Влияние государственной политики на воспитательно-правовую функцию семьи в семейном праве России

Батищева Елена Юрьевна,
ОмЮА
Научный руководитель: Темникова Н.А., к.ю.н., доцент

 

Семьей признается основанная на браке, кровном родстве, принятии на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Основными направлениями государственной семейной политики являются обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства играет важнейшую роль в фундаменте государства, что, как правило, ведет к созданию различных правовых механизмов реализации государственной политики в данной сфере и обеспечивали бы эффективное воздействие на создание условий для осуществления семейных функций, в том числе и воспитательной правовую функцию.

Одной из составляющих такой поддержки должно стать достаточное количество мест в детских садах. В отношении детей в возрасте от 3 до 7 лет реализуется программа, в рамках которой ежегодно выделяются дополнительно 400 тыс. мест. Частные детские сады приобретают все большое значение в этой сфере. Однако в настоящий момент, на первый план выходят потребности в местах в ясельные учреждения для детей в возрасте до 3 лет.

Принятая в настоящее время Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р)[1] показывает положительное влияние государственной политики на воспитательно-правовую функцию семьи в семейном праве России. Концепция указывает на основные цели государства в этой сфере такие, как:

- упрочение и защита семьи, а так же ценностей семейной жизни;

- создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций;

- повышение качества жизни семей;

- обеспечение прав их членов в процессе общественного развития.

К задачам отнесены развитие системы господдержки семей, содействие в реализации их воспитательного и культурно-образовательного потенциала, профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.

При наличии критической демографической ситуации потребность в социальном обеспечении уязвимых слоев населения, в том числе женщин и детей, обостряется. Интересы позитивного демографического развития требуют не только расширения круга обеспечиваемых лиц и разнообразия учитываемых социальных рисков, но и высокого уровня обеспечения, т.е. достаточности предоставляемых благ для удовлетворения нормальных потребностей человека, в частности позволяющих обеспечить вынашивание и рождение детей, их полноценное развитие, сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка. В то же время очевидно и то, что демографические показатели выступают ограничителями социальных расходов. При старении населения, неблагоприятном соотношении трудоспособных и нетрудоспособных граждан требуется больший объем необходимых для них средств. Возникает и проблема оптимального распределения объективно ограниченных ресурсов между разными социальными группами, в них нуждающихся. Поэтому в литературе можно встретить предложения об увеличении рождаемости не как самостоятельной ценности, а как средства для последующего улучшения жизни пожилых граждан за счет переложения основной части материальных забот о них с общества на их взрослых детей. Сторонники же усиления поддержки семей с детьми, в свою очередь, полагают, что на пособия таким семьям необходимо перенаправить часть финансов, идущих ныне на пенсионное обеспечение стариков, либо, например, за счет отказа от льготного проезда ветеранов на общественном транспорте увеличить численность мест в детских садах.

О том, что проблемы материнства и детства сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения, говорится и в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (далее - Стратегия).[2] Названные в Стратегии проблемы и задачи во многом перекликаются с обозначенными в Концепции демографической политики Российской Федерации. Демографические проблемы не только сохраняются в настоящее время, но даже усугубляются в связи с сокращением доходов россиян, социальных статей расходов бюджетной системы и внебюджетных фондов, а также в условиях дальнейшей «оптимизации» здравоохранения и образования, расширения платных социальных, образовательных и медицинских услуг.

В Стратегии среди первоочередных мер названы разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики.

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществляется по заявлению лица, желающего усыновить ребенка, исключительно судом в порядке особого производства, в соответствии с требованиями, установленными гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, а также Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства утверждены постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275.[3]

В случае если усыновителями являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, не являющиеся родственниками детей, обязаны представить в суд документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, поскольку в соответствии с нормами СК РФ[4] этим лицам дети могут быть переданы на усыновление только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в банк данных. Таким образом, реализуется право приоритетного устройства детей в стране их происхождения, т.е. в Российской Федерации. Для российских граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, и родственников ребенка, проживающих за ее пределами, законом не предусмотрено ограничение по времени постановки ребенка на учет. Кроме того, на орган опеки и попечительства возлагается обязанность приложить документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации или на усыновление его родственникам независимо от их гражданства и места жительства.

В Концепции совершенно правильно отмечается, что уровень жизни семей не может быть повышен без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов прежде всего от трудовой деятельности. Речь, однако, идет не о совершенствовании оплаты труда, а о целесообразности поддерживать развитие семейного предпринимательства и фермерства, развивать для граждан с высокой семейной нагрузкой формы занятости, позволяющие им совмещать работу с выполнением семейных обязанностей: на условиях неполного рабочего времени, работы по гибкому графику или на дому. Между тем подобные рекомендации, весьма важные для женщин с детьми, десятилетиями фигурируют в программных документах, но практически не реализуются, так как в этом не заинтересованы работодатели.

