что налоговый орган не может выступать в качестве истца,но Пленум Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 разъяснил, что при расследовании налоговых преступлений, истцами по гражданскому иску могут выступать налоговые органы (подпункт 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ).Также, судебная практика показывает то, что налоговые органы часто выступают в качестве истца по налоговым преступлениям.
Здравствуйте, какова юридическая природа иска ,по налоговым преступлениям ?
Здравствуйте,весьма сложно определить, какова юридическая природа исковых требований по уголовным делам о налоговых преступлениях. Несомненно, предполагается тесная взаимосвязь уголовного, гражданского и налогового законодательства. По нашему мнению,юридической природой исковых требований по уголовным делам о налоговых преступлениях, является налоговое законодательство, так как гражданское законодательство в соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК не регулирует налоговые отношения.
Здравствуйте. Считаете ли Вы необходимым закрепить в УПК положение о налоговом иске?
Здравствуйте. На наш взгляд, понятие налогового иска необходимо исследовать, а его содержание закрепить в Налоговом и Уголовно-процессуальном кодексах РФ для его единого понимания.
Здравствуйте!Анастасия, как Вы думаете, какова роль прокурора при заявлении исковых требований по налоговым преступлениям ?
Здравствуйте .В соотвествии с УПК прокурор в праве заявлять иск.При заявлении исковых требований по налоговым преступлениям ,прокурор выступает от имени и в интересах государства .