Забота о детях, их воспитание как обязанность родителей по смыслу ст. 38 (ч. 2) Конституции Российской Федерации предполагают, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Данной конституционной обязанностью, которая сама по себе является отображением общепризнанной модели социального поведения, предопределяется и характер правоотношений между родителями и детьми, что позволяет федеральному законодателю, располагающему достаточно широкой свободой усмотрения в выборе конкретных мер юридической и социальной защиты жилищных прав несовершеннолетних, устанавливать систему гарантий этих прав исходя из презумпции добросовестности поведения родителей в отношении своих детей и определять - с учетом более высокой степени доверия к родителям, нежели к другим законным представителям несовершеннолетних, - их правомочия и, соответственно, субсидиарный характер опеки и попечительства со стороны управомоченных государственных органов в случаях, когда попечение со стороны родителей не осуществляется.

Концепцией признается зависимость экономической активности семей с малолетними детьми от доступа к услугам дошкольных образовательных организаций.

В ходе реализации Концепции, предполагается:

- создать условия для уменьшения числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми;

- повысить доступность дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет;

- повысить профилактическую направленность и адресность предоставления социальных услуг;

- снизить в результате профилактических мероприятий число детей, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, и число детей, имеющих родителей (одного родителя) и постоянно проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создать условия для развития форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан в случае невозможности их возращения к кровным родителям;

- создать условия воспитания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближенные к семейным.

В итоге будет улучшено положение семей, развита инфраструктура оказания услуг, организация дополнительного образования детей и взрослых, семейного отдыха, оздоровления и досуга.

Те, для кого в Омской области изменения были особенно ожидаемыми, а тем более выстраданным, восприняли принятие Национальной стратегии действий в интересах детей как указание к действию, движению в цивилизованный мир.

2013 - 2014 годы - первые годы реализации региональной стратегии действий в интересах детей, пронизанные поиском идей реализации стратегии - показали заинтересованность и работоспособность традиционно ответственных за обеспечение всех проблем детства министерств и ведомств: образования, здравоохранения, культуры и др.

Указ Губернатора Омской области от 16 января 2013 года «О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы»[5] утвердил документ как главенствующий в системе движения в цивилизованный мир. В субъекте создан Координационный совет при Губернаторе Омской области по реализации региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013-2017 годы.

План первоочередных мероприятий на 2013 - 2014 годы по реализации региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы, предусматривающий основные меры, реализация которых позволила воплотить высокие идеи и замыслы в практические ежедневные последовательные действия, реализован в Омской области по большинству позиций, количественно характеризующих состояние вопроса охраны прав детства, отмечается позитивный рост. Анализ ситуации с обеспечением прав и законных интересов ребенка в Омской области позволяет оценить обстановку в целом как положительно стабильную.

В 2016 году необходимо продолжить работу по контролю за соблюдением государственных гарантий обеспечения главного права ребенка - права на охрану жизни и здоровья, исключить негативные тенденции, связанные с гибелью и травмированием детей при пожарах, на дорогах, с возросшей угрозой жизни и здоровью малолетних детей вследствие преступных посягательств взрослых и, в первую очередь, в отношении их половой неприкосновенности, надлежащим обеспечением физической безопасности детей, пребывающих в образовательных и иных организациях.

В условиях существующего дефицита бюджетных средств и замедления экономического роста застарелые «детские» проблемы финансового и имущественного характера могут остаться на прежнем уровне. Как отметил Губернатор Омской области В.И. Назаров в послании Законодательному Собранию Омской области на 2016 год, мы должны уделять внимание вопросам собственной эффективности.

Следовательно, выход может быть только один - это повышение эффективности работы всех ведомств в сфере обеспечения прав детства, основанной на четком межведомственном взаимодействии, исключении бюрократического подхода к решению проблем конкретных детей, применении современных подходов к выработке и реализации управленческих решений. II самое главное - в широком вовлечении в процесс обеспечения прав детства всего гражданского общества и социально ответственного бизнеса.


Список использованной литературы

  1. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р)//СЗ РФ. 2014. №35. ст.4811
  2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761)//СЗ РФ. 2012 г. №23. ст.2994
  3. Основные направления государственной семейной политики (утв. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. №712) (с изменениями и дополнениями от 5 октября 2002 г.)//СЗ РФ. 1996. №21. ст.2460
  4. Указ Губернатора Омской области от 16 января 2013 года «О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы»//СПС Гарант, 2015

[1] Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р)//СЗ РФ. 2014. №35. ст.4811

[2] Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)//СЗ РФ. 2012 г. №23. ст.2994

[3] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изменениями и дополнениями от 10 сентября 2015 г.)//СЗ РФ. 2000. №15. ст.1590

[4] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 ноября 2015 г.)//СЗ РФ. 1996. №1. ст.16

[5] Указ Губернатора Омской области от 16 января 2013 года «О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы»//СПС Гарант, 2015

 

4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (1 голос)